Психология и Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Психоло́гия наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 191.37 Кб (Скачать файл)

Модуль2, 20(48). 
Понятия «руководство» и «лидер­ство» имеют как различия, так и общее. Вначале остановимся на том, что их отличает. 
Любая организация рассматривается в двух планах: с точки зрения формальных, должностных отношений и, с точки зрения неформальных, психологических, эмоциональных отношений. 
Отсюда 
1) ру­ководство - это феномен, имеющий место в системе формальных отно­шений, а лидерство - в системе неформальных. Роль руководителя зара­нее определена, оговорена функциями и инструкциями. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании ее нет. 
2) руково­дитель назначается извне (или выбирается целенаправленно), лидер вы­двигается из числа окружающих его людей. 
3) руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений в группе, лидер ре­гулирует межличностные отношения. 
4) руководство более стабильно и от желания группы зависит меньше всего, лидерство менее стабильно, назначение лидера зависит от настроения группы. Руково­дство обладает более определенной системой санкций, чем лидерство. 
5) процесс принятия решения руководителем более сложен, опо­средован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе. Лидер же принимает решения, непосредственно касаю­щиеся данной группы. 
Таким образом, руководство - это элемент мак­росреды, так как связано со всей системой отношений в организации. Лидерство констатируется в условиях микросреды (малой группы). 
Несмотря на множество различий, понятия "руководство " и "лидер­ство" имеют и общие черты, ибо связаны с однопорядковым типом за­дач. Во-первых, руководство и лидерство являются средством коорди­нации, организации отношений членов группы, а также средством управления ими. Во-вторых, оба феномена реализуют процесс социаль­ного влияния в группе. В-третьих, и руководству, и лидерству присущ момент известной субординации отношений. Это общее позволяет ру­ководителю стать лидером, а лидеру перейти в руководители. 
Теории «героев» и «теории черт». 
Наиболее важные черты современного политического лидера — это неформализованные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор. Согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом забавно, что интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера. 
Теории среды. Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать. 
Личностно-ситуационные теории. Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа). 
Теории взаимодействия-ожидания. Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия. 
«Гуманистические» теории лидерства. Группа теорий лидерства, получивших название «гуманистические», во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечения свободы индивидов для реализации их мотивационного потенциала и удовлетворения своих нужд — однако, при одновременном достижении целей организации. 
Теории обмена. Представители данной теории (Дж. Хоманс, Дж. Марч, X. Саймон, X. Келли и др.) исходят из того, что общественные отношения представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный не только реальный, производительный, но и сугубо психологический вклад, за что получают некий психологический «доход». Взаимодействие продолжается до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. 
Мотивационные теории лидерства. Согласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей.

Модуль2, 21(49). 
Стиль лидерства является способом или подходом к реализации планов и мотивации людей. В середине девятнадцатого века Курт Левин возглавил группу исследователей для выявления различных стилей лидерства. Так, этим ранним исследованием было выявлено три основных стиля. Вот они: 
Авторитарный, или автократический. 
Соучастный или демократический. 
Делегативный стиль, предоставляющий полную свободу. 
Хорошие лидеры стараются использовать все три стиля, нередко, один из стилей доминирует, плохие же лидеры, придерживаются только одного стиля. Рассмотрим эти стили подробнее. 
Стили лидерства.

 

Авторитарный (автократический) стиль лидерства. 
Этот стиль лидерства используется в случаях, когда лидеры говорят своим подчинённым что должно быть сделано и как это должно быть сделано. Они не интересуются советами своих последователей. Данный стиль лидерства уместен, когда вы имеете всю необходимую информацию, ограничены во времени, а ваши работники хорошо мотивированы. 
Некоторым людям свойственно думать, что данный стиль лидерства включает в себя крики на подчинённых, использование унизительного языка, угроз и злоупотребление властью. Но это не авторитарный стиль, а оскорбительный и не профессиональный. Ему нет места в репертуаре лидера. 
Авторитарный стиль, как правило, используется в редких случаях. Если же у вас есть время и вы желаете, чтобы ваши сотрудники были более привержены и мотивированы, вы должны использовать демократический стиль. 
Соучастный, демократический стиль. 
Это стиль совместного принятия решения, когда лидер и сотрудники работают вместе. Но, не смотря на соучастие в процессе работы, лидер определяет окончательное решение. Использование этого стиля нельзя назвать признаком слабости, это, скорее, признак силы, здесь лидер заслуживает уважения сотрудников. 
Обычно, этот стиль лидерства используется в том случае, когда лидер обладает лишь частью информации, а его сотрудники другими её частями. Следует отметить, что лидер не обязательно должен знать все тонкости дела, и именно поэтому он включается в совместную работу со знающими и умелыми работниками. Это взаимовыгодный стиль управления – лидер и сотрудники объединяются в одну команду, что позволяет принимать более обоснованные решения. 
Делегативный стиль лидерства, предоставление полной свободы. 
Это тот стиль лидерства, где лидер позволяет своим сотрудникам принимать самостоятельные решения. Но, не смотря на то, что сотрудники получают свободу действий, лидер по-прежнему отвечает за принимаемые решения. Используется этот стиль в тех случаях, когда сотрудники самостоятельно могут проанализировать ситуацию и определить, что должно быть сделано, и как это должно быть сделано. Вы ведь не можете делать всё! Вам необходимо как минимум установить приоритеты и делегировать определённые задачи.

Модуль2, 22(50). 
Групповая совместимость – это способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности. 
Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности. 
Уровни совместимости: 
1) социально-психологический – общность целей, мотивов деятельности, единство в понимании задач и т. д.; 
2) психологический – общность на уровне характеров (общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д.) Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции; 
3) психофизиологический – общность на уровне темпераментов. 
Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться. 
На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения: 
1) индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы; 
2) индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку; 
3) приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов; 
4) коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой. 
В основе психологической совместимости лежат особенности темперамента членов группы. Темперамент – это присущие человеку от рождения устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. 
Типы темпераментов: 
1) холерик обладает легко возбудимой нервной системой, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением; 
2) сангвиник характеризуется наличием сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы; 
3) флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой; 
4) меланхолик обладает слабой нервной системой. 
Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.

Модуль2, 23(51). 
Групповая сплоченность способствует удовлетворению человека от пребывания в группе. Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне. 
Основные подходы изучения сплоченности (Кричевский 2003): 
• Сплоченность рассматривается как межличностная аттракция. В публикациях Л. и Б. Лотт групповая сплоченность - такое группо¬вое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Основным показа¬телем сплоченности в рамках данного подхода является уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, т. е., чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность. 
• Сплоченность как результат привлекательности группы для индивидов или как результат удовлетворенности членством в группе. Одно из определений групповой сплоченности с позиций данного подхода принадлежит Л. Фестингеру. Групповая сплоченность - этo сумма всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. Показателем сплоченности в рамках данного подхода является степень привлекательности (полезности) группы для ее членов, т. е. чем больше количество тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе (тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий), тем выше ее сплоченность. 
• Сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Данный подход разработан в теории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе (автор теории Л. В. Петровский). В работах Л. В. Петровского сплоченность, рассматриваемая как ценностно-ориентационное единство, — это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, уста-новок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Показателем сплоченности является совпадение для членов группы ориентаций па основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности. 
выделено два вида сплоченности: предметно-деятельностная и социально-психологическая, которые относятся к двум основным сферам жизнедеятельности группы.

Модуль2, 24(52). 
Возникновению сплоченности группы способствует множество факторов, и среди них следующие: 
(а) частота, с которой участники группы вступают в непосредственные контакты друг с другом; 
(б) готовность, с какой участники группы поддерживают ее цели; 
(в) степень ощущения членами принадлежности к группе; 
(г) степень общности интересов у членов группы; 
(д) наличие у участников общей основы (уровень образования, возраст, внешний вид, этническое или социальное происхождение); 
(е) существование угрозы группе извне; 
(ж) степень простоты осуществления коммуникаций в пределах группы; 
(з) занятость участников группы на аналогичных видах работы. 
Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействия между членами группы, причем, чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот.  
Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.  
Сплоченность коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.  
В создании, сплочении и всей жизнедеятельности коллектива главная роль принадлежит классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни. Одновременно с этим классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления.

20) СОВМЕСТИМОСТЬ  И ЕЕ УРОВНИ 
 
Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации. 
Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид производственной деятельности требует психофизиологической совместимости членов первичного коллектива. Учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности работников в первичных коллективах. 
При решении различных производственных задач люди ведут себя по-разному. Наблюдения показали, что можно выделить четыре следующих типа коммуникативного поведения: 
1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы; 
2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку; 
3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов; 
4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой. 
Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива. 
Для интегральной характеристики производственного коллектива в последнее время все чаще используется понятие "социально-психологический климат". 
Понятия "социально-психологический климат", "морально-психологический климат", "психологический климат", "эмоциональный климат", "моральный климат" и т. п. широко используются в отечественной научной литературе. Применительно к производству иногда говорят о производственном климате коллектива. В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В последнее время в них акцентируется внимание на связях "климата" с окружающей социально-предметной средой. 
Самым общим образом социально-психологический климат коллектива можно охарактеризовать как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознанности. 
В соответствии с точкой зрения психологов К. К. Платонова и Г. Г. Голубева социально-психологический климат - это "важнейший компонент психологического климата группы в целом, в который кроме него входят цветовой климат, создаваемый цветовой гаммой окружающего (в частности, цветом помещения и аппаратуры), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но и, так называемой, функциональной музыкой" 
Под духовной или психологической атмосферой Б. Д. Парыгин, например, подразумевает "специфическое психическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения" [237, с. 9]. Атмосфера здесь понимается как неустойчивая, постоянно изменяющаяся сторона коллективного сознания. В соответствии с этим понятие социально-психологического климата обозначает у Б. Д. Парыгина "не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты" 
Аналогичным образом различает климат и атмосферу К. К. Платонов. В его понимании "социально-психологический климат группы <...> определяется стойким настроением группы", а "социально-психологическая атмосфера группы подобна климату, но отличается от него меньшей устойчивостью и поэтому не всегда отчетливо осознается" [134,с.II]. 
Наиболее важным фактором, влияющим на организационный климат, обычно называют стиль руководства (в последней лекции данного раздела мы подробно рассмотрим этот вопрос). 
Перейдем к более детальному рассмотрению понятия "социально-психологический климат". Прежде всего, необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование климата несомненно. 
 
21)СТИЛИ ЛИДЕРСТВА 
 
Традиционным вопросом лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). К. Левин в 1930-е гг. ХХ в. выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). 
 
По мнению Е. В. Андриенко, стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых). 
 
Авторитарный стиль предполагает жесткие способы управления, пресечение инициативы членов группы, отсутствие группового обсуждения принимаемых решений, руководитель сам принимает решения, контролирует и координирует работу членов группы. Качество решений зависит от информации, которой обладает руководитель, от способности правильно ее интерпретировать. Этот стиль способствует росту иерархических ступеней, формализации отношений; предполагает четкое планирование работы, оперативное принятие решений в экстремальных ситуациях, выполнению работы в отведенные сроки. 
 
Демократический стиль – коллегиальное обсуждение проблем, поощрение руководителем инициативы подчиненных, активный обмен информацией между руководством и подчиненными. Руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что делает ситуации более адекватными, при этом процесс принятия решения может затягиваться. Стиль способствует благоприятному психологическому климату в группе, среди членов группы наблюдается более высокая степень удовлетворенности своим трудом. 
 
Попустительский стиль проявляется в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, передача функций управления членам группы. Группа существует самостоятельно, социальная дистанция между членами группы сокращается, увеличивается фамильярность. При этом может снизиться интерес к делу и привести к недостижению цели. Тем не менее стиль может способствовать росту ответственности и самостоятельности рядовых членов группы. 
 
Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки; один может быть уместен в одних обстоятельствах, другой – в других. Вероятно, что наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля. 
 
Представленная схема не охватывает всех сторон проявления стиля лидерства. В экспериментальных исследованиях выделят такие типы: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер-умелец, лидер эмоционального притяжения. 
 
Часто в экспериментальных исследованиях стиль лидера смешивается со стилем руководства. Это не всегда может быть оправдано, так как функции лидера и руководителя, характер их деятельности не однозначны. 
 
22) ЛИДЕРСТВО и РУКОВОДСТВО В МАЛОЙ ГРУППЕ 
 
 
 
 
Следует разделять понятия "лидер", "руководитель" и "авторитет" даже с психологической точки зрения: 
 
- лидер в основном регулирует межличностные отношения в группе, а руководитель - официальные; 
 
- лидерство возникает стихийно, руководитель появляется целенаправленно (назначается, избирается и т.д.); 
 
- у лидера нет системы каких-либо определенных санкций для осуществления руководства, а у руководителя есть; 
 
- лидер работает в основном внутри малой группы, а руководитель представляет ее вовне. 
 
Итак, лидерство - психологическая, а руководство - социальная характеристика. 
 
Лидер - это такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для ее организации при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. 
 
Остальные члены группы принимают лидерство (то есть строят с ним отношения "ведомые-ведущий") или, соответственно, не принимают лидерство данного члена группы. При этом мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. 
 
Лидер, как правило, является авторитетом для группы, но не всякий авторитет означает лидерские возможности для его носителя. Авторитет - только пример, а лидер организует выполнение задачи. 
 
Как возникает лидерство? 
 
В сообществах большинства животных имеет место иерархия, во главе которой стоит одна или несколько особей. 
 
У наших предков-обезьян имеют место два противоположных типа социальной структуры: 
 
- древесные обезьяны (шимпанзе и гориллы) представляют собой поразительно эгалитарный социум; 
 
- у наземных обезьян (павианы, макаки), которые постоянно сталкиваются на открытой местности с опасностями, во главе стаи стоит в высшей степени доминантный самец вместе с несколькими взрослыми самцами рангом чуть ниже. Например, у павианов доминирующий самец имеет монополию на нескольких самок, а прочие взрослые самцы имеют лишь по одной самке. Во время перемещения стада в поисках пищи впереди идут молодые взрослые самцы, а более сильные самцы находятся в середине, помогая матерям с детенышами. Внешней угрозе противостоят только взрослые самцы, которые встают полукругом, а молодые самцы и самки убегают. 
 
В этом смысле человек имеет двоякую наследственность: с одной стороны, генетически мы близки к древесным обезьянам, но, с другой стороны, наши предки вели в саванне жизнь, аналогичную жизни наземных обезьян. 
 
Как внешне проявляется доминантное поведение? 
 
У обезьян - физическое превосходство (размеры тела и сила); заносчивый и самоуверенный вид, важная походка (особенно когда в стае назревает волнение). 
 
У человека такие проявления тоже могут присутствовать, но не всегда; здесь большее значение имеет мимика и взгляд, а также расслабленность тела и упругая походка (пример - герои вестернов). 
 
24) Сплоченость  
 
Социальная сплоченность 
Social cohesion 
Социальная сплоченность - степень интеграции группы, общности или общества, включающая:  
- уровень единства ценностных ориентаций;  
- уровень прочности межличностных взаимоотношений; и  
- уровень согласованности поведения членов группы, общности или общества. 
 
25)  
Картинка  
26) динамика малой группы 
 
Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой "статики" группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа "доводит" до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы. Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать, как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики. 
 
Здесь уместно сказать о том, что сам термин "групповая динамика" может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К.Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. "Групповая динамика" в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином "групповая динамика" обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. 
 
Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к "групповой динамике" не относится). Далее, это традиционно рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива – в социально-психологическом разрезе – могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе. 
 
27) большие группы и механизмы воздействия на личность в нем 
 
Вступая в группу, подросток и юноша преследует ситуативные цели - интересно провести время, расширить круг друзей, может быть, найти себе референтную группу (группа значимых для подростка людей, на мнение которых о себе он ориентируется). 
Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней "своим". При этом возможны варианты поведения - от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами. 
Следует иметь в виду, что личность новичка, вступая в группу, создает новую ситуацию: меняется и личность, и группа. Вопрос: Кто меняется глубже? Кто изменится больше? Поэтому коммунарский отряд, приглашая к себе новичков, т.б. старших подростков или юношей, должен обладать определенным запасом прочности. Иначе сильный новичок может очень основательно скорректировать "под себя" группу. Так или иначе, но первая стадия - адаптация бывает завершена или вхождением новичка в группу, или его уходом - временным или постоянным. 
На втором этапе схваченная человеком словесно сформулированная или подсознательно усвоенная манера поведения и найденная "социальная ниша" превращают новичка в полноправного члена группы. Стиль поведения освоен. Но он может быть освоен только в рамках группы. Выходя во двор или уходя домой, член группы может прощаться со своим "групповым" стилем и принимать совсем иные нормы. Это означает, что "акт формирования личности" еще не произошел. Стиль поведения и отношений, принятый группой, усвоен лишь как средство "быть своим" и не стал личностным качеством человека. 
На третьем этапе происходит (если происходит!) усвоение ценностных ориентаций и норм поведения в качестве собственно личностных черт, независимо от существования или не существования группы, которая их "породила". Связь с групповой активностью здесь прямая - чем более личностная позиция человека определяет его активность в групповой деятельности, тем более основательно перестраивается его личность под влиянием этой деятельности и этих отношений. Так, пребывание в роли комиссара в коммунарском объединении влияет на человека сильнее, чем пребывание в роли посетителя коммунарского сбора и даже участника-исполнителя. 
Итак, первоначальное принятие норм отношений и поведения происходит под влиянием потребности, естественной для всякого человека: "быть своим", в результате требований группы - "навязывание" ею определенных норм. 
Позже, освоившись в группе, человек рано или поздно оказывается перед выбором различных способов действий и перед необходимостью решать. Решение, принятое сознательным путем в пользу определенных норм и традиций, обладает дополнительной нравственной силой. 
Обладая определенным опытом такого рода действий, личность оказывается способной к нравственному поступку уже без рассуждений и колебаний, к определенному отношению к людям, с которыми уже вне группы его сводит судьба. 
Отсюда становится понятным, насколько важна убежденность комиссарского состава и умение действовать согласованно в непредсказуемой ситуации педагогического воздействия на ребят-новичков. Это - во-первых. 
Кроме того, опыт деятельности участников группы в качестве ДК, в советах дела в творческих делах в роли политбойца и тем более - комиссара, естественно ставит их перед необходимостью принимать решения, исходя из понимания себя и задачи, умения понять другого - т.е. внутренне встать на его позицию, уловить, какие потребности эту позицию определяют и формируют. 
Разнообразие ролей в дружественной обстановке отряда позволяет попробовать себя в разных ролях и вне зависимости от всякой роли, в любой из них сохранить свое личностное лицо. Роль не должна прирастать к человеку. В каждом человеке он должен видеть себя и каждого человека - в себе - тогда он сможет быть самим собой практически в любой жизненной ситуации и внутренне быть свободен. 
Эта задача не всегда легко решаема, но поставьте себе целью научиться ее решать. Может быть, это и есть главное психологическое качество комиссара. 
 
28) виды больших групп 
 
Виды и характеристика больших социальных групп 
Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования); 
Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация). 
Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования. 
Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни. 
Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих- секретарей, контролеров банка и т.д. 
Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций: 
научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства; 
профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами; 
развитие духовной культуры; 
социализация; 
обеспечение умственного и физического здоровья населения. 
Обычно выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную (представители творческих профессий), медицинскую, управленческую, военную и т.д. 
Люди умственного и физического труда, рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам. 
Население города и население деревни, которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи. 
Психология больших социальных групп 
 
  
Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, подростки, женщины, мужчины, профессиональные общности). 
Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию. 
В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения. 
Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям. 
Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем («Политика»); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Под лозунгом общественного блага совершались первые буржуазные революции. Общественное благо было основным предметом идеологов либерализма и демократии. В XIX и XX вв. была выработана основная формула общественного блага: «Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им». Производными от понятия «общественное благо» стали понятия «качество жизни», «уровень жизни», «жизненные стандарты», «благоденствие нации» (охрана территории, организация безопасности, снабжения, связи, транспорта, здравоохранения, культурной сферы, образования и др.). Степень социальной ориентации политического руководства общества определяется ее направленностью на обеспечение общественного блага. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп. 
Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы. 
Этническая группа, или этнос (греч. еthnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (лат. natio — народ). 
В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства. 
Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств. 
В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку. 
Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта. 
По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (лат. classis — разряд). Существование классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности. 
Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. 
Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса. 
Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-со- знательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения. 
Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально- психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные). 
 
29)феномен Деиндивидуализация  
 
«В определенных групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормативное ограничение, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить то, что психолог Леон Фестингер с коллегами назвали «деиндивидуализацией». Таким образом, под феноменом деиндивидуализации понимается утрата самосознания и боязни оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает. 
 
В каких условиях проявляется этот феномен? Что влияет на его проявление? К условиям, определяющим вероятность и интенсивность проявления деиндивидуализации, относят следующие. 
 
Во-первых, размер группы. Чем больше группа, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознания и тем с большей готовностью соглашаются пойти на нарушение нормативного поведения. 
 
Во-вторых, физическая анонимность и обезличенность. Психолог Ф. Зимбардо предположил, что обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Для эксперимента он приобрел две подержанные машины выпуска десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улицах: одну — в старом студенческом городке Нью-Йоркского университета в Бронксе, а другую — вблизи студенческого городка Станфордского университета в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке первые «автораздевальщики» появились уже через десять минут, сняв аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны хорошо одетых белых граждан), машина превратилась в бесполезную груду металлолома. По контрасту с этим, единственный человек, который в течение недели дотронулся до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь. 
 
В-третьих, возбуждающие и отвлекающие действия группы, подготавливающие почву для деиндивидуализации (аплодисменты и хлопки, пение хором, различные ритуальные мероприятия и церемонии и др.). «Есть усиливающее само себя удовольствие в том, — пишет Д. Майерс, — чтобы совершать импульсивный акт, наблюдая, как окружающие заняты тем же самым. Когда мы видим, что другие делают то же, что и мы, то полагаем, что они и чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах». Иной раз мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе, потому что можем предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность с окружающими. 
 
В-четвертых, ослабленное самоосознание. Групповое бытие, ослабляющее самоосознание, имеет тенденцию рассогласовывать поведение и установки личности. Не осознающие себя менее заторможены, меньше себя контролируют, более склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях, более восприимчивы к ситуации. Фактором, повышающим деиндивидуализацию, является алкогольное опьянение. Напротив, деиндивидуализация снижается в обстоятельствах, повышающих самоосознание: перед зеркалами, фотоаппаратами, кино- и видеокамерами, в маленьких поселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, в необычной обстановке». 
 
30)социализация  
 
Понятие социализации. Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976). 
 
Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь "гоминизации"? Не совпадает ли понятие социализации с процессом гоминизации? Как известно, Л.С. Выготский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к "социализации". 
 
31) социальная адаптация 
 
Социальная адаптация 
Социальное приспособление 
Social adaptation 
Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации. 
Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. 
Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение. 
 
32) Конфликт. Классификация конфликтов 
 
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. 
 
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций. 
 
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон. 
 
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления. 
 
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий. 
 
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты. 
 
С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые. 
 
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению. 
 
По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем: 
 
конфликт ускоряет процесс самосознания; 
под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей; 
способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы; 
приводит к объединению единомышленников; 
способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты; 
способствует расстановке приоритетов; 
играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций; 
благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении; 
приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами; 
благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими. 
Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем: 
 
конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон; 
он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность; 
препятствует быстрому осуществлению перемен; 
приводит к потере поддержки; 
ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться; 
вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию; 
вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу; 
вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему; 
в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций; 
конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению; 
конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы. 
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.. 
 
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов. 
 
По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно. 
 
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно. 
 
М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности: 
 
«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно; 
«случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами; 
«смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного; 
«неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем; 
«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами; 
«ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований. 
Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными». 
 
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы: 
 
развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом; 
способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц. 
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные. 
 
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.). 
 
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы. 
 
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах. 
 
Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека. 
 
Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью. 
 
Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др. 
 
 
33) К сожалению, в человеческом общении не может всегда быть тишь да гладь: время от времени каждый из нас оказывается участником конфликта на работе или в личной жизни. Как вести себя в том случае, если конфликта не избежать? Существуют определенные стратегии поведения в конфликте. Выбор подходящей стратегии может помочь разрешить возникший конфликт с минимальным ущербом. 
В конфликте каждая сторона может выбрать одну из пяти стратегий поведения: соперничество (борьбу, принуждение), уход, уступку, компромисс или сотрудничество. Выбор стратегии поведения зависит от того, насколько выбирающая сторона настроена на защиту собственных интересов и сохранение хороших взаимоотношений с оппонентом. 
 
Самой деструктивной считается стратегия соперничества. Для человека, выбравшего такую стратегию, на первом месте стоит удовлетворение личных интересов, а интересы соперника его не интересуют вовсе. Обычно при выборе такой стратегии активно используют агрессивный стиль поведения, авторитет, власть, связи и т. п. Своего добиваются любой ценой, совершенно не придавая значения интересам и чувствам оппонента. 
 
Стратегия уступки (приспособления) заключается в уходе от конфликта одного из участников. Какова мотивация человека, выбирающего эту стратегию? Для него гораздо важнее избежать конфликта и сохранить хорошие отношения с оппонентом, нежели добиться собственных целей. Уступку можно назвать полярной противоположностью соперничества: при использовании стратегии уступки на первое место выходят межличностные отношения, а в стратегии соперничества наиболее важны личные интересы. 
 
Стратегию уступки выбирают не только люди с «бесконфликтным» типом характера; иногда уступка — лишь тактический шаг на пути достижения главной стратегической цели. Обычно ее использование оправдано в том случае, если возможности конструктивно разрешить конфликтную ситуацию нет, но хочется достичь хотя бы временного перемирия. 
 
Стратегию ухода можно назвать также стратегией «двойной уступки»: если в предыдущем случае своими личными интересами поступается одна из сторон, то в этом от конфликта уходят обе стороны. Никто не достигает своих целей, зато межличностные отношения не подвергаются серьезным изменением. Эта стратегия уместна в том случае, когда ни для одной из сторон предмет конфликта не имеет существенного значения; если хоть для одной сторон он важен, возможен рецидив конфликта. 
 
Если уход — это двойная уступка, то компромисс — это уступка взаимная. В чем разница? При уходе обе стороны полностью отказываются от своих интересов. При компромиссе каждая их сторон поступается частью своих интересов. Эта стратегия поведения в конфликте является одной из оптимальных, однако самой лучшей ее назвать нельзя: при большой важности предмета для обеих сторон взаимная уступка может оказаться неудовлетворительной. 
 
Однако как промежуточный этап на пути поиска наилучшего решения проблемы компромисс является очень неплохим вариантом. Также обе стороны могут оказаться удовлетворены компромиссом, если предмет конфликта не имеет для них большой важности, и они могут удовлетвориться частичным достижением целей, если это поможет им сохранить межличностные отношения. 
 
Оптимальной считается стратегия сотрудничества, в которой каждая сторона принимает во внимание не только свои интересы, но и интересы соперника, а также стремится сохранить хорошие межличностные отношения Она заключается в конструктивном поиске решения, которое максимально удовлетворило бы все стороны, и включает в себя элементы других стратегий. При использовании этой стратегии стороны воспринимают друг друга не как противников, а как союзников. 
 
Выбор стратегии поведения в конфликте будет зависеть от множества факторов. Конечно, сотрудничество является оптимальной стратегией, но оно требует больших временных затрат, а далеко не всегда у сторон есть возможность выделить достаточно времени для решения конфликта. Так что при возникновении конфликтной ситуации стоит расставить приоритеты (что для вас важнее — достижение целей или межличностные отношения) и исходя из этого выбирать стратегию. 
 
34)методы решения конфликтов 
 
Внеюридические методы разрешения конфликтов в системе управления организацией (предприятием, фирмой, компанией) 
Управленческая деятельность включает конфликт по определению, целенаправленно влияет на объект и субъект управления. Однако нельзя абсолютизировать возможности управленца, т. к. в социуме фактор неопределенности действует в большей степени, чем в иных областях. 
Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами. 
Существует ряд точек зрения на методы обращения с конфликтом. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам: 
уходу от конфликта; 
подавлению конфликта; 
управлению конфликтом. 
Есть детальные изложения применяемых методов. 
В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические и тактические. 
Стратегические методы — применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще: 
планирование социального развития; 
информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации; 
использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации; 
организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников; 
наличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы; 
адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп. 
Тактические методы исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом, которая предполагает две базовые тактики: 
соперничество, 
приспособление 
и три производные тактики: 
уклонение, 
компромисс, 
сотрудничество. 
Практически все применяемые методы урегулирования конфликта вмещаются в эту внешне простую схему. 
 
Тактические методы управления конфликтом К. Томаса 
Юридические способы разрешения конфликтов 
Юридический конфликт — любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правоотношениями сторон (их юридическими правами и обязанностями), а сам конфликт влечет юридические последствия. 
Юридическим следует считать любой межгосударственный конфликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых государств подпадают под действие норм международного права. 
Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые, межнациональные конфликты. 
Можно утверждать, что не каждый конфликт — юридический, но практически каждый может завершиться юридической процедурой. 
Разрешение конфликтов юридическим путем имеет четыре общих признака: 
Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД); 
Орган, разрешающий конфликт, действует на основе норм права.

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология и Социальная психология