Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:02, контрольная работа
Психология является ключевой гуманитарной дисциплиной, так как основной предмет ее исследования - самое главное и загадочное, что есть в человеке - его душа. Психология является гуманистической наукой, так как она не только расширяет горизонты нашего познания, но и направлена на усовершенствование человека, на развитие его потенциальных возможностей. Знакомясь с психологией в целом, изучаешь психологические вопросы и проблемы, возникающие в определенной сфере человеческой жизнедеятельности. Объектом в данной работе станет как изучение и анализ психологии деловых отношений в менеджменте, так и исследование неповторимого набора личностных свойств и особенностей человека в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Предметом данной работы является личность как субъект деловых отношений. Деловые отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри последних в процессе их деловой активности, т.е. совместной деятельности на благо общего дела.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Психология деловых отношений как область психологического сознания 4
1.1. Предмет, проблематика и основные понятия психологии 4
1.2. Психология деловых отношений – прикладная отрасль
психологии 6
1.3. Личность как субъект деловых отношений 9
1.4. Психология делового общения 13
Глава 2. Роль психологии в деятельности менеджера 20
2.1. Психология управления, её предмет изучения 20
2.2. Социально-психологический аспект управленческой
деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
31
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Психология деловых отношений как область психологического сознания 4
1.1. Предмет, проблематика и основные понятия психологии 4
1.2. Психология деловых отношений – прикладная отрасль
психологии 6
1.3. Личность как субъект деловых отношений 9
1.4. Психология делового общения 13
Глава 2. Роль психологии в деятельности менеджера 20
2.1. Психология управления, её предмет изучения 20
2.2. Социально-психологический аспект управленческой
деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
Психология является ключевой гуманитарной дисциплиной, так как основной предмет ее исследования - самое главное и загадочное, что есть в человеке - его душа. Психология является гуманистической наукой, так как она не только расширяет горизонты нашего познания, но и направлена на усовершенствование человека, на развитие его потенциальных возможностей. Знакомясь с психологией в целом, изучаешь психологические вопросы и проблемы, возникающие в определенной сфере человеческой жизнедеятельности. Объектом в данной работе станет как изучение и анализ психологии деловых отношений в менеджменте, так и исследование неповторимого набора личностных свойств и особенностей человека в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Предметом данной работы является личность как субъект деловых отношений. Деловые отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри последних в процессе их деловой активности, т.е. совместной деятельности на благо общего дела. Эта активность может реализовываться в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной - т.е. сферах, с которыми неизбежно сталкивается любой человек. Психология деловых отношений является учебной дисциплиной о психологических аспектах тех отношений, в которые всегда включен человек и которые сопровождают нашу жизнь ежесекундно. Система отношений к другим людям, к внешнему миру и к самому себе составляет ядро личности человека. В то же время то, как мы относимся к окружающим, базируется на наших знаниях об их личности, о причинах и целях их поступков, а также от наших собственных свойств. Таким образом, с одной стороны, психика человека - продукт социальных отношений, с другой - характер этих отношений во многом зависит от психических свойств взаимодействующих людей. Именно поэтому в моей работе речь будет идти о духовном мире и характере людей, их индивидных и индивидуальных особенностях, о причинах их поведения и деятельности, общении, чувствах и эмоциях, памяти и мышлении. Значительный акцент при изучении различных психологических явлений будет сделан на сфере профессиональной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни. Психология ставит человека в сознательную позицию по отношению к собственному опыту и дает ему средства для активного преобразования своего внутреннего мира и поведения, позволяя ему влиять на своё окружение, свою карьеру и в целом на свою судьбу. Это делает психологию деловых отношений уникальной среди других учебных предметов.
Глава 1. Психология деловых отношений как область психологического сознания
1.1. Предмет, проблематика и основные понятия психологии
Термин «психология» образован от двух древнегреческих слов psyche (душа) и logos (знание, учение) и в буквальном переводе означает «наука о душе». Психология изучает свойства, механизмы и закономерности развития и существования души, или психики. Психика - душевный мир человека, который является каждому из нас в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, страхов, фантазий и т.п. В такой же мере реальна и многообразна неосознаваемая сторона психики, которая скрыта от самонаблюдения. При определенных обстоятельствах эти «неизвестные» нам психические явления могут стать осознаваемыми. Осознаваемая и неосознаваемая стороны душевной жизни взаимосвязаны и образуют единую систему, которая и называется душой, или психикой. В отечественной психологии психика определяется как свойство (или функция) высокоорганизованной материи (прежде всего мозга), заключающееся в субъективном отражении объективного мира. Она формируется у человека уже в раннем детстве, активно развивается в первые два десятилетия, подвергается некоторым изменениям на протяжении жизни и погибает вместе со смертью тела. Существуют и другие определения души (психики). Так, христианской философией и психологией душа рассматривается как особая нематериальная субстанция, которой наделяется новорожденный. В процессе жизни душа развивается, вбирая в себя весь жизненный опыт человека. На протяжении всей жизни душа тесно связана с телом, покидая его в момент смерти. Психология изучает различные психические явления, процессы и состояния. Ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение - это познавательные психические процессы, с помощью которых человек познает мир и себя самого. Познавательные процессы могут быть непроизвольными, т.е. протекают как бы сами по себе, или произвольными, т.е. протекают под влиянием сознательных намерений человека. Важную роль в психической жизни человека играют эмоциональные явления. С их помощью человек переживает свое отношение к предметам и событиям, происходящим в окружающем и внутреннем мирах. К психическим явлениям относятся также различные стороны регуляции деятельности. Потребности и мотивация описывают систему побуждений человека к деятельности, объясняя причины тех или иных его поступков и особенности поведения в целом. Внимание характеризует особенности сосредоточения человека на выполняемой внешней или внутренней деятельности. Успешность ее выполнения в значительной мере зависит от внимания, которое в свою очередь обусловлено интересом и способностью к волевому усилию (волей). Внимание может быть непроизвольным или произвольным. Именно оно делает познавательные психические процессы непроизвольными или произвольными.
К психическим явлениям относят психические состояния, такие как вдохновение, стресс, усталость и др. Они изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. К психическим явлениям относятся психические свойства человека, такие, например, как темперамент, характер, способности. Они придают своеобразие психической жизни человека. Темперамент характеризует биологически обусловленные типичные динамические особенности психической жизни, которые проявляются постоянно и во многих ситуациях. Характер определяет типичное отношение человека к тем или иным явлениям, вещам, событиям, людям, к себе. Это отношение проявляется в определенных чертах характера, таких, например, как ответственность, исполнительность, настойчивость, аккуратность, отзывчивость, эгоизм, жестокость и др. Способности, как область психологического сознания - это психологические свойства, которые определяют успешность освоения и выполнения каких-либо видов деятельности. Они не сводятся к знаниям и умениям, а проявляются, прежде всего, в быстроте и легкости усвоения знаний и умений, необходимых для успешного выполнения соответствующих видов деятельности. К психическим свойствам личности относятся также самосознание, представления человека о самом себе, его самооценка и самоуважение, уровень притязаний, целый ряд других личностных особенностей. Понятием личности в психологии характеризуют разнообразные социально обусловленные качества человека. Эти качества формируются в системе социальных (в том числе - деловых) отношений, элементом которой является индивид.
Особенно ярко социальные отношения проявляются в таких психических явлениях, как межличностное восприятие, симпатия, антипатия, совместимость, конфликты, дружба, любовь, внушаемость, лидерство, психологический климат. Как уже отмечалось, психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание - это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет.
Изучая психику, психология исследует поведение человека, его поступки, его деятельность, его бытие в целом, т.е. объективные процессы жизнедеятельности. Однако основным предметом психологии является не объективная, а именно субъективная реальность. Субъективное принадлежит человеку как субъекту, и вся психическая деятельность - субъективна и субъектна, в том числе и та, в ходе которой человек постигает объективные законы природы и общества.
1.2 Психология деловых отношений – прикладная отрасль
психологии
Предметом исследования психологии, прежде всего, выступает отдельный человек, но психические свойства человека, его личность невозможно понять вне отношений с другими людьми. В самом широком смысле «отношение» - это понятие, характеризующее взаимозависимость элементов определенной системы. Рассматривая явление в разных отношениях, можно выявить его различные свойства. Можно сказать, что свойства определяются отношениями, которые, в свою очередь, включают в себя проявление свойств. Человек является элементом социальной системы и во многом выступает отражением и продуктом отношений и взаимосвязей этой системы. Базовые координаты отношения к людям формируются в раннем детстве, на бессознательном уровне, в отношениях ребенка с матерью. От того, насколько бережно, любовно относится мать к ребенку, зависит то, как он будет впоследствии воспринимать мир в целом. Подрастая, усваивая в процессе общения массу запретов и предписаний, человек обретает не только представление о том, кто он такой, но и кто такие другие. С юных лет ребенок учится распознавать, кто «свой», а кто «чужой», кто «друг», а кто «враг». Обычно свои - это близкие в прямом и переносном смысле: родственники, одноклассники, соплеменники, соотечественники, «похожие на меня». Все «не такие» скорее имеют шанс быть зачисленными в категорию «чужих». Отношения к ним и с ними совсем иные, нежели отношения к своим. Еще более рельефно эта особенность человеческой психологии проявляется в социальных (особенно этнических) конфликтах. Впоследствии усвоенные в раннем детстве и процессе социализации социальные нормы и стандарты в той или иной степени будут перенесены в широкую сферу социальных отношений. Деление других людей на «своих» и «чужих» очень «удобно»: оно снимает внутренние моральные конфликты и избавляет от угрызений совести, оправдывая аморальное отношение к «чужим» и позволяя относиться к ним как к средству достижения целей своих или для «своих». Эти проблемы отчетливо проявляются и в сфере деловых отношений.
Когда мы говорим о «деловых отношениях», то исходим из понимания прилагательного «деловой», происходящего от «делать» - совершать, действовать, творить и «дело» - предмет действия, то, что делают. При этом речь идет о «деле» в самом широком смысле, как профессии, а не только как о коммерческой деятельности, главной целью которой является получение прибыли (по-русски «наживы», т.е. добавления к имеющемуся). Поэтому тот смысл, который вкладывается в понятие «деловые отношения», значительно шире того, что понимается под английским «business» или немецким «Geschäft». Деловые отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе их целенаправленной деятельности в политической, экономической, социальной и культурной сферах. В рамках анализа уровней деловой культуры известный российский психолог П.Н. Шихерев выделяет 5 уровней отношений, которые представляют значительный интерес и для структуриации наших представлений о деловых отношениях:
1. уровень цивилизации - отношения между цивилизациями и системами базовых ценностей, на которые они опираются (отношения между Востоком и Западом);
2. социокультурный уровень - отношения между отдельными культурами внутри полиэтнических стран, а также культурами различных стран или групп стран (межнациональные отношения в США или отношения между Европой и Россией);
3. организационный уровень - отношения внутриорганизационные или межгрупповые (межгрупповой конфликт или организационная (деловая) культура);
4. уровень отношений между людьми в группах - отношения межличностные (групповое лидерство или групповые нормы);
5. уровень отношений личности - внутриличностные отношения (эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или когнитивный диссонанс).
Среди деловых отношений можно выделить устойчивые, сравнительно длительно существующие модели и принципы отношений, выражающие устойчивые, базовые особенности данной формы взаимоотношений, и подвижные, динамичные отношения, отражающие изменения, которые непрерывно происходят в политике, экономике и обществе, отражаясь во взаимоотношениях социальных групп и отдельных лиц.
Психология деловых отношений изучает все аспекты психической деятельности и поведения людей в процессе делового взаимодействия с целью повышения его эффективности и социальной ответственности, а также создания благоприятных условий для формирования гармоничных и нравственных отношений в деловой сфере на всех уровнях. Предметом исследования психологии деловых отношений являются разнообразные психические феномены и поведение людей в процессе делового взаимодействия, а также факторы, их детерминирующие. К ним, прежде всего, относятся профессиональная деятельность и общение, индивидные свойства человека, личностно-ценностная сфера и профессионально важные качества людей, групповые и межгрупповые процессы, мотивация, лидерство, деловая культура, разнообразные социальные переменные.
Являясь прикладной отраслью психологической науки, организационная психология выступает связующим звеном между общепсихологическими знаниями и реальными отношениями, возникающими в процессе делового взаимодействия.
1.3. Личность как субъект деловых отношений
Индивидные свойства представляют собой природную (естественную) основу или предпосылку существования человека как биологического вида. Если бы он не был личностью и не жил в человеческом обществе, то его жизнь и поведение целиком и полностью подчинялись биологическим законам и механизмам. В этом плане он мало чем отличался бы от животных, о чем свидетельствуют результаты исследования детей, «воспитанных» среди животных. Поведение животных и маленьких детей соответствует принципу доминирующей потребности, а не принципу «надо», что характерно для зрелой личности. Отношения между животными строятся на основе принципа силы, в то время как у людей они регулируются социальными нормами. Поведение животных подчинено принципу ситуативности, что выражается в повышенной зависимости от актуальной ситуации и в импульсивности. Личностное поведение надситуативно, произвольно и сознательно. Человеческое общество живет в соответствии с определенными общепринятыми социальными нормами и правилами, которые уравновешивают интересы и желания каждого отдельного члена. Существование социальных норм является главным условием существования общества и каждого отдельного его представителя. Поэтому жизнь в обществе предполагает строгое следование социальным нормам, что в принципе исключает всякую возможность следовать законам и правилам, на которых построено поведение животных. Например, нельзя строить отношения с другими людьми на силовой основе: воровать, отнимать, убивать, грабить и т.п. Нарушение соответствующих норм карается законом. Следовательно, для того чтобы быть полноценным членом общества, человек должен уметь подчинять свое индивидное поведение требованиям социальных норм, то есть быть личностью. Человек является личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами и общественно принятыми способами поведения и, соответственно, своей индивидной (природной) сущностью. При этом у него возникают более или менее устойчивые личностные качества (убеждения, черты характера, самооценка, социогенные потребности и др.), в которых зафиксированы соответствующие способы поведения. Именно они делают личность достаточно устойчивой системой. Личностная сущность особенно ярко проявляется в ситуациях противоречия между индивидными (естественными) желаниями человека («хочу») и требованиями социальных норм («надо»). Личность представляет собой высшую стадию развития человека как целостной системы. Становление личности предполагает изменение человека во всех его ипостасях и измерениях. Особенно серьезную перестройку претерпевает его психологическая сущность. Процессу социализации и «оличностно- вения» подвергаются абсолютно все психические функции: восприятие, внимание, память, эмоции, потребности и т.д. Развитие личности приводит к существенному изменению психологической природы человека. Она становится социализированной. Поэтому мы считаем целесообразным и возможным более широкое понимание психологической структуры личности. В качестве основных структурных компонентов личности (личностно образующих элементов) можно выделить следующие: потребностно-мотивационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание.