Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:03, реферат

Краткое описание

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Психология личности -- раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью.
Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования человека (мотивация, эмоции, память, воля, способности), а все многообразие проявлений психического функционирования личности и исследует развитие человека. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.

Содержание

Введение
1. Основные положения в изучении психологии личности
1.1 Общее понятие о личности
1.2 Индивид, личность, субъект, индивидуальность
2. Психология личности
2.1 Основные проблемы
2.2 Теории личности в психологии
2.3 Структура личности
2.4 Психологическая характеристика темперамента
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психология личности.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Основные положения в изучении  психологии личности

1.1 Общее понятие о личности

1.2 Индивид, личность, субъект, индивидуальность

2. Психология личности

2.1 Основные проблемы

2.2 Теории личности в психологии

2.3 Структура личности

2.4 Психологическая характеристика  темперамента

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Психология личности -- раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью.

Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования человека (мотивация, эмоции, память, воля, способности), а все многообразие проявлений психического функционирования личности и исследует развитие человека. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.

Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Это обусловлено тем, что феномен личности человека очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни индивидуума в истории развития общества и его собственной жизни. Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.

Таким образом, вопрос об изучение психологии личности, как исходный вопрос любого психологического анализа, является сложным, дискуссионным, но в тоже время достаточно актуальным.

Личность имеет самые различные проявления, и создание психологически-целостной картины из мозаик различных феноменов представляет трудности для психолога и психоаналитика. Каждый из этих феноменов психической деятельности человека, взятый сам по себе и отнесенный к изолированному существу, не может быть квалифицирован как личность. По этой причине психология личности как предмет психологии оказалась расчлененной на психологию мотивации, эмоций, воли, индивидуальных различий.

Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности. По этой же причине в психологии личности психологами разработана масса теоретических концепций, одни из которых имеют много общего, другие несовместимы между собой.

Кроме того, изучаются индивидуальные различия. Основой любой личности является темперамент - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.

Цель работы состоит в том, чтобы ознакомиться с основными понятиями, теориями и проблемами психологии личности.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

1. Основные положения в изучении психологии личности

1.1 Общее понятие о личности

В современной психологии нет единого понимания личности. Х.Вольф в 1734 г. дал дефиницию личности следующим образом: «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь». Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс (1842-1910), который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим.

В «эмпирическом Я» (личности) им были выделены:

1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;

2. Социальная личность как форма признания в индивиде личности со стороны других людей;

3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., в которой центром является чувство активности Я.

В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида.

Несмотря на множественность определений личности, выделяется ее существенное свойство - это относительно устойчивая система поведения индивида, стиль отношений, переживаний, состояний, восприятия, поведения и т.п., В этом стиле проявляется глубина личности - ее индивидуальность.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. Поэтому большинство исследователей считает, что личность - есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

Основой любой личности является темперамент - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) являетсянаправленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и так далее), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния (преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации), на познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньшее значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной (гуманитарной или «технической») и бытовой (человек для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно.

В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития.

1.2 Индивид, личность, субъект, индивидуальность

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» - лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки. По определению отечественного психолога Р.С.Немова, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и прочие) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Индивид - это единый представитель биологического вида «гомо сапиенс» («человек разумный»). Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека.

Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Информация о работе Психология личности