Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 23:41, курсовая работа
Проблема лжи одна из центральных в человеческой жизни. Ложь является противоречивым, многоплановым, крайне запутанным психологическим феноменом. На тему лжи мудрецы и философы спорят тысячелетия, но попытки каким-то образом обобщить наши знания обо лжи, наше понимание этого феномена, начались не столь уж и давно. Сколько лет существует человечество, наверное, столько же существует и обман. О нем писали древние философы, о нем написано в Библии, жизнь развивается, идет вперед, а ложь все так же сопровождает нашу жизнь, внося в нее массу неприятностей: ведь это очень неприятно ощущать себя обманутым человеком.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………...……….5
1.1. Ложь: определение и основная характеристика понятия…..……..…….5
1.2. Причины формирования склонности ко лжи………………………...…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………..………….16
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕИСКРЕННОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ……………………………………………………………………….17
2.1 Выявление неискренности в непосредственном общении…….……….17
2.2. Особенности выявления признаков лжи в процессе общения……...…19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………...……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……….29
В.В. Знаков в своих размышлениях над исследованиями Пола Экмана (2004) отмечает, что вранье представляет собой социокультурный феномен, типичный для российского самосознания. Вранье – не столько средство преднамеренного искажения фактов, сколько способ установления контакта и сближения людей. Вранье, продолжает автор, не предполагает унижения слушателя и получения за его счет какой-то личной выгоды. Вранье настолько проникло в культуру и стало обычным, что оно широко представлено, например, в отечественной литературе (герои-вруны в произведениях Гоголя, Чехова, Шукшина и др.). Вранье в русской культуре является способом приукрашивания действительности, желанием уйти от серой обыденности. Любой иностранец, гуляющий по Москве или Санкт-Петербургу, выскажет свое удивление, что в России на лицах застыло угрюмое, нерадостное выражение, что люди мрачно смотрят на асфальт, а не на людей. По нашему мнению, каким бы бесхитростным ни казалось вранье, оно с точки зрения здравого смысла является ложью, т.к. его цель – исказить истину и в результате отказать партнеру по коммуникации в получении достоверной информации [11].
В англоязычной культуре, в отличие от русской, ложь рассматривается как нарушение прав человека, которому лгут. Нарушение прав человека недопустимо, и это правило глубоко укоренилось в западной общественной морали, где ложь рассматривается как одна из форм насилия над человеком.
Американский психолог П. Экман определяет ложь, или обман как «действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления в своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды». Другой американский ученый С.Б. Уолтерс пишет, что ложь – это процесс когнитивный, ментальный [27].
Введение в заблуждение или дезинформация собеседника – процесс сознательный. Обманывая, человек добивается определенной цели – получает личную выгоду, избегает каких-либо неприятных последствий или защищает себя или кого-то другого в ситуации, которая кажется ему непредсказуемой. Иными словами, решение обмануть принимает исключительно сам обманщик. И решение это сознательное и обдуманное.
П. Экман, ссылаясь на Оксфордский словарь английского языка, отмечает, что в современном употреблении слово «ложь» обычно имеет оттенок ярко выраженного морального осуждения, и в вежливой беседе его стараются избегать, часто заменяя такими синонимами как «обман» и «неправда», имеющими относительно нейтральное звучание. Вероятно, поэтому он не разграничивает понятия «ложь» и «обман», хотя эту позицию и не разделяют отечественные ученые (Знаков, Гладких, Попчук) [27, с. 13].
Под ложным высказыванием
понимается высказывание, в котором
действительное положение вещей
намеренно передается в искаженном
виде. О.М. Попчук, исследуя ложные высказывания
в русской диалогической речи,
конкретизирует это определение: «высказывание,
намеренно искаженно
Комплексный анализ вербального и невербального контекстов убеждает в том, что при продуцировании ложных высказываний как русские, так и представители английской нации изобличают себя своим поведением. У лгущего человека меняется мышление, ему приходится перестраивать свои мысли, менять тактику разговора, проявляя непоследовательность и нелогичность. Однако в этой непоследовательности есть своя логика, так как цель высказывания – ввести адресата в заблуждение [16, с. 24].
Национальный характер проявляется в коммуникативных ситуациях. Если для русских открытое выражение чувств естественно, то для англичан, людей сдержанных, это несвойственно. Они прибегают к открытому выражению чувств только в ситуациях, вынуждающих их к этому.
В русской культуре ложь чаще сводится к вранью, которое вполне допустимо и морально не осуждается. Вранье простительно, потому что в России оно обусловлено социальными, экономическими и чисто человеческими факторами. Русские лгут и прощают друг другу ложь, так как их цель – установить контакт, поддержать разговор, похвастаться и т.д. Характерная особенность английского национального самосознания состоит в том, что ложь вредна и люди прибегают к ней лишь в экстремальных ситуациях. Дезинформация, введение в заблуждение, лицемерие осуждаются представителями англоязычной культуры, считается, что лгут только не чистые на руку люди.
Исследование феномена лжи
остается актуальной проблемой для
выявления коллективного и
Определим также основные имплицитные (в общественном сознании) виды лжи. К ним относятся [1]:
Таким образом, под ложью понимают утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. Феномен лжи широко исследуется в психологии и психолингвистике (Ж. Мазип, О. Фрай, Д. Де Пауло, П. Экман). Выделяются два вида лжи – пассивную и активную. Явление лжи обсуждается в разных культурах, это связано с тем, что лгут представители разных наций. К основным имплицитным (в общественном сознании) видам лжи относятся: мистификация, фальсификация (подделка), симуляция (притворство), самозванство, плагиат, подмена понятий, детская ложь, неприкрытая ложь, недоговорка (умолчание), сказки для детей, белая ложь, лесть и др.
1.2. Причины формирования склонности ко лжи
Наиболее важные побудительные причины, оказывающие влияние на появление склонности ко лжи и манипулированию другими людьми, следует искать в социализации индивида, в истоках формирования личности, то есть в том, как протекает детство ребенка, как ведет себя его окружение, как происходит дальнейшее развитие человека, а также в каких условиях он осуществляет свою жизнедеятельность. Специалисты в области возрастной психологии, анализируя мотивы и условия возникновения детской лжи, в первую очередь, обращают внимание на чувство страха и боязнь наказания у детей, которые появляются по причинам слишком жесткого обращения сними, или природной слабости и неуверенности, которые испытывает ребенок сталкиваясь с затруднительными ситуациями [20, с. 161].
Известно, что человек уже на ранних этапах развития проявляет способность избегать неприятные эмоций со стороны агрессивного окружения с помощью маскировки и приспособления. Недоброжелательные интонации, крик, агрессивная мимика и другие невербальные компоненты общения воспринимаются ребенком как акты враждебности уже с первых недель жизни и достаточно быстро у него развиваются защитные механизмы. Впоследствии, когда ребенок стремится скрыть неблаговидные поступки, он начинает прибегать к умолчанию факта их свершения или к прямому отрицанию того, что им сделано, то есть начинает использовать ложь или манипуляция по отношению ко взрослым [20, с. 163].
Помимо страха «пусковым механизмом» использования лжи ребенком является осознание того, что к неискренности, как форме оказания влияния на самого ребенка и в качестве способа эффективного психологического воздействия на окружающих, прибегают родители или другие представители его референтных групп. Включение обмана в структуру обычного поведения наступает тем быстрее, чем менее благополучны условия жизни и воспитания, причем понимание того, что ложь является нормой для поведения взрослых, в определенных ситуациях является шоком для ребенка, способствует переосмыслению стратегий собственного поведения. Формы манипуляций взрослыми, в зависимости от личностных особенностей ребенка, могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности. Формирование манипулятивных тенденций поведения, начиная с детского возраста и проявление их в различных сферах жизни американский исследователь Э. Шостром достаточно полно описал в книге «Человек-манипулятор» [25].
Исследователи природных предпосылок формирования психики справедливо подчеркивают также роль биологических и наследственных факторов определяющих развитие индивида, которые, в свою очередь, становятся все менее благоприятными в силу ухудшения экологии и естественной среды обитания человека. На одном из семинаров по психодиагностике известный специалист в данной области Л. Собчик высказала предположение, что существуют генетическая предрасположенность к альтруизму и эгоизму. Последнее качество, как известно, во многом способствует проявлению неискренности в общении. На сегодняшний день не вызывает сомнения то обстоятельство, что ряд психологических качеств человека, например таких как истероидность, или связанная с ней демонстративность, проявляются в приукрашивании собственных возможностей, в том числе, с помощью лжи и других способов введения окружающих людей в заблуждение. Для лжи истероидов часто характерно настолько полное овладевание психики собственными выдумками и иллюзиями, что некоторые авторы считают неправильным называть истероидное поведение неискренним. Вместе с тем, истероид часто отдает отчет своим поступкам, однако не может или не желает отказаться от выбранной формы поведения, с болезненной настойчивостью отстаивая свои вымыслы и фантазии [26, с. 39].
В.В. Знаков отмечает, что «обращаясь к анализу психологических механизмов вранья нередко его нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими взаимоотношениями с окружающими» [11, с. 30].
Вообще, вопрос о принципах действия групп и организаций, включая религиозные, политические, финансовые, – тайные и открытые, – объединенные на самых разных основаниях, нуждается в более подробном рассмотрении с точки зрения влияния корпоративности на нормы поведения входящих в них членов. Солидарность внутри предполагает честность и доверительность, внешние контакты, наоборот, предусматривают ограничение информации, допускают ложь для защиты интересов конкретной структуры.
В целом, в обществе существует огромное число предпосылок, начиная с функционирования семьи и кончая социальными структурами, влияние которых, на протяжении всей жизни, человека способствует формированию личностных качеств, обуславливающих использование лжи и манипуляций при решении жизненно важных проблем.
Неслучайно личностные особенности индивида, связанные с тенденциями к манипулированию другими людьми и использованию разнообразных форм лжи в обыденной жизни и деловых отношениях, получили название «макиавеллизм» – по имени философа оправдывающего любые средства для достижения поставленной цели. Люди с такими чертами характера предпочитают ограничивать передаваемую информацию, с легкостью искажают ее, манипулируют другими людьми для достижения собственных целей. Как ни парадоксально, но исследования показали, что сами они не всегда могут хорошо определять ложь у других, хотя подозрительны по натуре. Их вера в то, что людьми можно управлять, применяя любые средства, помогает искусно лгать, не испытывая при этом угрызений совести [18, с. 44].