Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:57, реферат
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе.
Введение
1. Природа и сущность конфликта
2. Типология конфликтов. Основные виды конфликтов в организациях.
3. Производственный и личностный вред конфликтов
4. Причины конфликтов
5. Пути предупреждения конфликтов
6. Пути ликвидации и разрешения конфликтов
Заключение
Список используемой литературы
• возникает угроза жизни и здоровью людей.
Кроме того, конфликты пагубно
сказываются на физическом здоровье
людей. Работники по-разному
4. Причины конфликтов.
В основе возникновения конфликтов
лежат противоречия, возникающие
в процессе трудовой деятельности:
противоречия поиска, когда сталкивается
новаторство с консерватизмом; противоречия
групповых интересов, когда отстаиваются
только групповые интересы при игнорировании
общих интересов; противоречия, связанные
с личными, эгоистическими побуждениями,
когда корысть, карьеризм подавляют
все другие мотивы; противоречия несостоявшихся
ожиданий; противоречия политические
(антисоциальные поступки). Противоречия
приводят к конфликтам только тогда,
когда они затрагивают
Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них сколь-либо эффективное регулирующее воздействие.
В первичном трудовом коллективе
причины возникновения
1. Недостатки в организации
производственных процессов,
2. Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия
у него опыта (неумение
3. Недостатки стиля работы
и неправильное поведение
4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
5. Нарушение внутригрупповых
норм поведения, распад
6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
7. Несовместимость в силу
личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное
8. Личностные характеристики
отдельных людей –
Возникновение и развитие
конфликтов обусловлено действием
четырех групп факторов и причин:
объективных, организационно-управленческих,
социально-психологических и
Понимание объективно-субъективного
характера причин является весьма полезным
при определении способов предупреждения
межличностных конфликтов, выработке
оптимальных стратегий
Основными организационно-управленческими причинами конфликтов являются: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.
Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.
Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками.
Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.
Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.
Основные причины конфликта в рамках трудового коллектива также можно охарактеризовать следующим образом: ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
5. Пути предупреждения конфликтов.
Предупреждение конфликта, конечно, гораздо более разумно и полезно со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому на предупреждение конфликта направлены значительные усилия общества и государства.
Перед каждым руководителем,
принимающим то или иное управленческое
решение, возникает проблема интересов
людей, которых это решение
Для нормальной работы организации, для успешной реализации принятого решения необходимо предвидеть возможные конфликты. Их можно либо предупредить, либо – если они неизбежны – заранее предусмотреть пути и способы их разрешения. Предупредить конфликты можно, устраняя причины, порождающие конфликтные ситуации. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы: участников, мотивы их поведения, объекты, используемые силы и средства – до того, как противостояние возникло. Поэтому в зависимости от характера конфликта, предупредительная деятельность может быть весьма разнообразной. Остановимся на некоторых ее аспектах.
Прежде всего, руководитель должен установить правила и обязанности таким образом, чтобы любое выражение разногласий не развивалось в негативный конфликт. Руководитель должен правильно подобрать кадры, чтобы избежать образования неформальных групп с негативными установками, аутсайдеров и отверженных коллективом. Тщательно подобранный персонал нуждается в строгом, но справедливом контроле порученных заданий. Распоряжения следует отдавать четко, ясно, своевременно, они должны быть однозначными и адресованными конкретному лицу, чтобы не допускать споров по поводу обязанностей и ответственности. Управляющий должен стремиться к объективности при оценке результатов трудовой деятельности: эквивалентные достижения различных работников необходимо оценивать независимо от своих личных симпатий или антипатий. В противном случае один из работников будет чувствовать себя обделенным, снизит интенсивность и качество труда, может возникнуть напряжение между работниками. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники конфликтного взаимодействия, руководители организаций, конфликтологи. Она может вестись по четырем основным направлениям:
1. Создание объективных
условий, препятствующих
2. Оптимизация организационно-
3. Устранение социально-
4. Блокирование личностных
причин возникновения
Профилактика большинства видов конфликтов должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.
К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы.
Структурно-организационные
условия предупреждения конфликтов
связаны с оптимизацией структуры
цеха, завода, фирмы, с одной стороны,
как организации, с другой – как
социальной группы. Максимальное соответствие
формальной и неформальной структур
коллектива стоящим перед ним
задачам обеспечивает минимизацию
противоречий, возникающих между
структурными элементами организации,
и уменьшает вероятность
Функционально-организационные условия связаны с оптимизацией функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации и работниками. Это способствует предупреждению конфликтов между сотрудниками, поскольку функциональные противоречия, как правило, в конце концов, порождают противоречия межличностные.
Соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность, составляет личностно-функциональные условия предупреждения конфликтов. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, нравственным, другим психологическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами. Поэтому, назначая на должности компетентных, порядочных, трудолюбивых, здоровых сотрудников, мы тем самым предотвращаем возникновение многих межличностных конфликтов.
Ситуативно-управленческие
условия связаны прежде всего
с принятием оптимальных
6. Пути ликвидации и разрешения конфликтов.
Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому важно уметь конструктивно выходить из конфликта.
В конфликтологии традиционно
завершающий этап в динамике конфликта
обозначается термином разрешение конфликта.
Однако многие авторы используют и
другие понятия, которые отражают специфику
и полноту прекращения
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для решения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.
Затухание конфликта –
это временное прекращение
Под устранением конфликта
понимают такое воздействие на него,
в результате которого ликвидируются
основные структурные элементы конфликта.
Несмотря на «неконструктивность» устранения,
существуют ситуации, которые требуют
быстрых и решительных
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Критерием конструктивного
разрешения конфликта является степень
разрешения противоречия, лежащего в
основе конфликта и победа в нем
правого оппонента. Важно, чтобы
при разрешении конфликта было найдено
решение проблемы, из-за которой
он возник. Чем полнее разрешено
противоречие, тем больше шансов для
нормализации отношений между участниками,
меньше вероятность перерастания конфликта
в новое противоборство. Не иене
существенной является победа правой
стороны. Утверждение истины, победа
справедливости благоприятно сказываются
на социально-психологическом