Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа
Сознание и бессознательное: два этих понятия привычны для современного человека и у простого обывателя не вызывают каких-либо вопросов. Как часто в нашей обыденной жизни мы слышим следующие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и т.д. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании бессознательного, и с этим открытием связывали далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества.
Сначала в существование бессознательного многие отказывались верить, сводя все его проявления к физиологическим процессам. Затем, все-таки, человечество признало тот факт, что сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается.
Введение _______________________________________________ 3
Понятие о бессознательном:
Подходы к изучению бессознательного __________________ 5
Понятие бессознательного, его признаки _________________ 7
Связь сознательного и бессознательного _________________ 10
История исследования бессознательного _________________ 11
Выводы _____________________________________________ 15
Основные теории бессознательного в психологии:
Психология бессознательного З.Фрейда __________________ 15
Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга ________ 20
Выводы _____________________________________________ 23
Проявления бессознательного:
Классификации проявлений бессознательного _____________ 24
Неосознаваемые механизмы сознательных действий ________ 25
Неосознанные побудители сознательных действий _________ 30
«Надсознательные» процессы ___________________________ 37
Пси-процессы ________________________________________ 38
Выводы _____________________________________________ 38
Методы исследования бессознательного:
С точки зрения психоанализа ___________________________ 40
С точки зрения психофизиологии _______________________ 42
Выводы _____________________________________________ 45
Заключение _____________________________________________ 47
Список литературы _______________________________________ 48
К указанным выше признакам можно добавить еще одно: бессознательное не имеет словесно-логической формы выражения. Об этом говорил в свое время еще З.Фрейд, указывавший, что бессознательными являются именно представления, разъединенные со словами. Уотсон также видит в вербализации основное отличие от сознательного. Исходя из этого он делает вывод о том, что мы не можем вспомнить самых ранних событий детства, потому что они происходили тогда, когда поведение наше было еще не вербализованно [2].
Таким образом, бессознательное – это понятие довольно сложное. Это отдельная часть психики человека, которая гораздо шире и богаче сознания.
1.3 Связь сознательного и бессознательного
Немов Р.С. [8] считает, что бессознательное, также как и сознание, играет большую роль в деятельности и поведении человека. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Наряду с этим многие поведенческие акты осуществляются на уровне бессознательной регуляции.
Вопрос об отношениях между сознательным и бессознательным является сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого, как считает Немов Р.С., является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания. Это бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.
Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного (автоматизмы).
Третий тип бессознательных явлений касается бессознательного в личности человека (неосознаваемые мотивы поведения).
«Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций» [8, c.142].
1.4 История исследования бессознательного
Несмотря на то, что бессознательное стало активно изучаться только в начале ХХ века, общая идея о нем встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект мог даже и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Августин анализировал бессознательное в «Исповеди», где он сравнивал сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное [13].
Такая идея о бессознательном как о познании-воспоминании (анамнезе) оставалась господствующей вплоть до Нового времени. Иной характер она получила после постановки Р.Декартом проблемы сознания. Декарт исходил из идеи о тождестве сознательного и психического, что послужило источником представлений о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психические процессы.
Спиркин А.Г. пишет: «В истории философской и психологической мысли впервые лишь Г.Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления – малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе [13, c.358].
Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д.Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. «И.Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятия и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Бессознательное – это темные представления в человеке, число которых безгранично. На огромной карте нашего духа «освещены только немногие пункты,- это обстоятельство может возбуждать у нас удивление перед нашим собственным существом; ведь если бы некая высшая сила сказала: да будет свет!, то без малейшего содействия с нашей стороны перед нашими глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмем писателя со всем тем, что он имеет в своей памяти).
В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. А.Шопенгауэр, например, выдвинул иррационалистическую концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание. Продолжателем этих идей стал Э.Гартман, который придерживался панпсихизма, признавая основой всего сущего бессознательное духовное начало, образующее абсолютное единство воли и идеи. Жизнь мира – не разумный, но целенаправленный процесс, в котором сознание – лишь орудие слепой мировой воли как движущей силы развития. Гартман положил в основу своей философии биологизированное понятие бессознательного, трактуемое им как «жизненная сила», проявляющаяся в инстинкте, в рефлекторных движениях как целительное начало природы, открывающееся в чувствах, характере, нравственности, одаряющая человека всеми совершенствами и ведущая его к красоте и счастью, создающее язык и религию, вдохновляющая поэтов и художников, совершающая великие открытия в науке и направляющая всемирно-исторический процесс. Бессознательное незаметно управляет человеческим разумом» [13, с.359].
Г.Гегель писал, что в нашей душе содержится огромное богатство испытанных нами ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. И тем не менее Я представляет собой нечто совершенно простое, лишенное всех определений вместилище, в котором все это сохраняется, но не существует в фокусе сознания. Лишь в том случае, если мы припоминаем какое-либо представление или мысль, мы выносим их из этой тьмы бессознательного и поднимаем до уровня существования в сознании. Во время определенных болезней случается, что в сознании всплывают некоторого рода представления и знания, которые много лет считались напрочь забытыми, потому что в течение всего этого долгого времени они не доходили до фокуса сознания. Человек никогда не может знать, сколько знаний и впечатлений он в действительности имеет внутри себя, хотя бы тотчас же забывая о них; они не принадлежат действительности его сознания, его субъективности как таковой, но только его бытию, как оно есть. Таково внутреннее духовное существо человека, оно есть и останется индивидуальностью во всей своей полноте [13].
На этом заканчивается собственно философское изучение бессознательного и начинается этап психологического изучения. Начало этого этапа связывают с именем И.Гербарта, который рассматривал бессознательное как динамическую характеристику. Согласно И.Гербарту несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально – гипноз). Исследования позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австрийского врача и психолога З.Фрейда. (копия). Спиркин А.Г. пишет: «Для изучения этой сферы человеческой психики он в истории психологии сделал больше, чем кто-либо другой. Фрейд провел самые скрупулезные исследования бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных отклонений и заболеваний» [13, c.360]. Фрейд начал с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма – вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистической деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа.
Учение З.Фрейда продолжил К.Г.Юнг, который помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.
В отечественной психологии проблема бессознательного разрабатывалась в связи с теорией установки Д.Н.Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И.М.Сеченовым и И.П.Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т.д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного [13].
1.4 Выводы
Таким образом, необходимо отметить, что попыток исследования категории бессознательного предпринималось довольно много. Бессознательное, при этом, изучалось с различных точек зрения:
Бессознательное – это сложное понятие. Оно не представлено в сознании человека, существует на различных уровнях, и в истории психологии трактовалось с различных точек зрения. Бессознательному, наряду с сознанием, отводится большая роль в психической регуляции деятельности и поведения человека. Бессознательное – это неотъемлемая часть психики человека, без которой невозможно бы было полноценное существование человека.
II. 2. «Теории бессознательного»
В истории психологии предпринималось много попыток создания теории бессознательного. Однако наибольшее распространение и известность получили теории психоанализа – теория З. Фрейда и К.Г. Юнга.
2.1. Психология бессознательного Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – известный австрийский врач и психолог. Основоположник психоанализа – метода лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательных психических содержаний. М.Г. Ярошевский пишет: «Среди психологов ХХ века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место… Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих» [15, с.3].
Фрейд был первым психологом, который настолько детально принялся за изучение тайн неосознаваемой душевной жизни человека. И заслуга Фрейда не в том, что он «открыл» бессознательное, «ведь о бессознательном писали до него и философы, и медики. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логическое объяснение не только общая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов» [4, c.193].
Фрейд различал бессознательное в описательном и в динамическом смысле. К описательному понятию бессознательного он относил латентное бессознательное, т.е. то, которое способно перейти в сферу сознания: «представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период – мы не знаем; можно сказать, что оно было латентным, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно стать сознательным» [15, c. 426]. Фрейд назвал его предсознанием.
Но большая часть внимания ученого была сосредоточена именно на бессознательном с точки зрения динамики, которое, в отличие от предсознания, не может быть осознанно человеком. Это собственно бессознательное. Фрейд считал, что у человека существуют весьма сильные душевные процессы или представления, которые не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила [15,с.426]. Состояние, в котором находятся эти представления до осознания Фрейд назвал вытеснением, а силу, приведшую к вытеснению и поддерживающая его – сопротивлением. С помощью психоаналитической техники можно прекратить действие сопротивления, и тогда бессознательные процессы удается перевести в сознание.
Таким образом, Зигмунд Фрейд делит психику человека на три слоя: сознание, предсознание, бессознательное. «Если сравнивать наше Я с лучом света, скажем, со свечой, которой мы освещаем какое-либо помещение, то к области сознания относится то, что на данный момент высвечивается. Если мы находимся в огромном зале, то свеча освещает сравнительно малое пространство, подобно тому, как в каждое мгновение мы осознаем небольшое число внешних предметов. Круг потенциально осознаваемого гораздо шире: у нас есть масса воспоминаний, мы можем переходить от предмета к предмету. Это и есть область предсознания, т.е. актуально неосознаваемого, но доступного для сознания. В том же темном зале мы переходим от картины к картине, обнаруживаем двери и другие залы, куда нам есть доступ. Можно не помнить, что такое бином Ньютона, производная, каков порядок династий в Древнем Китае, но чтобы вспомнить, достаточно взять учебник математики или истории – это не вызывает никакого внутреннего сопротивления. Но, если продолжить это сравнение, мы вдруг натыкаемся на запертые двери. Быть может, порой мы даже припоминаем, что можем вспомнить, что там находится, да еще испытываем панический страх при мысли того, что двери могут распахнуться. Более того, какие-то двери вообще остаются потаенными, хотя мы догадываемся, что замок нашей души куда больше открытого нам для обозрения верхнего этажа. Это и есть непосредственно бессознательное – «тьма внутренняя» [4, с.195].