Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:03, реферат
Краткое описание
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Психология личности -- раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы -- всё то, что делает нас личностью. Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования человека (мотивация, эмоции, память, воля, способности), а все многообразие проявлений психического функционирования личности и исследует развитие человека. В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.
Содержание
Введение 1. Основные положения в изучении психологии личности 1.1 Общее понятие о личности 1.2 Индивид, личность, субъект, индивидуальность 2. Психология личности 2.1 Основные проблемы 2.2 Теории личности в психологии 2.3 Структура личности 2.4 Психологическая характеристика темперамента Заключение Список использованной литературы
2. Личностные конструкты не редуцируемы
к конструктам других дисциплин (биологии,
физиологии, нейрологии).
3. Поведение, описанное благодаря личностным
конструктам, осуществляется в пространстве
и времени.
4. Личностные конструкты специфичны в
отношении филогенетического и онтогенетического
развития.
5. Опыты личности взаимно проницаемы.
6. Поведение целеориентировано в зависимости
от подкрепления. Поведение определяется
не только подкреплением, но и антиципацией.
В теории социального научения человек
предстает как классифицирующее существо.
Все предметы окружающего мира могут быть
расклассифицированы на основе воспринимаемых
причин получения подкрепления. Если подкрепление
воспринимается как не в полной мере обусловленное
собственными действиями, то оно видится
как обусловленное счастьем, случаем,
судьбой или другими и в большой степени
непредсказуемым из-за чрезмерной сложности
событий. Это конкретизировалось в ряде
формализованных концептов.
Локус контроля (лат. locus - место и controle
- проверка) -- теоретическое понятие модели
личности Дж. Роттера. Это -- вера индивида
в то, что его поведение детерминируется
по преимуществу либо им самим (интернальный
локус контроля; происходит от англ. internal
-- внутренний), либо его окружением и обстоятельствами
(экстернальный локус контроля; происходит
от англ. external -- внешний). Формируясь в
процессе социализации, локус контроля
становится устойчивым личностным качеством.
Близким к понятию интернальности является
понятие «выученная беспомощность», введенное
М. Селигманом. Это -- особенности поведения,
которые приобретаются при систематическом
негативном воздействии, избежать которого
нельзя. Характеризуется тем, что наступает
торможение моторной активности, ослабляется
биологическая мотивация, теряется способность
к научению, появляются соматические расстройства.
В рамках гуманистической психологии
личность рассматривается прежде всего
как принимающая ответственные решения
(имплицитная теория личности, теория
самоактуализирующейся личности).
В марксистской психологии личность
определяется как продукт исторического
развития индивида, прежде всего в рамках
совместной трудовой деятельности (А. Валлон,
И. Мейерсон, Ж. Политцер, С.Л. Рубинштейн,
А.Н. Леонтьев). В частности, у Леонтьева
личность рассматривается как создаваемая
общественными отношениями, в которые
субъект вступает в рамках своей деятельности.
При этом отдельные деятельности субъекта,
представленные прежде всего своими мотивами,
вступают между собой в иерархию отношений,
образуя так называемую иерархию мотивов.
В концепции А.В.Петровского тип развития
личности определяется через тип группы,
в которую она включена и в которой она
интегрирована; собственно личностная
активность представляет собой стремление
выйти за пределы привычного и действовать
за границами требований ситуации или
ролей.
Важнейший вклад в теорию личности сделал
Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики
(Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа.
Среди работ (в СССР) по теории личности,
ее структуре в психологии выделяются
работы А.Г.Ковалёва, В.Н.Мясищева и К.К.Платонова.
2.3 Структура личности
В основе личности лежит ее структура -
связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов (сторон) личности:
способностей, темперамента, характера,
волевых качеств, эмоций и мотивации.
Способности человека определяют его успехи в различных
видах деятельности. От темперамента зависят
реакции человека на окружающий мир - других
людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяет
его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют
стремление человека к достижению поставленных
целей. Эмоции и мотивация - это,
соответственно, переживания людей и побуждения
к деятельности и общению.
Проблема структуры личности занимает
важное место в психологии личности. На
этот счет существует несколько точек
зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях,
можно установить типическую структуру
личности. В некоторых работах (особенно
педагогических) в структуре личности
выделяют такие три компонента, как мотивационный,
интеллектуальный и деятельностный.
С мотивационной сферой связано формирование
устойчивости личности, человек соотносит
себя с той мотивацией, которую реализует.
Устойчиво доминирующая система мотивов
составляет направленность личности.
Когда отдельные формы поведения, деятельности
становятся для человека средством реализации
мотивов, то они закрепляются и приобретают
свойство постоянства. Следовательно,
качества личности - это мотивы + устойчивые
формы поведения, закрепляющиеся в характере.
В личности переплетаются и интегрируются
природные и социальные основы индивидуальности,
формируя тип реагирования (сильный, слабый,
смешанный) или определенное взаимодействие
конституционально заданных и ситуативно-обусловленных
факторов.
Конституционально заданными являются
свойства нервной системы или темперамент.
Темперамент есть свойства нервной деятельности,
характеризующие динамику и соразмерность
нервных процессов (возбуждение и торможение).
К данным свойствам, проявляющимся на
физиологическом уровне, относятся:
1) сила (или способность длительно
выдерживать интенсивные состояния);
2) лабильность (или скорость возникновения
и прекращения нервного процесса
возбуждения или торможения);
3)уравновешенность (или реагирование
нервной системы на возбудительные
и тормозные процессы).
Определяя внутренние и внешние реакции,
темперамент влияет на темп и ритм деятельности,
поведения, на протекание психических
процессов (от него зависит скорость их
возникновения, устойчивость, интенсивность).
И. П. Павлов пришел к выводу (в ходе экспериментальных
исследований), что то или иное соотношение
основных свойств нервной системы, которое
было названо типом высшей нервной деятельности,
лежит в основе четырех типов темперамента:
холерического, сангвинического, флегматического
и меланхолического.
Однозначность свойств нервной системы
в физиологическом смысле приобретает
многозначность в психологическом плане.
Во-первых, темперамент определяет динамику
психической жизни через психические
свойства: реактивность, активность, чувствительность,
или сенситивность, эмоциональность, пластичность
и регидность, направленность вовне (экстравертированность)
или на себя (интровертированность). А
во-вторых, при разных условиях жизни,
обучения и воспитания при наличии определенного
типа темперамента формируются разные
психологические черты.
В зависимости от внешних обстоятельств
индивидуально-личностные свойства усиливаются,
нивелируются или берутся под контроль.
Формируется модальная личность, в структуре
черт которой преобладают типизированные,
отбираемые социумом, свойства.
Темперамент тесно связан с особенностями
общения человека с окружающими. Настолько
тесно, что многие психологи предлагают
по этим особенностям определять сам темперамент.
Размышляя о своем темпераменте и темпераментах
других людей, следует иметь в виду два
важных обстоятельства. Во-первых, «чистые»
темпераменты встречаются довольно редко.
Чаще всего у человека сочетаются черты
разных типов, хотя преобладают свойства
какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать,
смешивать свойства темперамента и черты
характера.
Темперамент - это первичная природа
личности, на основе которой формируется
вторичная природа - характер. Главное
свойство характера - образовавшиеся устойчивые
отношения личности к себе и миру (к обществу,
труду, природе).
Устойчивая система отношений личности,
способов жизнедеятельности, переживаний
закрепляется в психологический тип и
образует ее характер. Характер имеет
свою логику - совместимые и несовместимые
поступки.
Личность расширяет свои возможности
и самореализуется благодаря совершаемым
действиям. Для этого есть индивидуальные
физические и психические особенности,
способствующие совершению действия способности,
которые обнаруживаются в быстроте, глубине
и прочности овладения способами действия,
их результативности.
Человек рождается со способностью к
деятельности - интеллектом. Являясь средством
удовлетворения потребностей, желаний
человека, способности в процессе жизни
совершенствуются и расширяются. Расширение
сферы потребностей, появление новых стимулирует
к совершению действий и развитию востребованных
психических качеств.
Интегративным ядром личности является самосознание,
или процесс познания себя и отношения
к себе. Самосознание формируется в процессе
соотнесения человеком себя с другими
(идентификация) и в процессе аутокоммуникации,
соотнесения себя с реализованной мотивацией.
Однако возможно ли познать себя? Процесс
самопознания сложен, динамичен, неисчерпаем,
даже при высокой степени понимания себя
всегда остается место для загадок и непонимания.
Самосознание формируется постепенно,
проходя определенные этапы достижения
зрелости.
Обязательным для самопонимания является
выделение себя из окружающего (я - не я)
и формирование автономности.
а) сравнение себя с другими (определение
степени успешности действий);
б) самонаблюдение; в) принятие себя и
понимание ограниченности своего «Я»,
что составляет потенциальную возможность
для изменений и личностного роста.
В самосознании запечатлеваются разные
проявления личности. Процесс осознанная
самого себя, внутренних психических актов
и свойств называется рефлексией, а отнесение
качеств к «Я»-идентификацией.
Самым первым актом самосознания являются
переживания и ощущения собственного
состояния - самочувствие. Человек имеет
представление и о своем социальном статусе,
степени признания и принятия его другими,
социальных ролях (роль является социальной
функцией индивида, или способом организации
поведения как система прав и обязанностей
в связи с выполнением определенных действий).
У него есть система ценностей и идеалов,
которые он олицетворяет со своим жизненным
кредо и собственной цельностью. Человек
осознает свои возможности к действию,
проявляет волеизъявление и совершает
акт самотворения, определяя для себя
меру ответственности за содеянное. Ответственность
является показателем глубины и степени
зрелости личности.
Образом собственного «Я» выступает
Я-концепция, или система установок относительно
себя. Человек ведет себя чаще всего в
соответствии с тем, что он считает самим
собой. Самосознание постоянно сравнивает
реальное поведение с Я-концепцией и регулирует
поведение на основе механизма эмоциональной
коррекции (чувства одобрения или чувства
вины, стыда).
Выступая системой представлений и установок
по отношению к себе, образ Я имеет многие
аспекты проявления. Прежде всего, это
знания о себе (самосознание); это отношение
к самому себе (самоуважение); и, наконец
оценка себя как итог знания и отношения
к себе, переживание своей самодостаточности,
успешности (самооценка и самоконтроль).
Самосознание имеет систему естественных
защит своего Я, когда информация о личности
подвергается внутренней цензуре - психологическую
защиту. Функциями психологической защиты
являются редукция (уменьшение) психического
напряжения; ограничение деструктивных
импульсов; связывание патогенной энергии
и трансформация в приемлемые для личности
формы и т.п.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных
состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает
у себя различные способы защиты, среди
которых встречаются следующие:
Отрицание. Когда реальная действительность
для человека весьма неприятна, он «закрывает
на нее глаза», прибегает к отрицанию ее
существования или старается снизить
серьезность возникшей угрозы. Одна из
наиболее распространенных форм такого
поведения - это неприятие, отрицание критики
в свой адрес со стороны других людей,
утверждение, что, то, что критикуется,
на самом деле не существует. В некоторых
случаях такое отрицание играет определенную
психологическую защитную роль, например,
тогда, когда человек действительно серьезно
болен, но не принимает, отрицает это как
факт. Тем самым он находит в себе силы
продолжать бороться за жизнь.
Подавление. В отличие от отрицания, которое
большей частью относится к информации,
поступающей извне, подавление относится
к блокированию со стороны «Я» внутренних
импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я».
В этом случае неприятные признания самому
себе и соответствующие переживания как
бы вытесняются из сферы сознания, не влияют
на реальное поведение. Чаще всего подавляются
те мысли и желания, которые противоречат
принятым самим же человеком моральным
ценностям и нормам. Известные случаи
внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся
выраженными психическими расстройствами,
являются примерами активной работы бессознательного
механизма подавления.
Рационализация. Это способ разумного
оправдания любых поступков и действий,
противоречащих нравственным нормам и
вызывающих беспокойство. Обращение к
рационализации характерно тем, что оправдание
поступку находится обычно уже после того,
как он совершен. Наиболее типичные приемы
рационализации следующие: а) оправдание
своей неспособности что-либо сделать
нежеланием это делать; б) оправдание совершенного
нежелательного действия объективными
сложившимися обстоятельствами.