Психология бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Сознание и бессознательное: два этих понятия привычны для современного человека и у простого обывателя не вызывают каких-либо вопросов. Как часто в нашей обыденной жизни мы слышим следующие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и т.д. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании бессознательного, и с этим открытием связывали далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества.
Сначала в существование бессознательного многие отказывались верить, сводя все его проявления к физиологическим процессам. Затем, все-таки, человечество признало тот факт, что сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается.

Содержание

Введение _______________________________________________ 3
Понятие о бессознательном:
Подходы к изучению бессознательного __________________ 5
Понятие бессознательного, его признаки _________________ 7
Связь сознательного и бессознательного _________________ 10
История исследования бессознательного _________________ 11
Выводы _____________________________________________ 15
Основные теории бессознательного в психологии:
Психология бессознательного З.Фрейда __________________ 15
Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга ________ 20
Выводы _____________________________________________ 23
Проявления бессознательного:
Классификации проявлений бессознательного _____________ 24
Неосознаваемые механизмы сознательных действий ________ 25
Неосознанные побудители сознательных действий _________ 30
«Надсознательные» процессы ___________________________ 37
Пси-процессы ________________________________________ 38
Выводы _____________________________________________ 38
Методы исследования бессознательного:
С точки зрения психоанализа ___________________________ 40
С точки зрения психофизиологии _______________________ 42
Выводы _____________________________________________ 45
Заключение _____________________________________________ 47
Список литературы _______________________________________ 48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Психология бессознательного.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

В качестве одного из вариантов  этого метода в психоанализе используют ассоциативный эксперимент, когда  испытуемому предлагают быстро и, не задумываясь, называть слова в ответ  на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться  слова, связанные со скрытыми переживаниями.

Методу анализа  сновидений в психоанализе отводится значительное место, т.к. считается, что в сновидениях бессознательное проявляется в высшей степени.

Метод состоит в разделении сновидения на элементы и выяснения  ассоциаций, связных с каждым из них. Актуализация прошлых событий  в образах сновидения позволяет  понять конфликты, которые нашли  в нем выражение. При толковании важно не только понять значение символа, но и обнаружить, почему именно он был выбран, какие события или переживания вызвали к жизни этот образ [14]. Таким образом, главным методом исследования  сновидений является метод свободных ассоциаций.

Таланов В.Л. и Малкина-Пых  И.Г. [14] считают, что при исследовании сновидений необходимо соблюдать три правила:

  1. Не обращать внимание на внешнее содержание сновидения, независимо от того, понятно оно человеку или кажется абсурдным, ясным или путаным, т.к. оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному;
  2. Сновидение следует разбивать на элементы, каждый из которых обследуется в отдельности. При этом человека просят «объяснять» каждый элемент сна первыми пришедшими в голову словами, т.е. свободно ассоциировать.
  3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

Ключом к расшифровке  скрытого смысла сновидения считаются  символы, которые глубоко уходят корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют «устоявшиеся переводы», т.е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидений у разных людей [14].

Анализ ошибочных  действий позволяет выявить импульсы и намерения, которые скрыты от осознания человека, но принадлежат тем или иным скрытым желаниям и комплексам. Анализируется смысл оговорок, описок, забывания тех или иных слов.

 

4.2 С точки зрения психофизиологии

Исследование бессознательного с помощью различных методов психофизиологии является достаточно трудным, т.к. есть только непрямые доказательства его существования.

При исследовании бессознательного (в особенности неосознаваемых механизмов сознательных действий и надсознательных процессов) большое внимание уделяется языку тела, проявлениям вегетатики, структуре языка говорящего человека (не в смыслах, передаваемых словами, а в грамматических конструкциях, которые он использует), особенностям интонации.

Для оценки осознанности явления обычно используют словесный  отчет или поведенческую реакцию  испытуемого, выполняемую в соответствии с заранее заданной инструкцией. При описании неосознанных явлений используют физиологические изменения, которые сопровождают ориентировочную реакцию или являются коррелятами эмоциональной значимости события (неосознаваемые мышечные сокращения, КГР, изменение частоты сердечных сокращений, ритма дыхания и т.д.) [10].

Е.И. Николаева [10] приводит несколько экспериментальных ситуаций, позволяющих изучать бессознательное:

1) экспериментальные ситуации, изучающие влияние на человека неосознаваемых им стимулов

«В таких исследованиях испытуемому предъявляются с помощью прибора (например, тахистоскопа) те или иные стимулы, которые невозможно осознать либо из-за чрезвычайно короткой экспозиции, либо из-за существенных помех, мешающих выделить сигнал из шума. При этом оцениваются вербальные реакции испытуемого и регистрируются физиологические изменения. Фиксируется рассогласование между словесными отчетами и физиологической регистрацией при восприятии информации» [10, с.253].

2) экспериментальные ситуации по изучению неосознаваемой установки или перцептивной гипотезы

В ходе исследования испытуемому  предъявляются стимулы неопределенного  содержания (например, чернильные пятна). В них испытуемому необходимо узнать определенные предметы. Предполагается, что при этом любые ощущения активизируют в мозге целый ряд перцептивных гипотез (готовность мозга к избирательной реакции), из которых выбирается наиболее простая. При этом выбор определяется субъективным опытом человека, а не объективной информацией. Дж. Брунер выдвинул гипотезу, объясняющую это явление. Согласно его представлениям, на первом этапе воспроизведения существует преожидание, или гипотеза, когда организм определенным образом настроен на воспринимаемое. На следующем этапе происходит прием информации, а затем – проверка, или подтверждение гипотезы. Если подтверждение не наступает, то гипотеза отбрасывается [10].

3) экспериментальные ситуации по изучению механизмов неосознанной обработки информации

Они связаны с явлением прайминга. Е.И. Николаева определяет его как воздействие неосознаваемых стимулов на когнитивную деятельность, производимую на осознанном уровне. «Эксперименты в этом случае строятся по следующей схеме. В первой части исследования испытуемым предлагается  несколько списков слов, с которыми они должны провести определенную работу (например, оценить их по степени приятности). Во второй части испытуемым предлагается список, в которых указаны первые (например, три) буквы слова. Ставится задача продолжить их, чтобы получились осмысленные слова. Подбираются такие сочетания букв, чтобы из них можно было образовать сразу несколько слов, в том числе и те, что были в списках первой части эксперимента. Прайминг фиксируется как тенденция испытуемых создавать слова, имеющие отношение к ранее воспринятым.

Выявлено два типа прайминга – перцептивный и концептуальный. Перцептивный проявляется в том, что испытуемые превращают трехбуквенные сочетания в слова, связанные с предыдущими внешними признаками, обнаруживаемыми в сходстве акустическом или зрительном, а концептуальный – по смыслу, т.е. слова могут звучать и выглядеть непохожими на прежние, но выражать одно и то же содержание» [10, с.260].

4) <span class="dash0


Информация о работе Психология бессознательного