Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:06, реферат
Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению
Одной из актуальных проблем психологии личности является создание периодизации ее становления. Несмотря на то, что исследование проблемы периодизации жизни человека имеет длительную историю, она остается неразработанной. Во всяком случае, общепризнанной дифференциации периодов становления личности в отечественной и зарубежной психологии нет.
Следует различать дифференциацию и периодизацию.
ПРОЧИТАТЬ ДЛЯ СЕБЯ ПО ТЕМЕ: «Психология и педагогика развития детей» ведет Скибо
Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению
Одной из актуальных проблем психологии личности является создание периодизации ее становления. Несмотря на то, что исследование проблемы периодизации жизни человека имеет длительную историю, она остается неразработанной. Во всяком случае, общепризнанной дифференциации периодов становления личности в отечественной и зарубежной психологии нет.
Следует различать дифференциацию и периодизацию.
Дифференциация (от лат. diferentia – различение) – разделение целого на различные формы и ступени.
Периодизация (от греч. periodos – круговращение) – деление явления на определенные промежутки времени, охватывающие какой-либо законченный процесс. Период – промежуток времени, охватывающий какой-либо завершенный процесс. Стадия – определенная ступень в развитии.
Необходимо различать периодизацию становления личности и жизни человека. Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами – годами жизни человека.
Возраст (в психологии) – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Существует много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях знания: педиатрии, антропологии, психологии. Для более полного представления о проблеме дифференциации жизни человека приведем некоторые классификации возрастов. Древняя китайская классификация:
Молодость (до 20 лет)
Возраст вступления в брак (до 30 лет)
Возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет)
Возраст познания собственных заблуждений (до 50 лет)
Последний период творческой жизни (до 60 лет)
Желанный возраст (до 70 лет).
Старость (свыше 70 лет).
Классификация Пифагора (VI в. до н. э.):
Период становления (0–20 лет)
Молодой человек (20–40 лет)
Человек в расцвете сил (40–60 лет)
Старый и угасающий человек (60–80 лет).
Классификация Гиппократа (IV в. до н. э.). В ее основе лежит идея цифрового символизма, согласно которой каждые семь лет происходит коренная перестройка организма человека, опасная для его жизни и здоровья:
0–7 лет 7–14 лет 14–21 год 21–28 лет 28–35 лет 35–42 года 42–49 лет 49–56 лет 56–63 года 63–70 лет.
Концепция психосексуального развития детства З. Фрейда. Главным фактором развития человека, по его мнению, является сексуальный инстинкт.
Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от их культурного уровня.
Оральная стадия (0– 18 мес.) – отвыкание от груди; отделение себя от материнского тела;
Анальная стадия (1–3 года) – приучение к туалету (самоконтроль);
Фаллическая стадия (3–6 лет) – идентификация со взрослыми того же пола;
Латентная стадия (6–12 лет) – расширение социальных контактов со сверстниками;
Генитальная стадия (12–8 лет) – половое созревание, установление интимных контактов, влюбленность.
Становление личности – процесс целенаправленного прогрессивногоизменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление.
Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможностьи реальность ее удовлетворения. Экстраполируя себя в будущее, желая его, личность сама себя формирует, творит.
Периодизация становления личности в онтогенезе по единому психологическому критерию неоправданна. Система доминирующих социальных отношений, связей в относительно стабильной социальной среде определяет периоды и стадии становления личности .
Отечественные психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода (стадии) развития личности на основе таких понятий, как «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность».
Идея социальной ситуации развития была сформулирована Л. С. Выготским для характеристики системы отношений между ребенком и социальной действительностью. Социальная ситуация, писал он, представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те
формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.
Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А. Н. Леонтьева.
Это такая деятельность, указывает он, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности на данной стадии ее развития. Ведущая деятельность имеет следующие признаки: от нее зависят основные психологические новообразования каждой стадии становления личности; в ее форме возникают и развиваются новые виды деятельности; в ней возникают и формируются частные психические процессы.
Определение ключевых понятий: личность, развитие психики, профессиональное развитие личности. Становление личности. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Значение потребностей в становлении личности.
Определение ключевых понятий: личность, развитие психики, профессиональное развитие личности
Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями. Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни; активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности; наличием я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д.; направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т. д.; способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности; характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К. К. Платонова.
Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.
Биопсихические свойства. Эта биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга.
Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности.
Значение потребностей в становлении личности
Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития. Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение.
Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т. д.).
Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей.
Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или превращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения).
Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь дает о себе знать.
Существуют различные классификации потребностей. Потребности различают по происхождению (естественные и культурные) и по предмету (материальные и духовные).
Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.
В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта). Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т. д.).
Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
Потребности человека имеют общественный и личный характер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.
Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.
Стремление – это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.
Профессиональное развитие
– это изменение психики
Движущими силами становления личности являются противоречия двоякого рода: между личностью и внешними условиями жизнедеятельности; противоречия, обусловленные внутриличностными образованиями.
Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека
В индивидуальной жизни человека взаимодействуют и порождают широкий спектр сценариев профессиональной жизни индивидное развитие, личностное развитие; профессиональное развитие.
На индивидное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы: наследственность, особенности организма, состояние здоровья, психическая и физическая энергетика, фиксированный пол; на личностное – психические особенности (отношения, мотивы, интеллект, эмоционально- волевая сфера, потребности, активность и т. д.) и ведущая деятельность. На профессиональное развитие большое влияние оказывают внешние факторы: социально-экономические условия, ведущая учебно-профессиональная и профессиональная деятельность, система стимулирования профессионального роста, случайные события и жизненно важные обстоятельства.
Жизнедеятельность человека, от которой зависит продуктивное становление личности, в значительной степени определяется окружающей природной средой , географическими и климатическими условиями.
Природная среда опосредованно определяет традиционные для данной местности виды трудовой деятельности и особенности культуры конкретного населения, обусловливая содержание этнотехнологий. Чувствительность к благоприятному стечению обстоятельств и случайным знаковым событиям становится условием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста.