Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:37, реферат

Краткое описание

Существует расхожее мнение, что при громадном многообразии психологических исследований такой важнейший момент, как деньги, словно нарочно обходится учеными. И это всего лишь заблуждение: почитайте, к примеру, знаменитого французского психолога Жана Бодрийара. Он блистательно показал, что все больше и больше мы платим не за свойства товара, а за его «внешнюю оболочку», которую назойливо подсовывает нам реклама и СМИ. А обыватель радостно отдает свои немногочисленные кровные за пресловутый мнимый престиж.

Содержание

1. ВВЕДНИЕ
1.1 «Деньги и общество: проблемы психологии»………………………………….3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Понятие психологии денег………………………………………………..5
2.2. Социокультурные особенности отношения к деньгам............................7
2.3. Стратификация людей по отношению к оплате труда и трате денег...10
2.4 . Психология богатства и бедности……………………………………...12
2.5 . Психология инвестиционного поведения……………………………...14
2.6 . Исследования в области психологии денег……………………………16
2.7 . Вопрос о мотивации…………………………………………………….17
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………...19
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...……..20

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Менеджмента.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. ВВЕДНИЕ

     1.1 «Деньги и общество: проблемы психологии»………………………………….3

 

      2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Понятие психологии денег………………………………………………..5

2.2. Социокультурные особенности отношения к деньгам............................7

2.3. Стратификация людей по отношению к оплате труда и трате денег...10

    1. . Психология богатства и бедности……………………………………...12
    2. . Психология инвестиционного поведения……………………………...14
    3. . Исследования в области психологии денег……………………………16
    4. . Вопрос о мотивации…………………………………………………….17

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………...19

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...……..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 «Деньги и общество: проблемы психологии».

 

Существует расхожее мнение, что  при громадном многообразии психологических  исследований такой важнейший момент, как деньги, словно нарочно обходится  учеными. И это всего лишь заблуждение: почитайте, к примеру, знаменитого  французского психолога Жана Бодрийара. Он блистательно показал, что все  больше и больше мы платим не за свойства товара, а за его «внешнюю оболочку», которую назойливо подсовывает  нам реклама и СМИ. А обыватель  радостно отдает свои немногочисленные кровные за пресловутый мнимый престиж. То есть мы «проваливаемся» в мир  знаков и ненастоящей роскоши  и платим именно за это.

 

Однако соглашусь, психология денег, действительно, мало разработанная  проблема. А интересных тем здесь, конечно же, множество. Для примера: деньги и интеллект, деньги и подсознание, деньги и память. Даже такой вроде  бы на первый взгляд понятный вопрос, как  деньги и эмоции, оказывается исключительно  интересным при более тщательном рассмотрении.

 

Все люди испытывают приятное чувство  в день стипендии, зарплаты или премии. Здесь все мы одинаковы. Но знаете ли вы, что некоторые люди относятся  к деньгам, поистине как к магическим вещам. Они могут испытывать наслаждение  от денег как таковых: посыпать ими  голову, нюхать их, ласково поглаживать, открывая и закрывая дипломат, где  хранится изрядная сумма.

Другие обвиняют во всех своих бедах  деньги, причем жалуются не только на их отсутствие. Чаще проблема состоит  всего лишь в том, что человеку денег не хватает. Дать их ему, и он «вылечится». Но чаще случается наоборот. Проблема у пациента не денежная, а  психологическая, хотя он уверен, что  она исчезнет, как только у него исчезнут финансовые трудности. Увы, это  далеко не так. Поэтому позволю себе процитировать один из «афоризмов»  книги психоаналитика Р.Р. Гарифуллина  «Непредсказуемая психология. О чем  молчал психотерапевт?»: «В большинстве  случаев страсть личности к деньгам, это не борьба за деньги, это борьба личности сама с собой».

 

Кстати, зачастую и богатые люди живут тем же самым самообманом. Они думают, что когда-нибудь у  них будет такая финансовая власть, что они будут самыми счастливыми  и блаженными, и будут не ходить, а летать в высшем классе на Майами каждые выходные.

 

Коснусь и родственных отношений, и всего деструктивного, что происходит между близкими людьми, когда их отношения строятся вокруг денег. В  одном известном журнале писали о том, как целая толпа родственников  привела свою бабушку на приём  к психиатру. Они с жаром рассказывали: «Продала бабка свою трехкомнатную  квартиру, и на вырученные доллары  собралась ехать в Париж. Дайте  нам справку, что она психически больная и не в состоянии распоряжаться  своими деньгами (оказывается, она их предусмотрительно куда-то спрятала). Поможете, мы Вас тоже не обидим». Выясняется, что как только она продала  квартиру (а, значит, все ближайшие  родственники потеряли право наследования этой злополучной квартиры), «психически  больная» старушка тут же приобрела  значимость для своих близких. Все  они вдруг стали просто виться вокруг нее. Однако, несмотря на такое  повышенное внимание, бабуля подтвердила, что очень хочет купить путевку  во Францию, а на оставшиеся деньги рассчитывает до конца своих дней счастливо жить в Париже в доме престарелых.

 

Так, как в приведенном случае, происходит всегда, когда в основе взаимоотношений между родственниками лежат «мертвые структуры», в частности, такие, как деньги. И у человека не остается ничего, кроме инстинктов, примитивного потребительского отношения  к жизни. Во «внешнем» мире человек  замечает, что происходит какая-то зоологизация людей. И потом он вдруг с испугом  спрашивает себя: «А человек ли я  сам? Я тоже просто сложная машина, основанная на механизмах, далеких  от духовности».

 

Деньги — мерило всех ценностей: так ли это? Разные концепции устройства мира предполагают неоднозначный ответ. Марксовская доктрина состоит в  том, что все в этом мире можно  оценить, купить. Это прагматическая редукция, завязанная на политэкономии  и ведущая к ступору и пустоте. Другая крайность видна в противоположном  подходе: есть вечные ценности, которые  нельзя купить ни за какие деньги. Деньги — тот элемент, который соединяет  сознание и подсознание, приводя  их к консенсусу. Сознание тянет  ввысь, даже к сверхсознательным  вещам. А подсознание говорит, что  нужно выжить, сохранить себя, как  физическое тело. Личности нужно организоваться в окружающей среде, и деньги дают самый оптимальный способ соединить  в человеке два начала.

 

В подавляющем большинстве без  денег мы никуда. Хотя, помните, в  советские времена всерьез утверждали, что они при коммунизме исчезнут. Такая ситуация возможна, но, скорее, как исключение из правил. Да, есть такие  люди, у которых никогда не было денег, например, просящие подаяние у  храмов в Индии. Есть богатые люди, которые принципиально не хотят  видеть деньги у себя в руках. И, наконец, дети. Лет до семи все мы живем  в мире безденежья, но все у нас  откуда-то появляется.

 

Итак, рассмотрим более подробно, в  чём же состоят основные проблемы психологии денег и поговорим  об особенностях и методах их разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2. 1. Понятие психологии  денег

 

Деньги — необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбережений и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социальный прогресс.

 

Деньги появляются на следующем  после натурального обмена этапе  развития общества. Они - порождение и  форма выражения товарного хозяйства, товар, специальная потребительная стоимость которого делает его, с  точки зрения экономики, всеобщим эквивалентом всех товаров, превращая в капитал. Однако роль денег как всеобщего  эквивалента в условиях дефицита, инфляции, у людей с разными  ценностями, разных возрастов, разного  воспитания и разных психологических  особенностей не столь очевидна.

 

Экономические теории в основном исходят  из "безликости", "одинаковости" денег. Психологи, напротив, считают, что  любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются объектом психологической оценки, и  она оказывает сильное влияние  на функционирование данной конкретной суммы. В этом аспекте они —  объект психологических исследований. Важность денег косвенно отражена тем  фактом, что у русских людей  наиболее распространенными являются фамилии, так или иначе связанные  с деньгами (Рублев, Рубцов, Алтынов, Пятаков, Копейкин, Полушкин и т.д.). Помимо сугубо экономических функций (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления), деньги меняют психику  людей, формируя и удовлетворяя потребности  выживания, существования, самореализации, занятия определенной ступени в  обществе. Психологическая "окраска" денег связана с источником происхождения  конкретной суммы. Деньги являются самой  абстрактной, загадочной и не всегда предсказуемой формой хозяйственной  жизни.

Психология денег — направление психологии, изучающее влияние денежных факторов на поведение человека, в частности на принятие решений.

Понятие психологии денег тесно  связано с такими терминами как  экономика и нейроэкономика. Экспериментальные  исследования показывают, что поведение  человека в ситуациях, в которых  он оперирует деньгами, достаточно предсказуемо, хотя в некоторых случаях  такие предсказания расходятся с  положениями классических экономических  теорий. Хотя тема «человек и деньги»  долгое время считалась уделом наук о культуре, последние исследования показывают, что биологические механизмы  мозга играют в ней не последнюю  роль. Оказалось, что операции мозга  во многом сходны с процессами в  экономических системах.

Исследователи полагают, что изучение психологии денег поможет улучшить жизнь человека и в конечном итоге  сделать его счастливее.

 

Тема психологии денег мало разработана  даже на Западе, не говоря уже о России, в которой она неоправданно долго  была идеологически неактуальной. Есть разрозненные работы о восприятии денег, о поведении, связанном с деньгами, о расходовании, сбережении и пр. Некоторое внимание отношению к  деньгам уделялось в разделах социальной, промышленной психологии, психологии менеджмента, посвященных  мотивам трудовой деятельности и  материальному стимулированию. Правда, еще В.М.Бехтерев в труде «Коллективная  рефлексология» утверждал значимость отношения к деньгам, ценности денег  в обществе, и взаимосвязь этой субъективной ценности с устойчивостью  финансово-экономического рынка в  стране.

Изучение психологии денег необходимо для прогнозирования потребительского, сберегательного, предпринимательского поведения, долгов, страхования, использования  кредитов и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Социокультурные особенности  отношения к деньгам

 

Попытки выявить социокультурные  особенности отношения к деньгам  были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих  обобщающий характер. Наиболее интересными  являются вопросы отношения к  деньгам как к ценности, к деньгам  и работе, к соревновательности, сбережениям. Однако определить влияние  социокультурных традиций в чистом виде сегодня сложно, поскольку превалирующее  значение имеет уровень экономического развития, степень вовлеченности  страны в мировую систему хозяйства, уровень организованности производства и банковской системы.

 

Английский экономист Р. Лини обобщил  материалы нескольких авторов и  обнаружил:

1.положительную связь между  ценностным отношением к деньгам  и экономическим ростом страны (чем больше экономический рост, тем больше ценность денег);

2. отрицательную - между ценностью  денег и доходом на душу  населения (чем больше доход,  тем меньше ценность денег).

 

Выводы из этого очевидны, поскольку  при низком доходе на душу населения  деньги большей частью предназначены  на ежедневные траты.

 

Социокультурные традиции тесно переплетены  не только с экономическим положением, но и с этическими проблемами. Исследования структуры ценностей среди молодых  людей подтвердили, что в странах  со стабильной экономикой, в частности  в Европе, больше ценятся этические  аспекты труда, мастерство (консервативные ценности), а в странах с экономическим  ростом (Япония, Турция, Тайвань, Бангладеш, Израиль и др.) больше приветствуются конкуренция, мотивация успеха, рост сбережений.

 

Интересно проявление компенсаторных механизмов. Выявлено, что в странах  с малым доходом на душу населения  купюры и монеты, как правило, большего размера, чем в богатых странах.

 

Приведенные выше примеры показывают, что экономический фактор достаточно силен, чтобы разрушить социокультурные  особенности в восприятии денег. Традиции сохранились в большей  степени там, где недавно начался  экономический рост, несмотря на изменение  структуры ценностей у молодежи. Даже в Японии из-за многовековой изоляции сохраняется специфика отношения  к деньгам. Они копятся для  традиционных, почти культовых поездок. Повышенный интерес к накоплению денег, часто в их золотом эквиваленте, сохранился у евреев, многие века вынужденных  думать «о черном дне». Склонны прятать  деньги белорусы, поскольку вся история  их страны отличается нестабильностью. У русских (в России) — от бродяги  до купца — в целом легкое отношение  к деньгам, которых никогда не было много и их могли в любой  момент отобрать.

 

В традиции многих восточных народов  принято щедро принимать гостя. Нередко для приема занимают деньги, продукты. В этой акции участвует  весь семейный клан. Принято из дальних  краев привозить подарки всем родственникам. Всегда щедро относились к гостю и русские. Правда, обходились для этого большей частью силами одной семьи.

 

Социокультурные различия, вызванные  экономическими причинами, проявляются  в сфере отрицательных эмоций — вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих  при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку  планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют  отношение к деньгам, богатству.

 

Существует мнение, что покупатель должен больше думать о своем кошельке, чем о кошельке продавца. Большинство  граждан бывшего СССР, имевших  гарантированный заработок и  небольшие деньги, всегда легко относились к их трате. Меньше торговались, охотнее  давали взаймы, меньше думали о деньгах, почти не имели волнений, связанных  с ними.

 

Начаты интересные исследования в  области социокультурных различий в определении у разных народов  качеств, считающихся первоочередными  для приобретения богатства. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают  с инициативностью, решительностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешными в ведении  дел (а не в превращении воздуха  в деньги) оказались так называемые "трудоголики", обладающие обеими группами указанных свойств и  способные посвящать делу все  свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди, как правило, обеспечивают высокое качество жизни, но живут (относительно своих доходов) скромно, все деньги вкладывая в  производство.

Информация о работе Психология денег