Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:03, реферат

Краткое описание

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Психология личности -- раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью.
Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования человека (мотивация, эмоции, память, воля, способности), а все многообразие проявлений психического функционирования личности и исследует развитие человека. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.

Содержание

Введение
1. Основные положения в изучении психологии личности
1.1 Общее понятие о личности
1.2 Индивид, личность, субъект, индивидуальность
2. Психология личности
2.1 Основные проблемы
2.2 Теории личности в психологии
2.3 Структура личности
2.4 Психологическая характеристика темперамента
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психология личности.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа (бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом контролирующем внимании к нему). Такая тенденция получила название «формирование реакции».

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они у себя признают не с большой охотой, а иногда и совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Наиболее часто используемые приемы психологической защиты в процессе самоанализа могут распознаваться. Фактором, влияющим на развитие самой личности и эффективность ее деятельности, является самооценка.

Самооценка, как система оценивания себя, предполагает наличие нижнего и верхнего предела того, что я могу достичь. Такой мерой выступает уровень притязаний, или степень трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой. Переживание успеха или неуспеха, возникающее вследствие деятельности по достижению цели, влечет за собой смещение уровня притязаний к более трудным либо более легким задачам, Снижение трудности избираемой цели после успеха, также как ее повышение после неудачи говорит о нереалистическом уровне притязаний. Так как человек соотносит себя с тем, что он добивается, то результативность деятельности лежит в основе его отношения к себе: чего я стою. Отношение закрепляется в качестве самооценки: высокой, адекватной, низкой.

Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей является процессом самореализации, самоактуализации. Концепция самоактуализации и ее анализ даны в работах К.Роджерса и А.Маслоу. Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, когда при столкновении с трудностями одни прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлением их воли.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен», а не «Я хочу», хотя, конечно следует учитывать возможность совпадения волевого и импульсивного поведения («Я хочу исполнить свой долг»). В противоположность непроизвольным, сознательные действия, более характерные для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Главной психологической функцией воли является усиление мотивации. Условием возникновения волевых усилий становятся борьба мотивов. Человек волевым действием отвергает непримиримые мотивы и преодолевает препятствия к достижению целей. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в сознании поставленную цель. Энергия и источник волевых действий всегда связаны с актуальными потребностями человека. Развитие волевой регуляции идет по двум направлениям: во-первых, преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; во-вторых, обретение человеком контроля над своим поведением и выработка волевых качеств.

Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела. Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций «трудного  мира» и

2) сложного, противоречивого внутреннего  мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные.

Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека:

1. Воля не требуется (желания  человека просты, однозначны, любое  желание осуществимо в легком  мире).

2. Требуются волевые усилия по  преодолению препятствий реальной  деятельности, нужно терпение, но  сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в  силу однозначности своих желаний  и целей.

3. Требуются волевые усилия по  преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии  решения.

4. Требуются интенсивные волевые  усилия для преодоления внутренних  сомнений для выбора решения  и осуществления действий в  условиях объективных помех и  трудностей. Волевое действие здесь  выступает как сознательно принятое  к осуществлению по собственному  решению осознанное намерение  целенаправленное действие на  основе внешней и внутренней  необходимости.

Человек, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности, одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека форме переживаний. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект - сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека.Собственно эмоции - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. Чувства - еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека - это настроение.

2.4 Психологическая характеристика темперамента

Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека. Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология. Методом условного рефлекса И.П.Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов следующие: 1) сила; 2) уравновешенность; 3) подвижность.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях «ломается». Подвижность - это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменением обстоятельств. Комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три типа И.П.Павлов относит к сильным и один - к слабому типу. Сильные в свою очередь на уравновешенные и неуравновешенные, уравновешенные - на подвижные (лабильные) и спокойные (инертные).

В результате была выделена следующая типология:

1) сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;

2) сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный;

3) сильный уравновешенный, инертный (внешне спокойный, «солидный»);

4) слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. В последние годы, кроме гуморальных, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного описания темперамента.

И.П.Павлов отождествлял тип нервной системы и темперамент. Однако последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. На темпераменте сказываются не только свойства нервной деятельности, но и соматическая организация личности в целом.

Тип нервной системы рассматривается в качестве задатка темперамента. Темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему динамических особенностей целостного поведения личности).

Холерический темперамент. Человек, обладающий указанным типом темперамента, отличается повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холерика характерна цикличность в работе. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности нервной деятельности.

Сангвинический темперамент. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. У сангвиников эмоции легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума.

Флегматический темперамент. Флегматик - спокойный, уравновешенный человек, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни.Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых ситуациях.Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, переключения его на другой объект. Инертность как качество имеет и положительное значение: она обеспечивает неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера.

Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого - и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах жизни, испытывают сильный страх в опасных ситуациях. Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, у него наступает запредельное торможение. Кроме того, темперамент связан с другими чертами личности и влияет на отношения, культуру поведения и волевую активность личности.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, кратко отметим следующее.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счёт проявляется сложность самого феномена личности.

Однако большинство исследователей считает, что личность - есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

Личность можно рассматривать в различных ракурсах: как система мотивов, как способность к творческим деяниям, как биологическое существо, как самосознание и др.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека. Четыре типа темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный (холерик), слабый (меланхолик). Чистых типов практически нет.

Информация о работе Психология личности