Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:37, реферат

Краткое описание

Существует расхожее мнение, что при громадном многообразии психологических исследований такой важнейший момент, как деньги, словно нарочно обходится учеными. И это всего лишь заблуждение: почитайте, к примеру, знаменитого французского психолога Жана Бодрийара. Он блистательно показал, что все больше и больше мы платим не за свойства товара, а за его «внешнюю оболочку», которую назойливо подсовывает нам реклама и СМИ. А обыватель радостно отдает свои немногочисленные кровные за пресловутый мнимый престиж.

Содержание

1. ВВЕДНИЕ
1.1 «Деньги и общество: проблемы психологии»………………………………….3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Понятие психологии денег………………………………………………..5
2.2. Социокультурные особенности отношения к деньгам............................7
2.3. Стратификация людей по отношению к оплате труда и трате денег...10
2.4 . Психология богатства и бедности……………………………………...12
2.5 . Психология инвестиционного поведения……………………………...14
2.6 . Исследования в области психологии денег……………………………16
2.7 . Вопрос о мотивации…………………………………………………….17
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………...19
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...……..20

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Менеджмента.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Исследования в области  психологии денег

 

Уже первые психологические исследования действий человека в экономике показали, что поведение человека в ситуациях, в которых он принимает решения, связанные с деньгами, вполне предсказуемо, хотя может и не соответствовать  схемам классических экономических  теорий (Furnham and Argyle, 1998).

 

Среди предсказуемых психологических  эффектов были выявлены следующие:

 

1. Денежная иллюзия — тенденция  человека воспринимать номинальное,  а не реальное количество денег,  то есть не делать поправку  на инфляцию.

2. Денежный консерватизм — сопротивление  любым денежным реформам, даже  если они полезны. Примером  может служить сопротивление  введению монеты в один доллар  в США.

3. Денежное табу — культурные  ограничения на денежный обмен,  даже если такой обмен желателен  с экономической точки зрения. Например, в некоторых культурах  не принято платить за секс  и дарить родителям и дедушкам  и бабушкам деньги.

 

Выявление этих психологических закономерностей  послужило стимулом к дальнейшим исследованиям в области экспериментальной  психологии.

 

В опубликованном в 2006 году исследовании (Vohs et al., 2006) сообщается, что простое  упоминание денег или использование  их в качестве элемента психологического эксперимента (например, чтение вслух  или про себя фраз, о деньгах) оказывает  существенное влияние на поведение  и цели испытуемых. В принятии решений  испытуемые начинают ориентироваться  на собственное мнение, то есть стремятся  к самодостаточности (self-sufficiency). Похожие  результаты наблюдали и другие исследователи, которые показали, что испытуемым достаточно прочитать несколько  слов, обозначаюших достижения, чтобы  превзойти контрольную группу в  разгадывании головоломок.

 

Параллельно с психологическими исследованиями начала развиваться нейроэкономика (Glimcher, 2003), которая утверждает, что  такие функции мозга как мотивация  и принятие решений подобны решению  аналогичных задач в экономических  системах. Было, например, показано, что  разные отделы мозга активируются при  манипуляции аналогами экономических  факторов — временем между выполнением  задачи и получением за нее оплаты либо величиной оплаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7. Вопрос о мотивации

 

Для того, чтобы заработать или  получить определенную сумму денег, очень важно четко и ясно понимать для чего она Вам нужна. Необходимо придумать или выявить сильный  мотив, например, деньги нужны на учебу  ребенку или на туристическую  поездку. Вспомните, ведь когда у  Вас в жизни были сильные мотивы, Вы всегда откуда-то доставали деньги. Так, вот, для того, чтобы всегда быть финансово благополучным, необходимо постоянно иметь работающие мотивы. Они могут меняться в зависимости  от времени Вашей жизни, потому что  меняется мир вокруг, меняемся мы сами, меняются наши ценности и цели, соответственно меняются и смыслы этих целей.

 

В любом случае, если вы хотите изменить свое финансовое положение, необходимо предусмотреть цель, составить список задач и ответить себе на несколько  подобным ниже вопросов, которые были заданы мной тридцати студентам 1 - 2 курсов высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы:

 

1. Сколько денег вам нужно? 

 

2. Для чего вам нужны деньги?

 

3. Как вы будете ими распоряжаться?

 

4. Что вы можете для этого  сделать? 

 

Задавая эти вопросы, я попросила  отвечающих быть предельно честными и максимально конкретными вплоть до копейки. Результаты проведенного опроса показали следующее:

 

1. Студенту ВУЗа, в первую очередь,  необходим постоянный доход, сравнимый  с зарплатой (определенная сумма  выплачивается раз в месяц). В  среднем, запрашиваемые суммы  составляли порядка 18тысяч российских  рублей в месяц.

 

2. Среди необходимых затрат были  особенно выделены питание, оплата  жилья, покупка одежды и прочих  средств первой необходимости.  Финансы на отдых, развлечения  тоже оказались далеко не последними  в списке. Пара-тройка человек  ответили, что деньги необходимы  так же на оплату дорогой  техники или автомобилей, взятых  в кредит.

 

3. Практически все опрашиваемые  планируют накапливать определенную  сумму с каждого объема дохода  для покупки недвижимости, автомобиля  и иных средств роскоши, однако  несколько человек признались, что  в настоящий момент это сделать  весьма непросто.

 

4. 80 % студентов готовы работать  после учебы в среднем по 5 часов  в день, 20 % не готовы к таким  жертвам и пока существуют  за счет родителей или отказываются  работать «не по специальности».

 

Подытоживая, можно сказать, что  отношение студентов младших  курсов к деньгам и способам их заработка достаточно легкомысленное, лишь немногие способны в настоящее  время к реальной работе, однако сумма желаемых финансов превышает  уровень минимальной заработной платы и прожиточного минимума в  Петербурге в несколько раз.

 

А для того, чтобы выявить свои бессознательные убеждения, связанные  с деньгами, можно провести самоисследование методом ассоциаций. Достаточно взять  чистый лист бумаги, написать на нем  слово «деньги» и после него подряд все то, что приходит в голову. Отбросьте самоцензуру, устраните  критику, пишите все подряд, а затем  прочтите. Все то, что программирует  Вас на негативное отношение к  деньгам, имеет смысл изменить, чтобы  в корне изменить свою жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Статья, опубликованная в журнале Science (2006) утверждает, что исследования психологии денег важны по двум причинам. Первая причина состоит в том, что деньги — одна из важнейших  ценностей для человека, живущего в условиях современной экономики. Таким образом, следует изучать  их влияние на все сферы человеческой деятельности. Вторая причина в том, что реакция человека на финансовые факторы оказывает существенное влияние на его жизнь. Например, исследования в США показали, что одна лишь мысль о деньгах переводит  мозг в состояние, в котором человек  становится индивидуалистом. Также  показано, что чем больше человек  ценит финансовый успех, тем меньшее  значение для него имеет положение  дел в обществе. Психологическое  тестирование показывает, что люди с высоким индексом ориентации на материальные ценности менее счастливы.

Как ни сильна власть денег над  душами людей, она все же не отменяет ни других факторов, воздействующих на настроение и поведение, ни основных параметров структуры личности или  закономерностей ее формирования. Человек  остается самим собой - и в качествах, присущих ему индивидуально, и в  том, что роднит его с другими  представителями его социального, возрастного, культурного типа. И, тем  не менее, везде, где хотя бы краешком присутствуют деньги, возникает какое-то новое качество, сам характер протекания психических процессов неуловимо  изменяется, и при этом так, что  у совершенно разных людей эта  реакция оказывается одинаковой.

Деньги - зло? В настоящее время  этот вопрос прозвучит, скорее, в философском, мировоззренческом смысле и станет риторическим, то есть, не подразумевающим  однозначного ответа.

Есть ходовая пословица - "не в деньгах счастье", и хоть все  понимают, что до полного следования этому принципу обычному человеку надо расти и расти, в философском  плане пословицу эту принимает, по крайней мере, большинство. Хотя бы потому, что слишком много перед  нами проходит очень богатых и  очень несчастных людей.

Однако психология денег не то что  опровергает эту народную мудрость, но выводит нас на иной, я полагаю - более высокий, уровень понимания. Оказывается, в деньгах заключено  если не счастье, то какой-то мощный стимулятор эмоций, характерных именно для счастливого  состояния. Как точно говорил  Толстой: "Счастье не в самих  деньгах, а в том факте, что  я обладаю ими...".

 

 

 

 

 

4.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Работы и статьи психоаналитика Р.Р. Гарифуллина, 2010 г.
  2. Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. пособие. — СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000
  3. Словарь  http://glossary.ru
  4. Абрамова, С. Б. Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы / С.Б.Абрамова // Известия Уральского государственного университета. № 4 (70), 2009. Общественные науки. С. 133-141
  5. Буренина С. Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб, 2000.- 24 с
  6. Зарубина, Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 13-21.
  7. Фенько, А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 50-62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология денег