Психология в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:26, шпаргалка

Краткое описание

Теоретические модели:
*психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
*социолого-ориентированные (объект социальной работы — система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)

Деятельность всегда имеет  социальный характер. Действия по достижению цели всегда обусловлены социальным опытом.

Деятельность имеет идеальное  существование. Она связана с  идеальными представлениями человека, позволяющими предвидеть продукт представления.

29. Основные  виды деятельности  и их психологическая характеристика.

Различают три генетически  сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно  значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии  связано с созданием материальных и культурных ценностей.

В психическом развитии ребенка  игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) , упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Учение — это процесс  систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно  полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности  людей. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, “человеческие сущностные силы”. Участвуя в создании продуктов  труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение  к трудовой деятельности, мотивы труда.

 

30. Структура деятельности: операциональный компонент (деятельность – действие – операция).

 

31.  Структура деятельности : мотивационный (мотив – цель – условие) компонент.

 

32. Индивид, индивидуальность, личность. Общее представление о  личности в психологии.

Индивид - это единичный  представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это своеобразие его  психофизиологической структуры (тип  темперамента, физические и психические  особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

ЛИЧНОСТЬ — это человек  как общественное и природное  существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие *личность* используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. Личность —  это человек, обладающий таким уровнем  психики, который делает его способным  управлять своим поведением и  психическим развитием. Индивидом  рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и  субъектом общественно-исторического  процесса, во-вторых — субъектом  познания, общения и деятельности. Анализ разных подходов к оценке личности показывает, что субъективность —  важнейшее свойство психики. Оно характеризует активность, самостоятельность субъекта, преобразующую) функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности могут быть использованы для построения теоретической модели личности как системы. Личность можно представить как систему в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление

33. Проблема структуры  личности.

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько  точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Мотивационный компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

Интеллектуальный компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

Третьим компонентом в  структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе  характера можно выделить ведущие  свойства. К ним относятся в  первую очередь моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система  управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

34. Развитие личности.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - изменение  ее количественных и качественных свойств. Развитие личности — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений  к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в  индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший  школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей.

35. Самосознание и самооценка  личности.

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение  к себе: к своим качествам и  состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

Защитная, обеспечивающая относительную  стабильность и независимость личности

Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В  теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.

36. «Образ Я» и «Я-концепция»личности.

Я-концепция

— относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений  индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими  людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

1) когнитивную — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (см. самосознание);

2) эмоциональную — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевую —  стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.

Я-концепция — предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:

1) физическое Я — схема собственного тела;

2) реальное Я — представление  о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я —  то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я — соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я —  то, каким субъект желал бы  стать, будь это возможным.

Я-концепция — важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

37. Психоаналитические теории  личности.

Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями в сексе и агрессии, а также переживаниями, возникающими в первые 5 лет жизни., Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго, и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго.

38. Гуманистические теории  личности.

Гуманистическая’ теория личности подчеркивает уникальность каждого  человека. Она постулирует, что люди стремятся к личностному росту  и самоактуализации.

Теория утверждает, что  все люди, независимо от того, кем  они являются и чем они занимаются, обладают желанием расти и, насколько  это возможно, реализовывать свой потенциал. Люди будут делать то, что необходимо, чтобы достичь этой цели, постулирует теория.

 

 

Кроме того, гуманистическая  теория полагает, что если кто-то совершит некое прискорбное действие, например убийство, мы не должны за это его  возненавидеть. Многим людям чрезвычайно  трудно с этим согласиться. Гуманисты, однако, считают, что хотя нас может  приводить в негодование поступок человека, нам не следует осуждать и ненавидеть его за это.

39. Когнитивные теории  личности.

Когнитивное направление  подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение  человека. Джордж Келли (1905-1966), один из основателей этого направления, считал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон. Соответственно предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий.

Информация о работе Психология в социальной работе