МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МИНИСТРЕРТСВА ВНУТРЕНИИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»
Реферат
По дисциплине: Социальная
психология и педагогика
Тема: « Психология личности
и деятельности юриста»
Выполнил:
Студент 5 курса
факультета заочного обучения
Савин Р.Е.
Орел 2013
План
Введение……………………………………...........................................................................5
1. Понятие и социально психологический
анализ личности…………………………..7
2.Особенности
психического состояния и характеристики
личности юриста.19
Заключение…………………………................................................................................24
Список используемой литературы……………….....................................................26
Введение
В
реальной жизни психика человека
существенно обличается от психики
даже высокоорганизованных животных
тем, что она в большинстве
своих проявлений осознанна. Все
те формы отражения и психические
явления, которые свойственны и
человеку и животному, у человека
значительно усложнены, составляют
единство с сознанием, носят подчиненный
характер. Стоит отметить, что даже
безусловно-рефлекторный акт у человека
является способом и своеобразным механизмом
осуществления сознательного действия,
у животных же такой акт может войти в
состав только более или менее сложного
инстинктивного действия.
Сознание
- это высшая форма отражения
объективной действительности, свойственная
только человеку. Оно представляет
собой единство всех форм познания
человека, его переживаний и отношений
к тому, что он отражает. Ощущение,
память, мышление, мечта, склонность, настойчивость,
принципиальность и все другие
психические процессы, состояния
и свойства человека - это различные
проявления его сознания.
Носителем
сознания является личность. Личность
- это человек в единстве всех
его социально-психологических качеств
и сил, направляющих его практическую
деятельность. Деятельность - это взаимодействие
конкретного человека с объективной
действительностью, в процессе которого
он сознательно и активно стремится
к достижению поставленных целей.
Таким образом,
рассмотрение данной темы имеет
большое актуальное значение, так
как проблема личности является
центральной среди всех проблем
юридической психологии, и многих
других наук, в частности юридической
деонтологии. В системе "человек
- право" реализуются личностные
аспекты человека как общественного
существа, включенного в социальные
отношения, как носителя сознания, и в
частности правосознания. В связи с этим
юридическая психология анализирует личность
в двух аспектах: во-первых, в плане изучения
и оказания воздействия на личность преступника;
во-вторых, в плане определения профессиональной
пригодности кандидатов для работы в правоохранительных
и судебных органах и их психологической
подготовки.
Данной
проблеме в литературе уделяют
внимание многие авторы хотелось бы отметить
Жилинского А.Э., Васильева ВЛ., Романов
В.В., Еникеева М.И., Чуфаровского Ю.В., Скакуна
О.Ф., Овчаренко Н.И.
Цель реферата
рассмотреть тему "Психическое
состояние личности", для раскрытия
данной цели в работе ставится
следующие задачи:
- - рассмотреть основные психологические теории личности
- - дать характеристику психологической структуре личности
- - разобрать особенности эмоциональной сферы
- - дать анализ роли психологического состояния в юридической деятельности.
1. Понятие и
социально психологический анализ
личности
Личность,
понятие многообразное. Исследователи
в это понятие вкладывают самое
различное содержание. Однако можно
выделить два основных подхода: одни из
них рассматривают личность как конкретного
человека, носителя сознания, другие делают
упор на социальное свойство индивида
как на «совокупность интегрированных
в нем социально значимых черт, образовавшихся
в процессе прямого и косвенного взаимодействия
данного лица с другими людьми и делающих
его, в свою очередь, субъектом труда, познания
и общения». Оба подхода акцентируют внимание
на содержательной стороне понятия «личность»,
представляющей собой единство индивидуально-значимых
и социально-типических черт и качеств.
Каждый конкретный
человек - это не просто индивид
со своими особенностями, а личность,
интегрирующая социально-типические
черты класса, этнической общности,
группы. Чтобы понять конкретного
индивида, надо изучить его как
личность. В Древней Греции слово
«личность» (persona) обозначало маску
(русское «личина»), которую надевал актер
в театре, а затем самого актера и его роль.
У римлян это слово употреблялось с указанием
социальной функции или роли: личность
отца, личность обвинителя, личность судьи
и т.д. При употреблении слова "личность"
повсеместно стали подразумевать "роль",
которую играет в обществе тот или иной
человек.
Различают
две разновидности ролей: конвенциальные
и межличностные. Конвенциальные
роли представляют собой стандартизированные
права и обязанности - отец, мать,
сын, начальник, руководитель и т.п.
Отношения между людьми, заключенные
в этих ролях, лежат на поверхности,
и нет ничего легче, чем ошибиться,
истолковывая по ним истинное
содержание интересующей нас
личности. Казалось бы, раз перед
тобой начальник, которому подчиняются
другие, то, следовательно, он наделен
какими-то качествами, которые делают
его лидером. Однако это далеко не всегда
так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь
семьей, то автоматически обращаемся к
отцу как к главе семейства, и здесь мы
также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения
и исследования показывают, что отец может
играть очень много ролей: пользующийся
доверием, честолюбец, трудяга, безответственный
и т.д. Здесь мы наблюдаем наличие другого
вида ролей. Это межличностные роли.
В отличие
от конвенциальных межличностные
роли выступают в виде прав
и обязанностей, выполнение которых
зависит от индивидуальных особенностей
членов группы. Несмотря на свое
"официальное" положение, отец, например,
может не быть главой семьи.
Здесь дает о себе знать
социальный статус личности, то
есть социальное положение человека
в обществе. Другой, наиболее важной
его составляющей является субъективная
оценка людьми члена своего
круга.
Важность
названного феномена заключается
в том, что на его основе
формируется самооценка личности,
лежащая в основе чувства собственного
достоинства.
Люди с
развитым чувством собственного
достоинства отличаются последовательностью
действий. Они справляются со
своими внутренними конфликтами,
подавляют склонности, которые доставляют
им неудобство, проявляют высокий
самоконтроль. Это уравновешенные,
тактичные, спокойные и независимые
люди. Люди с низким уровнем
чувства собственного достоинства
обладают противоположными качествам.
У тех и у других в связи
с этим формируются специфические
качества самосознания.
Самосознание - это
прежде всего осознание себя в качестве
устойчивой, более или менее определенной
единицы, сохраняющей свою независимость
и целостность в различных ситуациях.
Самосознание - это образ "Я", установка
по отношению к самому себе. Каждый человек,
если у него нормально функционирует самознание,
в какой-то степени осознает свои достоинства
и недостатки, признает свои ошибки. Если
же он отказывается от этого полностью
или хотя бы частично, то, чтобы поддержать
свой уровень самосознания, вводит в действие
механизмы психологической защиты. «Идея
психологической защиты», - пишет В.Ф. Басейн,
- отразила совершенно реальную и важную
сторону психической деятельности... Психологическая
защита является нормальным, постоянно
применяемым психологическим механизмом…»
На формирование
личности оказывают влияние как
деловые, так и личные отношения.
Конкретная
социальная общность, в пределах
которой люди непосредственно
контактируют между собой (семья,
сотрудники кафедры и т.п.), называется
малой группой. Наиболее развитая
социальная группа - коллектив.
Основное
назначение социальной группы - целенаправленное
регулирование межличностных отношений
для реализации интересов группы.
В социальной группе индивид
находится в отношениях не
только с другим индивидом, но
и с множеством членов группы.
Положение
человека в группе, его права
и обязанности определяют статус
личности. Поведение личности в
соответствии с его общественным
статусом называется социальной
ролью.
Группа своими
требованиями может усиливать
или ослаблять отдельные свойства
личности.
В своей микросреде
человек вступает в непосредственные
личные контакты, возникают межличностные
отношения, которые зависят не
только от нравственно-психологических
особенностей людей, но и от
их социального статуса. Люди часто
тормозят в себе те проявления, которые
противоречат групповому мнению. Это явление
называется конформностью (от лат. слова
con-formis - подобный). Чем выше степень единства
в группе, тем выше требования конформности,
тем меньше вероятность отклонений.
Человек усваивает
ту линию поведения, которая поддерживается,
одобряется тем ближайшим к
нему окружением, с которым он
контактирует. И если в нем
преобладают мнения, позиции и
представления, противоречащие нормам
морали и права, то, разделяя их,
индивид вступает в конфликт
с обществом и законом. Так, совместная
преступная деятельность подростков
оказывает на соучастников значительно
большее разлагающее влияние, чем
преступление, совершенное в одиночку.
Подросток, приобщаясь к атмосфере
преступной группы, подвергается
быстрой десоциализации.
Социальные
нормы являются важнейшими средствами
социального воздействия на индивида,
они используются обществом и
группами для формирования необходимых
им типа поведения и свойств
личности.
В процессе
деятельности, общения и взаимодействий
в обществе и группах у личности
вырабатывается нормативно-ценностная
система - особое психологическое
образование - важнейший компонент
внутреннего мира личности, интегративная
система внутренних регуляторов
поведения человека. Формирование
этой системы - основное направление
социального развития личности
как специфического в психологическом
плане процесса становления гражданина.
Полнота и
степень реализации прав и
свобод во многом зависят от
самой личности, от ее социальных
установок, ценностных ориентации
и других психологических свойств
и качеств. Социально-правовая активность
проявляется как способ самоактуализации
личности, реализации ее внутреннего социально-политического
и нравственного потенциала.
Психологию
личности составляют подсознание,
сознание и самосознание. Для
человека, отмечает С.Л. Рубинштейн,
"фундаментальное значение имеет
сознание... Без сознания, без способности
сознательно занять определенную
позицию, нет личности". Сознание,
и мы уже это отметили, является
тем структурным компонентом, который
цементирует всю структуру личности.
К.К. Платонов
считает, что структура личности
складывается из четырех подструктур:
1) биологически обусловленных
особенностей;
2) особенностей отдельных
психических процессов;
3) опыта личности;
4) социально-обусловленных
качеств. Однако точка зрения
К.К. Платонова оспаривается отдельными
учеными-психологами.
Структура
личности, полагает другой психолог
А.Г. Ковалев, образуется путем соотношении
психических процессов, психических
состояний и психических свойств
личности, то есть в виде единства
направленности характера, темперамента
и способностей. В учебнике "Общая
психология" под редакцией А.В.
Петровского основными структурными компонентами
признаются также темперамент, характер
и способности.
Если мы
проанализируем все известные
точки зрения на психологическую
структуру личности, то придем
к выводу о том, что в этой
структуре следует выделять прежде
всего темперамент, характер и способности.
Темперамент характеризует
тип нервной системы человека.
Представляет собой индивидуально-психологические
особенности личности, в которых
проявляется сила, уравновешенность
и подвижность нервных процессов.
Слово "темперамент" произошло
от латинского слова "темпераментум",
означающего "надлежащее соотношение
частей" - четырех жидкостей в теле человека.
Отсюда и происходит название темпераментов:
кровь (сангвие) - сангвиник; слизь (флегма)
- флегматик; желтая желчь (холе) - холерик;
черная желчь (мелано холе) - меланхолик.
Эту систему темпераментов предложил
в V веке до н.э. греческий врач и исследователь
Гиппократ.
Учение
о темпераментах было создано
И.П. Павловым. "Темперамент, - писал
Павлов, - есть самая общая характеристика
каждого отдельного человека, самая
основная характеристика его
нервной системы, а эта последняя
кладет ту или иную печать
на всю деятельность каждого
индивидуума". Складывается тип
темперамента на основе соотношений
силы, уравновешенности и подвижности
основных нервных процессов - возбуждения
и торможения. Как отмечает К.К.
Платонов4, в обычных условиях каждый темперамент
имеет свои преимущества и недостатки.
Обычно сангвинику свойственна общительность;
флегматику выдержка и самообладание;
холерику - страстность, активность, увлеченность
в работе; меланхолику - глубокие переживания,
впечатлительность. К негативным сторонам
темперамента относятся: у сангвиника
- поверхностность, непостоянство, разбросанность;
у флегматика – «толстокожесть», безразличие
к людям, сухость; у холерика - взрывчатость,
стремление к не завершению начатых действий;
у меланхолика - замкнутость и застенчивость.