Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:02, контрольная работа
Психология является ключевой гуманитарной дисциплиной, так как основной предмет ее исследования - самое главное и загадочное, что есть в человеке - его душа. Психология является гуманистической наукой, так как она не только расширяет горизонты нашего познания, но и направлена на усовершенствование человека, на развитие его потенциальных возможностей. Знакомясь с психологией в целом, изучаешь психологические вопросы и проблемы, возникающие в определенной сфере человеческой жизнедеятельности. Объектом в данной работе станет как изучение и анализ психологии деловых отношений в менеджменте, так и исследование неповторимого набора личностных свойств и особенностей человека в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Предметом данной работы является личность как субъект деловых отношений. Деловые отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри последних в процессе их деловой активности, т.е. совместной деятельности на благо общего дела.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Психология деловых отношений как область психологического сознания 4
1.1. Предмет, проблематика и основные понятия психологии 4
1.2. Психология деловых отношений – прикладная отрасль
психологии 6
1.3. Личность как субъект деловых отношений 9
1.4. Психология делового общения 13
Глава 2. Роль психологии в деятельности менеджера 20
2.1. Психология управления, её предмет изучения 20
2.2. Социально-психологический аспект управленческой
деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
–анализ и улучшение социальной и социально-психологической структуры трудового коллектива, изучение и формирование общественного мнения; участие в планировании и реализации социального развития трудового коллектива.
При решении производственных и социально-управленческих задач руководители (менеджеры) используют различные методы. Методы руководства (управления) – это совокупность приемов целенаправленного воздействия руководителя на работников, обеспечивающих координацию их работы. В психологии управления различают три группы методов руководства: административные, экономические и социально-психологичекие.
Административные методы предполагают прямое воздействие руководителя на подчиненных, вышестоящих органов управления на нижестоящие. Такое воздействие проявляется в административных приказах, распоряжениях и указаниях, в различных положениях, инструкциях, нормативах и других служебных предписаниях, организационно регламентирующих деятельность подчиненных лиц и обеспечивающих их ответственность. Конкретные формы и масштаб применения административных методов определяются задачами управления, уровнем организации производства, уровнем развития трудового коллектива и личностными качествами руководителей. Чем выше уровень организации труда и социального развития коллектива, лучше подготовлены и авторитетны руководители, тем сравнительно меньше потребности в применении административных методов руководства.
Экономические методы основываются на использовании совокупности стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность трудовых коллективов и руководителей. К ним относятся: регулирование заработной платы работников в зависимости от количества и качества выпускаемой продукции, материальное поощрение или наказание, использование таких рычагов, как прибыль, цена, кредит и др. Рыночная экономика создает условия для расширения приемов экономического стимулирования трудовой активности работников путем передачи им части собственности (акций) предприятия, получения ими доходов (дивидендов) от прибыли и т.д.
Социально-психологические методы руководства основываются на психолого-педагогических знаниях и умениях руководителя, его личностном авторитете среди сотрудников. Сюда относятся: убеждение, разъяснение, внушение, беседа, совет, просьба, личный пример руководителя, приемы морального поощрения и наказания, требования к соблюдению трудовой дисциплины и др. Психологические знания руководителя необходимы также для индивидуального подхода к сотрудникам с учетом особенностей характера, темперамента, способностей каждого из них. В условиях групповой (коллективной) трудовой деятельности эффективными методами и приемами воздействия на сознание и поведение человека являются критика и самокритика, формирование здорового общественного мнения, обеспечение гласности, организация и проведение собраний, дискуссий и других групповых мероприятий, соревнования между сотрудниками и между группами (подразделениями организации), использование средств наглядности (плакатов, стендов), средств массовой информации и т.д.
При решении управленческих задач все методы руководства должны быть использованы в их сочетании в зависимости от конкретной ситуации, уровня развития коллектива, индивидуально-психологических особенностей людей и других факторов. Следовательно, эффективность использования различных методов руководства прежде всего зависит от того, насколько руководитель учитывает слагаемые человеческого фактора. Необходимым условием создания и внедрения в практику эффективных методов руководства является социальная, психолого-педагогическая компетентность руководителей всех уровней управления. Однако, как показывают данные социологических исследований, подготовленность руководителей к работе с людьми часто бывает невысокой. Например, 60 % опрошенных начальников цехов плохо представляют себе, как организовать дискуссию, провести собрание, личную беседу. Данные самооценки начальников цехов показывают, что они более уверены в своем умении пользоваться административными методами, менее – социально-психологическими. Между тем психологически грамотный руководитель относится к подчиненному как к личности, проявляет к подчиненным уважение, учитывает их интересы, мнения, оценки, предложения, стремится создать атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества.
Таким образом, для успешного решения управленческих задач в трудовых коллективах менеджеры должны знать социальную психологию коллектива, психологию личности, социальную психологию управления, психологию общения и производственную педагогику; они должны уметь использовать эти знания в работе с людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализированный материал позволяет сделать следующие выводы. Новые общеевропейские стандарты предполагают подготовку менеджеров, обладающих определенным набором компетенций, важнейшими из которых являются системные компетенции, формируемые всей системой образования. К таким компетенциям относятся лидерские навыки, способности к обучению и самообучению, навыки работы в команде, умения взаимодействовать и общаться с другими, способности убеждать и оказывать влияние. Эти компетенции важны каждому профессионалу в любой сфере деятельности. И именно знакомство с психологическими знаниями во многом позволяет обрести эти важные качества и развить в себе высокую психологическую культуру. Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но и вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает.
Деловые разговоры со знанием дела, на уровне начальник-подчиненный и наоборот или между коллегами в течение рабочего времени приносит определенный положительный эффект в работе коллектива, в управлении. Вполне естественно, что общение только лишь с использованием специфической деловой терминологии в течение 100% рабочего дня может просто утомить работника и привести к какой-либо ошибке. Поэтому требуются определенные психологические разгрузочные паузы, как перерыв на кофе и т.д., во время которых можно расслабиться, обменяться шутками. Все это в комплекте принесет ожидаемый положительный результат в работе организации.
Таким образом, знания психологии очень важны для успешной деятельности каждого менеджера. Эти знания помогут добиваться успехов в профессии, эффективнее взаимодействовать с окружающими, создавая благоприятный климат для делового сотрудничества в частности. Поэтому каждый менеджер, заинтересованный в достижении успеха во взаимодействии с другими людьми, должен уделять особое внимание изучению психологических методов и приемов в деловых отношениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Наука, 1996. – 310с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1980. – 283с.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Просвещение, 1976. – 415с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Юнити, 1990. – 496с.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека. - М.: Наука, 1982. – 396с.
6. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Просвещение, 1988. – 428с.
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Образование, 1988. – 408с.
8. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: МПСИ, 2002. – 496с.
9. Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Евразия, 2000. – 328с.
10. Крысько В.Т. Социальная психология. Схемы и комментарии. - М., 2001. – 351с.
11. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М.: Наука, 1975. – 335с.
12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. – 496с.
13. Обуховский К. Психология формирования и развития личности. - М., 1981. – 375с.
14. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Тандем, КМОС, 1999. – 340с.
15. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. - СПб.: Образование, 1999. – 308с.