Психология в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:26, шпаргалка

Краткое описание

Теоретические модели:
*психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
*социолого-ориентированные (объект социальной работы — система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)

9. Психология как наука  о сознании. Расцвет ассоцианизма.

 В этот этап (XVII в. - 1879 год) бурно развивались естественные науки. В психологии понятие «душа» было вытеснено понятием «сознание». Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.

Отсюда возник очень важный вопрос, - как, под влиянием чего формируется  сознание человека. Предполагалось, что  все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря  чему возникают ощущения, которые  затем могут сочетаться между  собой с помощью цепочки ассоциаций. Ассоциация - в психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Джоном Локком (1698).

Отсюда психология XVII - начала XIX вв. получила название ассоцианизма (ассоциативной психологии). Ассоциации хранятся в памяти. Именно поэтому  основное внимание в это время  уделялось памяти.

Итак, ассоциативная психология была господствующим психологическим  учением в XVII, XVIII веках, а также  в начале XIX в.

Соответственно понималось и развитие человека. Известный английский философ Джон Локк (1632-1704), считавший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях», рассматривал сознание ребенка при рождении как  tabula rasa - чистую доску, на которой жизнь оставляет свои письмена. Эта идея Дж. Локка получила значительное отражение в разнообразных психологических и педагогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий среды для развития и воспитания человека. Поэтому Дж. Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного - к плохим.

10. Психология как наука  о поведении.

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании.), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями  бихевиоризма являются стимул, под  которым понимается любое воздействие  на организм со стороны среды, в том  числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать  и словесная или эмоциональная  реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям. Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов  бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными позволяли лучше осуществлять исследовательский контроль за связями среды с поведенческой реакцией на нее. Чем проще психологический и эмоциональный склад наблюдаемого существа, тем больше гарантии, что исследуемые связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень чистоты в эксперименте с людьми невозможно. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям с внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

11. Структура психических  явлений человека: психические процессы, состояния и свойства.

Психические процессы —  это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. д).

Психическое состояние —  определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно. Наиболее изучены:

♦ общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности;

♦ эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное  настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.

Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию (систему  потребностей, интересов, убеждений,  идеалов, определяющую избирательность  и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему  интеллектуально-волевых и эмоциональных  свойств, определяющую творческие  возможности личности);

4) характер как систему  отношений и способов поведения.

12. Организация психологического  исследования: модель методов психологии  Б.Г. Ананьева.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с  помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных  теорий и выработки практических рекомендаций.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа – организационные  методы. Они включают сравнительный  метод (сопоставление различных  групп по возрастам, деятельности  и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

II группа – эмпирические  методы, включающие: наблюдение и  самонаблюдение; экспериментальные  методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

 

III группа – методы  обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация  материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные  методы, включающие генетический (анализ  материала в плане развития  с выделением отдельных фаз,  стадий, критических моментов и  т.п.) и структурный (устанавливает  структурные связи между всеми  характеристиками личности) методы.

Наблюдение проводится в  естественных условиях, без вмешательства  в ход деятельности. Поступки и  слова подробно записываются, а затем  анализируются. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются  лишь отдельные проявления психической  деятельности. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Метод  самонаблюдения часто используется совместно с методом опроса. Опрос  представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических  процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно  изменить условия и течение психических  процессов; в экспериментальном  исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие  раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством  испытуемых, что позволяет устанавливать  общие закономерности развития психических  процессов. Виды: констатирующий –  выявляются определенные психические  особенности и уровень развития соответствующего качества, обучающий (формирующий) – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в  целях формирования у него определенных качеств; лабораторный и естественный (отличаются условиями проведения).

Тесты занимают промежуточное  положение между субъективными  и объективными методиками. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования); тесты-задания предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития); проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий(тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты).

Методы моделирования  применяются, когда использование  других методов затруднено. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и  т.д.

Помимо указанных методов  существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа – вариант опроса. От опроса метод  беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных  методов.

13. Измерение психологических  объектов : типология шкал.

ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ (англ. measurements in psychology) - процедуры получения числовых характеристик для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов, напр., моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов, установок и поступков личности, ее статуса в группе.

Номинальная шкала (или шкала  наименований) отображает лишь отношение  эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные  непересекающиеся классы, причем номер  класса фактически не имеет количественного  содержания и м. б. заменен названием, шифром и т. д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

Порядковая (или ранговая) шкала отображает, кроме отношения  эквивалентности, еще и отношение  порядка; допустимым для нее будет  любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала  Мосса).

Интервальная шкала, помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение  расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование (изометрическое преобразование). Шкалы  Цельсия и Фаренгейта, с помощью  которых измеряется физическая температура, представляют примеры интервальных шкал. В психологии к таким шкалам относят шкалы измерения различных субъективных феноменов, полученные методом парных сравнений. См. также Аддитивная шкала.

Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает лишь умножение  шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы  удовлетворяют многие процедуры  измерения, напр., массы в кг, длины в м, температуры в град. Кельвина. Иногда в качестве синонима "шкалы отношений" используется термин "абсолютная шкала*, поскольку нулевая точка здесь не является произвольной и называется "абсолютным нулем". Однако термин "абсолютная шкала" имеет и более узкое значение, когда он применяется для обозначения шкалы, допускающей лишь тождественные преобразования и отображающей количество "неделимых" и "однородных" (дискретных) объектов, напр., количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т. д.

14. Объективность психологических  исследований и психологическая  интерпретация полученной информации.

Метод - способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае - способ познания психических явлений. Метод есть способ, орудие, которое способствует разъяснению теоретических и  практических проблем. Этот термин используется и для обозначения приема или  системы приемов, применяемых в  определенной деятельности.

Метод исследования строится из общих теоретических представлений  о сути объекта изучения, исследования и общих принципов, лежащих в  основе познания.

Методика - совокупность приемов  выполнения любой работы. Методика означает и конкретное воплощение метода, выработанный способ взаимодействия человека и объекта исследования на базе конкретного  материала и конкретной процедуры. Именно в таком смысле употреблен термин методика в данном разделе.

Психологическое исследование должно иметь завершенный цикл, который  предполагает осуществление следующих  этапов.

* Выбор предмета исследования. На этом этапе исследователь  обобщает научные исследования, направленные на познание того  или иного психологического явления,  а затем выделяет свой предмет  изучения. Первичное формулировки предмета исследования зависит от степени постижения и проникновения в его сущность. На этом этапе происходит формулирование целей и выбор действий, направленных на предмет исследования. Итак, на первом этапе продумуеться цикл психологического исследования, завершенность которого достигается единством сущности предмета исследования и действий, направленных на него целью познания или изменения его.

Информация о работе Психология в социальной работе