Психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе.

Содержание

Введение
1. Природа и сущность конфликта
2. Типология конфликтов. Основные виды конфликтов в организациях.
3. Производственный и личностный вред конфликтов
4. Причины конфликтов
5. Пути предупреждения конфликтов
6. Пути ликвидации и разрешения конфликтов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психология конфликта.СДЕЛАНО.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

В условиях конфликта наблюдается  две базовые тактики – соперничество  и уступчивость. На их основе выделяют три производственные тактики –  уход, компромисс, сотрудничество. Стиль поведения участников в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой каждая сторона хочет удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Стили разрешения конфликтов (для участников конфликтов):

1. Стиль конкуренции.

При использовании этого  стиля необходимо действовать активно  и идти к разрешению конфликта  собственным путем. Этот стиль рекомендован только в тех случаях, когда решение  проблемы имеет для участника  конфликта большое значение, когда  встает необходимость действовать  быстро и решительно, реализовывая стремление удовлетворить в первую очередь свои интересы.

2. Стиль уклонения.

Можно использовать в тех  случаях, когда затрагиваемая проблема не имеет приоритетной важности, когда  другая сторона имеет больше веса или власти, когда нет полной уверенности  в собственной правоте или  компетентности, а также, если есть возможность того, что проблема разрешится сама собой. При этом, занимая пассивную позицию, участник конфликта не проявляет стремления удовлетворить собственные интересы, равно как и интересы другой стороны конфликта. Проблема игнорируется, и ответственность за ее решение возлагается на другого человека.

3. Стиль приспособления.

Немного напоминает стиль  уклонения, различие заключается в  том, что участники действуют  совместно, и один из них проявляет  готовность идти на уступки и удовлетворять  интересы другого участника конфликта. Дает возможность сгладить ситуацию и выиграть время.

4. Стиль сотрудничества.

Наиболее трудный, энерго- и времяемкий стиль разрешения конфликтов. Отстаивая свои интересы, стороны  прикладывают усилия и для удовлетворения интересов других участников конфликта, проявляя понимание к своему оппоненту, выражая готовность выслушать противоположную  точку зрения и совместно выработать альтернативные варианты решения проблемы.

5. Стиль компромисса.

Каждая из сторон идет на определенные уступки, ограничиваясь  частичным исполнением собственных  намерений и разрабатывая решение  проблемы, которое в наибольшей степени  удовлетворило бы интересы обеих  конфликтующих сторон.

Для разрешения конфликтов важно обладать способностью быстро и адекватно реагировать на различные  варианты развития конфликтной ситуации, иметь в своем распоряжении различные подходы и уметь ими пользоваться, выходить за рамки привычных схем мышления, и в то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В своей работе я рассмотрела  основные понятия, касающиеся определения конфликтов, их типологии, причин, динамики развития, социально-психологического подхода к изучению конфликтов, путей предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. После рассмотрения изложенного в работе материала, можно сделать следующие выводы:

1. Конфликт означает несогласие  сторон, при котором одна сторона  пытается добиться принятия своих  взглядов и помешать другой  стороне сделать то же самое.  Конфликт может иметь место  между индивидуумами и группами  и между группами.

2. Потенциальные причины конфликта  – совместно используемые ресурсы,  взаимозависимость заданий, различия  в целях, различия в восприятиях  и ценностях, различия в стиле  поведения и биографиях людей,  а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на  ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны  с минимальными личными потерями  или угрозами.

3. К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.

4. При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия, например более углубленная работа над поиском решений, разнообразие мнений и улучшение сотрудничества в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. – М.: МЗ ПРЕСС, 2001
  2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. 3-е изд. - Минск: Университетское, 2002
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  4. Дмитриев А.В. Конфликтология.- М.: Гардарика, 2000
  5. Козер Л.А. Реалистический и нереалистический конфликт // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001
  6. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001
  7. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов // Управление персоналом. - 2004
  8. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003 

 


Информация о работе Психология конфликта