В наиболее
обобщенном виде основными подструктурами
профессиональной деятельности
юриста являются:
- - познавательно-прогностическая (когнитивная);
- - коммуникативная (общения);
- -организационно-управленческая;
- - воспитательная.
Профессия
юриста предъявляет повышенные
требования к психике, интеллекту,
эмоционально-волевым качествам
человека. В какой бы области
правоприменительной деятельности
он не занимался, его рабочий
день нередко бывает насыщен разнообразными
проблемными ситуациями, различного рода
конфликтами, требующими принятия решений
правового характера, что уже само по себе
в гораздо большей мере, чем в других профессиях,
способствует повышенной утомляемости,
избыточному раздражению, появлению стресса.
Так,
в ходе одного исследования выяснилось,
что больше половины опрошенных прокурорских
работников под воздействием перегрузок
в работе постоянно испытывают отрицательные
психические состояния, усталость, апатию,
растерянность. Многие из них переживают
повышенную тревожность, ощущают малозначительность,
ненадежность своего социального, профессионального
положения. Практически половина из них
жалуется на раздражительность, головную
боль, нарушения сна.
Все это
объясняет достаточно широкую распространенность
среди работников правоохранительных
органов различных психосоматических
расстройств и заболеваний, возникающих
под воздействием отрицательных эмоций
и состояний, которые можно было бы значительно
уменьшить, если бы сами юристы умели использовать
естественные защитные механизмы своей
психики от возрастающего давления нервно-психических
перегрузок, владели бы достаточно простыми
и в то же время доступными приемами нейтрализации
ситуативной усталости, снятия психического
напряжения (релаксации).
С учетом
своих индивидуально-психологических
особенностей следует знать, как
наиболее разумно вести себя
в стрессогенных ситуациях, каким образом
можно самому снимать у себя состояние
избыточной тревожности, эмоциональной
напряженности, усталости, повышая при
этом эффективность своего труда, улучшая
самочувствие и настроение. Проще говоря,
необходимо научиться оказывать самому
себе неотложную психологическую помощь,
уметь своевременно пользоваться легкодоступными
приемами и средствами снятия психической
напряженности.
Итак, какие
наиболее простые советы, не требующие
специальной подготовки, посторонней
помощи, можно дать? Вот некоторые
из них.
Лучше своевременно
предупредить нарастающее состояние
эмоциональной напряженности, чем
бороться с ним. Обычно наиболее
распространенными предвестниками
наступающего ухудшения психического
состояния являются все более
частые ощущения усталости, раздражения.
Снижается острота восприятия, ухудшается
память, эффективность мыслительной
деятельности.
Первый, достаточно
простой совет: если позволяют
условия, сделайте во время работы
небольшой, неплановый перерыв.
Объективно
оценивайте то, что с вами происходит.
Не будьте (хотя бы на время)
максималистом по отношению к
себе. Как часто оказавшись в
той или иной непростой обстановке,
люди реагируют не на нее, а
на свое отношение к ней. Порой,
переживая свое неблагополучное психическое
состояние (например, повышенную тревожность,
раздражение и т.п.), мы не задумываемся
над тем, что оно нередко является следствием
не той ситуации, в которой мы оказались,
а результатом нашего отношения к ней,
т.е. того, как мы воспринимаем происходящие
события, какую ценность сами приписываем
им, образно говоря, сквозь какие очки
смотрим на то или иное явление.
Еще две
тысячи лет тому назад стоики
в Древней Греции, отыскивая прочное
разумное основание для нравственной
жизни общества, разделяя все
человечество на два класса - мудрых
и безумных, считали: не существует
вещей, которые могли бы так
беспокоить нас, как наши собственные
впечатления, представления, взгляды
на вещи. Поэтому стоит поменять
их, изменить свое отношение к
происходящему, хотя бы несколько
снизив его значение (спросите
себя в этот момент: с кем
этого не происходит?), как сила
воздействующих на наше сознание
факторов снизится. И как следствие
этого уменьшится и характер
нашего эмоционального реагирования.
Постарайтесь
внушить себе, что вы не только
"жертва" экстремальной ситуации,
но и ее участник, посмотрите
на себя со стороны. Воздав
должное себе, мысленно отметив
свои достоинства, несомненно, имеющиеся
у вас, вспомните, как вам уже
не раз приходилось выходить
из трудных ситуаций, вспомните
пережитые вами ранее чувства
радости при преодолении трудностей
и на этом фоне посмотрите
на себя со стороны. Почувствуйте
себя участником и одновременно
ответственным за ход того, что
происходит.
И вам станет легче, потому что вы почувствуете
себя сильнее. "Даже после сокрушительного
поражения, - писал Г. Селье, - бороться
с угнетающей мыслью о неудаче лучше всего
с помощью воспоминаний о былых успехах".
Отступитесь
на время от решения стрессогенных
проблем. Расслабьтесь, выкиньте из головы
все, что вас тревожит. Скажите себе: сейчас,
в данный момент мне это не нужно. На какое-то
время сведите к минимуму вашу активность.
Наконец, переключитесь на совсем другие
занятия, не имеющие никакого отношения
к стрессу, более того, вызывающие положительные
эмоции, удовольствие. Проще говоря, займитесь
тем, что приятно.
Положительный
эффект в нейтрализации негативных
эмоциональных состояний оказывают
встречи с близкими и даже
незнакомыми людьми, помогающими
по-иному взглянуть на мир, переориентироваться
с трагического настоящего на
события, которые предстоят в
будущем. В эти моменты огромную
роль играет семья, близкие друзья,
благодаря психологической помощи
которых снимаются отрицательные
эмоции и неблагоприятные психические
состояния.
Заключение
Рассмотрение проблемы психологического
состояния личности позволяет
сделать вывод о том, что личность
это человек в единстве всех
его социально-психологических качеств
и сил, направляющих его практическую
деятельность.
Человек
усваивает ту линию поведения,
которая поддерживается, одобряется
тем ближайшим к нему окружением,
с которым он контактирует. И
если в нем преобладают мнения,
позиции и представления, противоречащие
нормам морали и права, то, разделяя
их, индивид вступает в конфликт
с обществом и законом. Так, совместная
преступная деятельность подростков
оказывает на соучастников значительно
большее разлагающее влияние, чем
преступление, совершенное в одиночку.
Подросток, приобщаясь к атмосфере
преступной группы, подвергается
быстрой десоциализации.
Социальные
нормы являются важнейшими средствами
социального воздействия на индивида,
они используются обществом и
группами для формирования необходимых
им типа поведения и свойств
личности
Отдельно
необходимо остановится, на психологическом
состоянии юриста.
Юридический
труд весьма разнообразен и
сложен и имеет в себе ряд
черт, которые отличают его от
труда большинства других профессий.
Правоприменительная деятельность
большинства юридических профессий
протекает в области общественных
отношений и отличается чрезвычайным
разнообразием решаемых задач. Каждое
новое дело для следователя, судьи,
прокурора, адвоката представляет
собой новую задачу, и чем меньше
шаблона будет допущено этими
лицами, тем более вероятен правильный
исход в поисках истины.
Следует
отметить, что правовое регулирование
всей профессиональной деятельности
отличает юридический труд от
других профессий и постепенно
накладывает свой отпечаток на
личность каждого юриста. Вся
деятельность следователя, прокурора,
судьи, адвоката, нотариуса и т.д.
при всей ее сложности и
разнообразии всегда протекает
в рамках правового регулирования.
Уже при планировании своей
деятельности каждый юрист мысленно
производит сопоставление своих
будущих действий с нормами
действующего законодательства, регламентирующими
эти действия.
Для
большинства юридических профессий
характерна высокая эмоциональность
труда. При этом в ряде случаев
деятельность сопровождается отрицательными
эмоциями, необходимостью их подавлять,
а эмоциональная разрядка бывает
отсрочена на сравнительно большой
период времени.
Все это, безусловно, требует понимания
данного класса психических явлений,
профессионально грамотной их
оценки юристами при изучении
поведения субъектов различных
правоотношений, учета этих психических
состояний в коммуникативных
процессах с различными участниками
процесса.
Список использованной
литературы
- - Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер Ком, 2011.
- - Пинчихин О.Н., Романов В.В., Кроз М.В. Профессиональный психологический отбор // Законность. - 2011. - № 4.
- - Романов В.В. О наших с вами страданиях // Домашний адвокат. - 2011. - № 2.
- - Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право и Закон, 2010.
- - Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М. Право и Закон, 2010.
- -Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М. Право и Закон, 2010.
- -Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М. 2009.
8)- Пинчихин
О.Н., Романов В.В., Кроз М.В. Профессиональный
психологический отбор // Законность. 2009.