Психология денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:37, реферат

Краткое описание

Существует расхожее мнение, что при громадном многообразии психологических исследований такой важнейший момент, как деньги, словно нарочно обходится учеными. И это всего лишь заблуждение: почитайте, к примеру, знаменитого французского психолога Жана Бодрийара. Он блистательно показал, что все больше и больше мы платим не за свойства товара, а за его «внешнюю оболочку», которую назойливо подсовывает нам реклама и СМИ. А обыватель радостно отдает свои немногочисленные кровные за пресловутый мнимый престиж.

Содержание

1. ВВЕДНИЕ
1.1 «Деньги и общество: проблемы психологии»………………………………….3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Понятие психологии денег………………………………………………..5
2.2. Социокультурные особенности отношения к деньгам............................7
2.3. Стратификация людей по отношению к оплате труда и трате денег...10
2.4 . Психология богатства и бедности……………………………………...12
2.5 . Психология инвестиционного поведения……………………………...14
2.6 . Исследования в области психологии денег……………………………16
2.7 . Вопрос о мотивации…………………………………………………….17
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………...19
3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...……..20

Вложенные файлы: 1 файл

Психология Менеджмента.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

 

Половые различия были обнаружены в  работах разных авторов. У мужчин выявлена тенденция придавать деньгам  повышенную ценность. Они оказались  более компетентными в обращении  с деньгами и более склонны  к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную  фрустрацию (состояние переживания  препятствия на пути достижения цели) по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет.

 

Мальчики и юноши проявляют  большую по сравнению с девочками  и девушками способность накапливать, чтобы купить со временем какую-нибудь важную вещь. Результаты исследований петербургских школьников показали, что у мальчиков в отличие  от девочек более выражена способность  к финансовому самоконтролю, что  хорошо согласуется с ожидаемой  от них в будущем ответственностью в экономической сфере жизни, традиционной ролью мужчины в  семье как "добытчика", главного кормильца.

 

С возрастом связана способность  планировать бюджет и соотношение  мотивов потребления и накопления (увеличивается накопление на случай болезней и других неприятностей). Результаты наших исследований показали, что  женщины в большей степени, чем  мужчины, а молодежь, нежели зрелые и пожилые, используют траты, покупки  как фактор самоуспокоения, психотерапии.

Мало изучено влияние личностных особенностей. Оказалось, что устойчивые экстраверты (личности, обращенные больше на окружающий мир) относятся к деньгам  более открыто, комфортно, беззаботно, чем устойчивые интроверты (фиксированные  на явлениях собственного внутреннего  мира).

 

С низкой самооценкой и неуверенностью в себе оказалось связано и  слишком ограничительное поведение  и, напротив, транжирство. Было показано также, что моты и транжиры менее  уверены в себе, имеют более  низкую самооценку, чем типичные потребители.

 

Согласно результатам другого  исследования, люди, придерживающиеся в денежной этике вещизма и  накопительства, менее удовлетворены  жизнью, чем те, у кого превалируют  духовные и социальные ценности.

 

Отношение к деньгам формируется  постепенно: ребёнок узнает о деньгах  в 4-6 лет, нормальное представление  формируется где-то в 12 лет. Дети из африканских стран, поскольку раньше вовлечены в «бизнес», раньше познают  цену денег. Представление о деньгах  у них формируются согласно степени  их вовлечения во взрослую жизнь, в  социализацию.

 

Экономическая социализация полученная в семье, оказывает сильное влияние  на поведение детей. Было проведено  исследование - дети из рабочих семей  получают больше денег, чем дети среднего класса. Первые все быстро тратят, вторые накапливают.  Дети через трату  денег усваивают модель поведения  класса. Ощущение себя богатым или  бедным оказывает влияние на профессиональный выбор личности. Дети из семей с  низким достатком больше хотят получать высокую заработную плату. Когда  человек попадает в условия отсутствия денег, психика человека начинает деградировать. Отсутствие денег может быть связано  с разорениями, стихийными несчастьями  и т.д. У человека утрачиваются навыки, и таких людей легко привлечь к социальным акциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Стратификация людей  по отношению к оплате труда  и трате денег

 

Стратификация (от лат. Stratum  - слой + Facio - делаю )  - расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже. Стратификация отражает социальную неоднородность, расслоение общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство.

 

При изучении отдельных моментов воздействия  денег на психику человека и его  отношения к деньгам можно  выделить несколько типов людей, которые  отличаются от типологий, принятых в общей психологии. Денежные типы личности неоднозначны. Так, может быть тип, для которого деньги не важны, но это может быть и альтруист, а  может быть и человек с минимальными потребностями, может даже пустой человек, которому легче жить в бедности, так как он ленив, не испытывает потребности  в красоте или богатстве. Здесь  тоже проявляется парадоксальность своего рода. Там, где нет денег, нет  и мастеров. Но там, где они есть, мастерами не становятся.

 

Денежную типологию личности впервые разработал  Н. Форман (1987). С его данными хорошо согласуются данные Х.Голдберга и Р.Левиса. Типология легко дополняется новыми типами, выявленными в процессе жизненных наблюдений и специальных исследований.

 

С основными типами личности вы можете познакомиться в следующей таблице (Таб1):

Таб. № 1. Денежные типы личности

 

Тип личности

Характеристика

1. Скряга

Увлекает накопление денег само по себе. Испытывает чувство страха потери, недоверия к себе окружающих. Создает чувство защищенности, безопасности с помощью денег

2. Транжир

Бесконтрольно расходует деньги, особенно в периоды депрессии, ощущения своей  незначительности, отверженности. Такое  поведение - отдушина, часто бесконтрольная со стороны человека, делающая его  здоровее и счастливее (деньги как  символ защиты, терапии, безопасности). Часто это люди с низкой самооценкой, уверенные в том, что деньги повышают ее; Удовольствие от владения деньгами носит временный характер

3. Денежный мешок

Захвачен зарабатыванием денег, которые  рассматривает основным способом добиться высокого статуса и одобрения  окружающих. Деньги для него источник силы, обеспечивающий власть

4. Торгаш

Испытывает ощущение превосходства, когда удается купить вещи за меньшие  суммы, раздражается, если приходится платить запрашиваемую сумму. Деньги для него символ любви

5. Игрок

Чувствует себя бодрым и оптимистичным, когда принимает вызов, получает выигрыш или проигрыш в результате игры. Деньги для него символ свободы  от других

6. Коллекционер

Деньги для него суть ценность как  предмета искусства. Хорошо понимается их стоимость. По типу деятельности в  этой сфере коллекционер ближе всего  к торгашу, по профессии может  быть кем угодно, но нередко коллекционирование становится основной сферой занятий

7. Абстракционист

Безразличен к деньгам, накоплению, покупкам, охотно поручает распоряжаться  заработанными деньгами близким  людям, высвобождая время для  работы. Встречается среди работников творческого труда

8. Конкретик

Деньги для него представляют вполне осознанную и определенную ценность; нехватку денег воспринимает трагически, придерживается этики вещизма и  накопительства

9. Завистник

Испытывает чувство зависти  и неприязни к преуспевающим  людям, неспособен взять ответственность  на себя за свои неудачи. В случае денежной удачи проявляет пренебрежение  к тем, у кого меньше денег

10. Паразит

Готов жить на подачки или использовать для удовлетворения своих потребностей чужие средства, не несет ответственности  ни за кого и ни за что. Психологически — представитель социальных низов

11. Фальшивомонетчик

Ярко выражена наклонность получения  выгоды путем обмана. Необязательно  богатый человек


 

2.4. Психология богатства  и бедности

 

На протяжении последнего десятилетия  в российском обществе произошли  кардинальные социально-экономические  преобразования, следствием которых  явилось значительное усиление дифференциации различных слоев населения, появление  социальных групп, отличающихся по экономическим  признакам: богатых и бедных. В  условиях нестабильности социально-экономической  ситуации, противоречивой динамики социальных процессов в стране, интенсивной  трансформации социальных отношений  и настроений в различных социальных группах для подавляющего большинства  людей существенно возросла значимость материальных ценностей, а проблема имущественного неравенства, богатства  и бедность стала одним из ключевых аспектов развития современного российского  общества. Она обнаруживаются в психологических  и социологических исследованиях  ценностей. Все чаще среди качеств  людей типа «молодой, красивый, умный, добрый», на первое место ставится «богатый». На вопрос о ценностях также все  чаще ответы «состояние, должность» и  т. п.

 

Главным критерием неравенства  является богатство, деньги. Остальные  — власть, престиж, репутация, привилегии, контроль ресурсов — тесно с ним  связаны. Из-за неравенства отношения  людей в обществе всегда находились в состоянии шаткого равновесия, нарушавшегося в случае ухудшения  жизни бедных, усиления давления на них. Стремление к равенству, которому сопутствовало «подтягивание» жизни  бедных, но без уничтожения богатых, пытались обосновать эгалитаристы XIX века. Лишь в XX веке в массовом масштабе стала  осуществляться социальная политика.

 

Материальное положение человека влияет на его образ в глазах других людей. Богатые люди воспринимаются счастливыми, здоровыми, приспособленными. Бедные — несчастными и неприспособленными, ленивыми. Они составляют в мире большинство населения. Диапазон отношения  к бедным начинается от полного презрения, неоказания никакой помощи до подтягивания их положения до вполне приемлемых стандартов жизни (социальные программы, фонды, благотворительность). Причем к  применению социальных программ склонны  большей частью богатые страны и  богатые люди. В бедных странах  отношение к беднякам презрительное  и беспощадное.

 

Конечно, бедняк бедняку — рознь. Следует выделять из общей массы  бедняков людей определенного психического склада: у них нет потребностей ни в вещах, ни в красоте, ни в обустройстве, они ленивы, у них нет желания  работать, что-либо делать. Когда им предоставляется свобода, они с  удовольствием ложатся на диван. Если они работают, то только ради заработка, часто однодневного. Ради сохранения своего положения и психологии, по существу, бомжа, они готовы уничтожить цивилизованный мир.

 

Иной тип личности — мастера  своего дела, которым общество платит за труд слишком мало. В условиях закрытости такая ситуация в обществе может существовать довольно долго. Но в открытых обществах неизбежно  происходит «вымывание» специалистов. Человек знает себе цену и хочет  зарабатывать согласно своей квалификации. Тут вступает в действие правило  — нет денег, нет и мастеров. Недаром из России уезжают талантливые  музыканты (их обучение, а затем и  труд на самом деле очень дороги, но у нас, как при советской  власти, так и сейчас, оперный  певец получает в 10 раз меньший  гонорар, чем эстрадник, работающий «под фанеру»). Уезжают ученые, особенно молодые, не обязательно выдающиеся, но те, кто может, — на время или  навсегда.

 

Вальтер Ойкен выдвинул концепцию  социально обоснованной экономической  политики. Для большей части членов общества важно достижение справедливого  распределения, осуществляемого согласно предельной производительности факторов производства. Начиная с 30-х годов  эта проблема превращается в нервный  узел экономического регулирования. Основной момент здесь — интерес не к  абсолютному равенству, а принцип  «живи и дай жить другим». Каждый человек и социальная группа имеют  конечный предел потребностей (или  медленно растущий, что равнозначно  в развивающемся обществе). Их достаточно удовлетворить для ощущения равенства.

 

В нашей стране негативное отношение  к новобогачам определяется как  понимание того, что богатства  нажиты неправедным путем, так и  тем, что психика людей не успевает приспособиться к произошедшим переменам. Пожалуй, только новые поколения  людей, заставшие уже расслоившийся  мир, будут относиться к богачам  спокойно и нейтрально.

 

Таким образом в процессе развития общества богатые богатеют, а бедные беднеют, а равновесие между ними не достигается практически никогда. В связи с этим социальные программы  должны быть максимально гибкими  и адаптированными к национальным особенностям стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Психология инвестиционного  поведения

 

Инвестиции - с точки зрения страны в целом – вложения в создание нового или возмещение изношенного произведенного, человеческого или природного капитала. Инвестиции подразделяются на фиксированные инвестиции и инвестиции в товарно-материальные запасы.

 

Более широко можно сказать, что  под инвестициями понимаются долгосрочные вложения частных (физических и юридических) лиц и государства в различные  сферы и отрасли национальной или зарубежной экономики с целью:

-         расширения  и обновления функционирующего  реального капитала общества;

-         получения  прибыли;

-         проведения  структурных преобразований в  экономике или обществе;

-         получения  какого-либо социального эффекта;

-         оказания  помощи в развитии экономик  дружественных государств;

-         решения  каких-то политических задач,  стоящих перед данным государством  и т. д. 

 

Притоку в инвестиционную  сферу  частного  национального  и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства,  неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.  Взаимосвязь этих проблем  усиливает их негативное влияние  на инвестиционную ситуацию.

 

Инвестиционное и сберегательное поведение населения трактуется в экономической теории, исходя из допущения, что, во-первых, человек рационален, информирован и способен самостоятельно принимать решения в этой сфере, а во-вторых – сбережения формируются  как разница между индивидуальным доходом и потреблением и функционально  зависят от дохода. С другой стороны, подчеркивается необходимость обеспечения  доверия со стороны населения  к государству и институтам финансового  рынка для стимулирования сберегательной и инвестиционной активности.

 

Принято считать, что доверие населения  к финансовым институтам и государству  в России было утрачено в период финансовых пирамид  1994-1995 гг., и именно с его восстановлением связываются  надежды на то, что сбережения населения  в будущем могут быть превращены в инвестиции.

 

Чтобы население могло и хотело вкладывать деньги в банки и инвестиционные компании, абстрактное доверие к  государству или кому-либо еще, понимаемое как соответствие данного института  ценностным установкам индивида, должно быть подкреплено его уверенностью в правильности своих действий, говоря экономическим языком, расчетом соответствующих  рисков и выгод вложений. Однако рядовой вкладчик, будучи непрофессионалом, не способен собрать и проанализировать информацию, необходимую для полного  и адекватного понимания ситуации на финансовом рынке, оценить имеющиеся  риски и выгоды и поступить  оптимально согласно портфельному подходу  в теории размещения финансовых активов. Поэтому в повседневной жизни  человек принимает инвестиционные решения, ориентируясь на поведение  других людей, кажущееся ему обоснованным и рациональным, исходя из той картины  окружающего мира, которая кажется  ему наиболее достоверной. Именно в  соответствии с этой картиной строятся прогнозы, факты ранжируются на важные и второстепенные, достоверные и  фальсифицированные, рискованные и  безопасные. Если достоверная картина  не сформирована, индивид не вполне понимает происходящее, не может оценить  степень случайности событий, испытывает дискомфорт неопределенности, действует  наугад или бездействует. Формирование представлений об окружающем мире является социальным и культурным феноменом. Важную роль в нем играют два круга  общения: публичный, связанный со средствами массовой информации и коммуникации, и приватный, в котором высока значимость личного опыта и мнения друзей и знакомых.

Информация о работе Психология денег