Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:41, курсовая работа
Проблема лжи одна из центральных в человеческой жизни. Ложь является противоречивым, многоплановым, крайне запутанным психологическим феноменом. На тему лжи мудрецы и философы спорят тысячелетия, но попытки каким-то образом обобщить наши знания обо лжи, наше понимание этого феномена, начались не столь уж и давно. Сколько лет существует человечество, наверное, столько же существует и обман. О нем писали древние философы, о нем написано в Библии, жизнь развивается, идет вперед, а ложь все так же сопровождает нашу жизнь, внося в нее массу неприятностей: ведь это очень неприятно ощущать себя обманутым человеком.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………...……….5
1.1. Ложь: определение и основная характеристика понятия…..……..…….5
1.2. Причины формирования склонности ко лжи………………………...…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………..………….16
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕИСКРЕННОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ……………………………………………………………………….17
2.1 Выявление неискренности в непосредственном общении…….……….17
2.2. Особенности выявления признаков лжи в процессе общения……...…19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………...……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….29
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
Факультет заочного обучения
Кафедра психологии
ПСИХОЛОГИЯ ЛЖИ
Курсовая работа
по социальной психологии
………………………………
Студент.. … курса
специальности «Психология»
……… формы обучения группа …..
Научный руководитель:
……………………………
……………………..
Минск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ЛЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……
1.1. Ложь: определение и основная характеристика понятия…..……..…….5
1.2. Причины формирования
склонности ко лжи………………………...…
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………..………….16
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕИСКРЕННОСТИ
В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ……………………………………………………………
2.1 Выявление неискренности
в непосредственном общении…….…
2.2. Особенности выявления
признаков лжи в процессе
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………...……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….29
ВВЕДЕНИЕ
Проблема лжи одна из центральных в человеческой жизни. Ложь является противоречивым, многоплановым, крайне запутанным психологическим феноменом. На тему лжи мудрецы и философы спорят тысячелетия, но попытки каким-то образом обобщить наши знания обо лжи, наше понимание этого феномена, начались не столь уж и давно.
Сколько лет существует человечество, наверное, столько же существует и обман. О нем писали древние философы, о нем написано в Библии, жизнь развивается, идет вперед, а ложь все так же сопровождает нашу жизнь, внося в нее массу неприятностей: ведь это очень неприятно ощущать себя обманутым человеком.
Проблема исследования лжи,
несмотря на давнюю традицию, до сих
пор не получила целостного изучения.
Между тем, следует заметить, что
интерес к данной теме в последние
годы значительно возрастает в контексте
формирования жизненных ориентиров
и идеалов молодежи. Об этом свидетельствует
существенное увеличение числа публикаций
на данную и смежные с ней проблемы:
Б.И. Дубровский, Е.А. Душина, О.О. Жданова,
В.В. Знаков, И.А. Ильин, М.Ю. Коноваленко,
С.И. Симоненко, А.Н. Тарасов, В.П. Шейнов,
Ю.В. Щербатых и др. Однако в научной
литературе на сегодняшний день практически
отсутствует системное и
Изучение представлений и понятий современного общества обо лжи дает возможность глубже проникнуть в сферу ее нравственных убеждений и тем самым расширить и систематизировать наши знания о психологических особенностях данного возрастного периода. Кроме того, исследование специфики взаимосвязи лжи и стратегий поведения во время того, как человек лжет, становится удобной моделью, раскрывающей условия, факторы и индивидуально-психологические различия формирования системы отношений молодежи к действительности, окружающим людям и к себе. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического рассмотрения системы представлений студенческой молодежи обо лжи, выявления их связи с социально-психологическими характеристиками личности и предпочитаемыми стратегиями поведения.
В зарубежной психологии данный феномен был исследован Полом Экманом в своей знаменитой книге «Психология лжи», в которой он уделяет много внимания разного рода аспектам лжи и обмана. В отечественной психологии наибольшую известность получили исследования В. Знакова [11] и Д.И. Дубровского [9].
Обилие публикаций
на тему лжи и обмана говорит
нам не только о том, что
эта тема в современном
В научной психологической литературе имеется достаточное количество работ, с разных сторон освещающих психологические вопросы лживости. Однако, как показывает анализ, на уровне конкретных исследований представлены отдельные факты, касающиеся регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых характеристик проявления лживости. Эти факты разрознены и не рассмотрены в единой системе знаний с точки зрения многомерно-функциональной организации. Необходима целостность в исследовании основных компонентов лживости и их связи с личностной и ситуативной тревожностью, рассмотрения лживости как способа психологической защиты. Недостаточная разработанность данной проблемы, ее практическое значение послужили основанием для выбора темы «Феномен лжи».
Цель курсовой работы – изучить состояние проблемы лжи в современной психологии.
Основные задачи исследования:
1. С помощью анализа психологической и специальной литературы рассмотреть вопросы исследования.
2. Рассмотреть характеристику понятия «ложь», причины формирования склонности ко лжи.
3. Изучить проблему выявления неискренности в непосредственном общении.
4. Охарактеризовать особенности выявления признаков лжи в процессе общения.
Объект исследования – ложь в современной обществе.
Предмет исследования – причины и основные проявления лжи человека.
Методологической и
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Ложь: определение и основная характеристика понятия
Проблема человеческой неискренности, обмана и лжи не раз становилась предметом обсуждения в художественной литературе (Н. Гоголь Ф. Достоевский, И. Ильф и Е. Петров, А. Камю), философии (Аристотель, Платон, Сократ, Диоген, Б. Спиноза, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Ж.П. Сартр, Н. Бердяев, В.С. Соловьев), социологии (А.А. Давыдов, Е.В. Давыдова, Р.Г. Оленев, А.Ю. Мягков) и психологии (В.В. Знаков, Ю.В. Щербатых, А.Н. Тарасов, О. Фрай, П. Экман).
В результате изучения литературных источников установлено, что отношение к феномену неправды, лжи и обмана на протяжении веков в различных государствах менялось достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до частичного их оправдания. С развитием цивилизации ложь прошла несколько стадий развития – ото лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ, политике, рекламе и т.д. [11, с. 12].
Особо актуальным изучение проблемы лжи в отечественной и зарубежной психологии стало на рубеже XX века. Так, в начале двадцатого столетия в переводе на русский язык вышло несколько сочинений, посвященных этой проблеме (Дюпра, 1905; Мелитан, 1903). Не обошли вниманием эту проблему известные всему миру исследователи: XIX в. – Э. Гофман; XX в. – К.Г. Юнг, А.Р. Лурия, С. Аш, М. Аргайл. Интерес к этой теме не угас и по сей день.
Понятию «ложь» ученые дают различные определения в зависимости от точки зрения на проблему. В соответствии с этим они выделяют и описывают разные типы и виды лжи, определяют основные факторы, влияющие на формирование отношения человека ко лжи, раскрывают ее механизмы.
Итак, ложь – утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или удержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине [1, с. 45].
Феномен лжи широко исследуется в психологии и психолингвистике.
Существует множество авторских определений лжи: Ж. Мазип предлагает сложное интегративное определение феномена. Обман (или ложь) – намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной [8, с. 19].
О. Фрай: Ложь – это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным [16, с. 22].
Доктор Белла де Пауло, профессор психологии Университета Вирджинии, доказала, что ложь очень распространенный в повсеместной жизни коммуникативный феномен, который включает в себя разнообразие ситуаций и тактик лжи. Автор предлагает трехфакторную модель лжи, в которую включены компоненты: содержание, тип и референт. Содержанием лжи может выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. По типу ложь бывает: прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение и тонкая ложь (опускание важных деталей). Референт лжи – это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других) [28, с. 7].
Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение». П. Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это» [27].
Выделяются два вида лжи: а) пассивная ложь, т.е. непередача сведений, которые известны (умолчание); б) активная ложь, т.е. сообщение заведомо ложных сведений. Пассивная ложь бывает полной, частичной, а также тем. что называется запирательством. Активная ложь подразделяется на: а) ложь, целиком состоящую из вымысла; б) частичную ложь (соединение элементов правды с элементами лжи). Ложь, базирующаяся на подтасовке фактов, формируется путем: – исключения отдельных элементов события: – дополнения реального события вымышленными элементами; – перестановки отдельных элементов события во времени и пространстве [1, с. 46].
Рассмотрим кратко сущность явления лжи в разных культурах.
Явление лжи обсуждается в разных культурах, это связано с тем, что лгут представители разных наций. Некоторые исследователи указывают на то, что ложь является национальной чертой отдельных народов. Так, например, Ж. Дюпра указывает, что для некоторых народов и стран то или иное проявление лжи – естественное явление. У гасконцев он отмечает склонность к вымыслам, у итальянцев – к плутовству, у англичан – к лицемерию, отличительная черта греков – неискренность, турки, по его мнению, не верны данным обещаниям, азиаты – люди, которым не стоит доверять. Если говорить о социально-психологических и культурных предпосылках нечестного поведения, то у многих народов мы можем увидеть, что обман, хитрость, плутовство воспевается в народных сказках, поощряется и расценивается как положительное качество героя.
Таким образом, с детства люди усваивают моральный принцип: ложь бывает разная и что это – явление повсеместное. Ложь для одних – это защитный механизм, другие лгут из страха быть разоблаченными или наказанными, для третьих – это плод фантазии или милая шутка. Проблемы лжи рассматриваются с позиций философии, психологии, лингвистики, культурологии, лингво-культурологии, социолингвистики и других наук. Представляется важным отношение ко лжи немецкого философа И. Канта, который полагал, что искажение истины «должно быть названо ложью» (пусть даже не в юридическом смысле). Он утверждал также, что ложь «всегда вредна кому-нибудь, если не отдельному лицу, то человечеству вообще». Феномен лжи изучают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Так, русский философ В.С. Соловьев дает ему следующее определение: «Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине» [26, с. 31].
В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием – обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс, порождающий ложь. Понятия «ложь» и «неправда» используются в качестве оценок информации, не вызывающей доверия. Однако в словарях русского языка ложь трактуется не только как неправда, обман, искажение истины, но и как выдумка, вымысел, фантазия и даже шутка, розыгрыш.
Ложь проявляется в конкретных ситуациях общения и представляет собой социокультурное явление. Отечественные ученые выделяют из понятия «ложь» вранье, указывая на снисходительное отношение к нему в обществе. Первым на него обратил внимание Ф.М. Достоевский, которого осенила мысль о том, что у нас в России могут лгать даже совершенно честные люди [6, с. 217].