Введение
« Не следует забывать,
что основной закон
детского
творчества заключается
в том,
что ценность его
следует
видеть не в результате,
не в продукте творчества,
важно то, что они
создают,
творят, упражняются
в
творческом воображении
и его воплощении.»
Л. С. Выготский
Развитие творческих способностей
– это процесс, во время которого ребенок
усваивает ценности, традиции, культуру
общества в котором ему предстоит жить.
К сожалению, многим родителям
в виду их загруженности на работе, некогда
заниматься собственным ребенком, не хочется
отвечать на его бесконечные вопросы,
читать книги, играть с ним, проще купить
компьютерную игру или поставит видеокассету
с иностранными мультфильмами. Просидев
за этим за этим занятием несколько часов,
ребенок не только теряет свое здоровье,
но и перенимает стереотипы поведения
довольно примитивных героев. Наш ребенок
может стать агрессивным, замкнутым, черствым,
не желающим играть со сверстниками.
Ребенок может «потерять» себя
как личность, не быть востребованным
в нашем стремительно развивающемся обществе,
жить « по шаблону», работать «по шаблону».
А каждый ребенок талантлив,
индивидуален, он может стать «звёздочкой»
и «зажигать» своей неповторимостью, энергией,
способностью окружающих. Стать чуткой,
доброжелательной, отзывчивой, творческой,
успешной личностью. Творческий ребенок
– думающий ребенок, у него развито восприятие
окружающего мира. Поэтому проблема развития
творческих способностей, по-моему мнению,
стоит сейчас очень остро.
Творческие способности являются
одним из компонентов общей структуры
личности. Развитие их способствует развитию
ребёнка в целом. Именно театральная деятельность
является уникальным средством развития
творческих способностей.
Театральная деятельность и
развитие творческих способностей человека
составная часть социально – экономических
и духовных направлений современного
общественного устройства.
Актуальность данного исследования
заключается в том, что в наше время от
нас требуют много нового, интересного
и полезного, а творческие способности
надо развивать только с раннего дошкольного
возраста. Творчество означает созидание
нового, под которым могут подразумеваться
как преобразования в сознании и поведении
человека, так и порождаемые им продукты,
которые он отдает другим.
Считается, что все люди обладают
творческими задатками от природы. И если
родители смогут в ребенке распознать
тягу к творчеству и способствовать развитию
способностей, можно утверждать что он
станет творчески одаренным.
Цель исследования – определить особенности
развития творческих способностей детей
дошкольного возраста по средствам театрализованной
деятельности.
Объект исследования – процесс развития творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – театральная деятельность
как средство развития творческих способностей
детей дошкольного возраста.
Гипотеза – если в работе с детьми дошкольного
возраста в развитии творческих способностей
использовать театральную деятельность
( творческие игры, игры драматизации,
постановки спектаклей, проявление актерского
мастерства и.т.д) ,то формирование творческих
способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Задачи исследования:
1) особенности развития творчества
и творческих способностей детей дошкольного
возраста;
2) характеристика особенностей
в развитии творческих способностей детей
дошкольного возраста;
3) компоненты творческих способностей;
4) условия успешного развития
творческих способностей детей дошкольного
возраста;
5) методика развития творческих
способностей детей дошкольного возраста;
6) развитие творческого мышления
и воображения у детей дошкольного возраста;
7) творческие игры как условие
развития творческих способностей детей
дошкольного возраста.
I. Особенности развития
творчества и творческих способностей
детей дошкольного возраста в современной
педагогике и психологии.
- Понятие «творчество»
и «творческие способности»
Анализ проблемы развития творческих
способностей во многом будет предопределяться
тем содержанием, которое мы будем вкладывать
в это понятие. Очень часто в обыденном
сознании творческие способности отождествляются
со способностями к различным видам художественной
деятельности, с умением красиво рисовать,
сочинять стихотворения, писать музыку
и т.п. Что такое творческие способности
на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое
понятие тесным образом связано с понятием
"творчество", "творческая деятельность".
Под творческой деятельностью следует
понимать такую деятельность человека,
в результате которой создается нечто
новое - будь это предмет внешнего мира
или построение мышления, приводящее к
новым знаниям о мире, или чувство, отражающее
новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть
поведение человека, его деятельность
в любой области, то можно выделить два
основных вида поступков. Одни действия
человека можно назвать воспроизводящими
или репродуктивными. Такой вид деятельности
тесно связан с нашей памятью и его сущность
заключается в том, что человек воспроизводит
или повторяет уже ранее созданные и выработанные
приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности
в поведении человека присутствует творческая
деятельность, результатом которой является
не воспроизведение бывших в его опыте
впечатлений или действий, а создание
новых образов или действий. В основе этого
вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение
творческих способностей выглядит следующим
образом. Творческие способности - это
индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности
различного рода.
Так как элемент творчества
может присутствовать в любом виде человеческой
деятельности, то справедливо говорить
не только о художественных творческих
способностях, но и о технических творческих
способностях, о математических творческих
способностях,
и т.д.
1.2.Характеристика
особенностей в развитии творческих
способностей детей
дошкольном возрасте.
Говоря о формировании творческих
способностей, необходимо остановиться
на вопросе о том, когда, с какого возраста
следует развивать творческие способности
детей. Психологи называют различные сроки
от полутора года
до пяти лет. Также существует гипотеза,
что развивать творческие способности
необходимо с самого раннего возраста.
Эта гипотеза находит подтверждение в
физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка
особенно быстро растет и "дозревает"
в первые годы жизни. Это дозревание, т.е.
рост количества клеток мозга и анатомических
связей между ними зависит
как от многообразия и интенсивности работы
уже существующих структур, так и от того,
насколько стимулируется средой образование
новых. Этот период "дозревания" есть
время наивысшей чувствительности и пластичности
к внешним условиям, время наивысших и
широчайших возможностей к развитию. Это
самый благоприятный период для начала
развития всего многообразия человеческих
способностей. Но у ребенка начинают развиваться
только те способности, для развития которых
имеются стимулы и условия к "моменту"
этого созревания. Чем благоприятнее условия,
чем ближе они к оптимальным, тем успешнее
начинается развитие.
Если созревание и начало функционирования
(развития) совпадают по времени, идут
синхронно, а условия благоприятны, то
развитие идет легко - с наивысшим из возможных
ускорений. Развитие может достичь наибольшей
высоты, и ребенок может стать способным,
талантливым и гениальным.
Однако возможности развития
творческих способностей, достигнув максимума
в "момент" созревания, не остаются
неизменными. Если эти возможности не
используются, то есть соответствующие
способности не развиваются, не функционируют,
если ребенок не занимается необходимыми
видами деятельности, то эти возможности
начинают утрачиваться, деградировать
и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Борис Павлович Никитин, в течение
многих лет занимающийся проблемой развития
творческих способностей детей назвал
это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание
Возможностей Эффективного Развития Способностей).
Никитин считает, что НУВЭРС особенно
негативно влияет на развитие творческих
способностей. Разрыв во времени между
моментом созревания структур, не обходимых
формирования творческих способностей
и началом целенаправленного развития
этих способностей ведет к серьезному
затруднению их развития, замедляет его
темпы и ведет к снижению конечного уровня
развития творческих способностей. По
мнению Никитина, именно необратимость
процесса деградации возможностей развития
породило мнение о врожденности творческих
способностей, так как обычно никто не
подозревает, что в дошкольном возрасте
были упущены возможности эффективного
развития творческих способностей. И малое
количество в обществе людей с высоким
творческим потенциалом объясняется тем,
что в детстве лишь очень немногие оказались
в условиях, благоприятствующих развитию
их творческих способностей.
С психологической точки зрения
дошкольное детство является благоприятным
периодом для развития творческих способностей
потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание
познавать окружающий мир. И родители,
поощряя любознательность, сообщая детям
знания, вовлекая их в различные виды деятельности,
способствуют расширению детского опыта.
А накопление опыта и знаний - это необходимая
предпосылка для будущей творческой деятельности.
Кроме того, мышление дошкольников более
свободно, чем мышление более взрослых
детей. А это качество необходимо всячески
развивать. Дошкольное детство также является
периодом для развития творческого воображения.
Из всего выше сказанного можно
сделать вывод, что дошкольный возраст,
даёт прекрасные возможности для развития
театральных способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы
эти возможности, во многом будет зависеть
творческий потенциал взрослого человека.
1.3 Компоненты творческих
способностей
Творческие способности представляют
собой сплав многих качеств. И вопрос о
компонентах творческого потенциала человека
остается до сих пор открытым, хотя в настоящий
момент существует несколько гипотез, касающихся этой
проблемы. Многие психологи связывают
способности к творческой деятельности,
прежде всего с особенностями мышления.
В частности, известный американский психолог
Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого
интеллекта установил, что творческим
личностям свойственно так называемое
дивергентное мышление . Люди, обладающие
таким типом мышления, при решении какой-либо
проблемы не концентрируют все свои усилия
на нахождение единственно правильного
решения, а начинают искать решения по
всем возможным направлениям с тем, чтобы
рассмотреть как можно больше вариантов.
Такие люди склонны образовывать новые
комбинации из элементов, которые большинство
людей знают и используют только определенным
образом, или формировать связи между
двумя элементами, не имеющими на первый
взгляд ничего общего. Дивергентный способ
мышления лежит в основе творческого мышления,
которое характеризуется следующими основными
особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать
максимальное количество идей (в
данном случае важно не их
качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать
широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать
новые нестандартные идеи (это
может проявляться в ответах,
решениях, несовпадающих с обще-принятыми).