Психология личности и деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:06, реферат

Краткое описание

Цель реферата рассмотреть тему "Психическое состояние личности", для раскрытия данной цели в работе ставится следующие задачи:
- рассмотреть основные психологические теории личности
- дать характеристику психологической структуре личности
- разобрать особенности эмоциональной сферы
- дать анализ роли психологического состояния в юридической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………...........................................................................5

1. Понятие и социально психологический анализ личности…………………………..7

2.Особенности психического состояния и характеристики личности юриста.19


Заключение…………………………................................................................................24

Список используемой литературы……………….....................................................26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

      Характер  можно представить в виде общего  качества личности, проявляющегося  через отношения к людям, к  делу, к вещам и себе. В характере  отражаются все основные особенности  личности.

      Слово «характер»  в переводе с греческого означает  «особенность, черта». Выделяют первичные  черты, вторичные черты и доминирующие  черты. Вторичные черты описывают  человека в общем плане. Для  этого используются специфические  эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т.д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т.д.

      Существует  три составляющих характера. Одна  составляющая включает систему  нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые  качества. К третьей - эмоциональные  качества. Все три составляющих  образуют систему отношений к  людям, делу, себе, вещам.

      Способности - это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение  какой-либо деятельностью. Изучение  способностей необходимо для  познания интеллекта человека  и определения его пригодности  к какому-либо определенному виду  деятельности. Обычно выделяют общие  и специальные способности. К  общим способностям относят общую  склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же  включают широту, глубину, логичность  и гибкость ума и т.д. Общие  способности необходимы для достижения  успеха в любой деятельности.

      Специальные  способности нужны для успешной  работы в каком-то определенном  виде деятельности. Среди них  следует выделить педагогические, управленческие, лингвистические, организаторские  способности и т.д. К специальным  способностям относятся также  познавательные, творческие, диагностические  способности.

        При  оценке людей важно определить  наличие и уровень развития  у них способностей. Высший уровень  развития способностей называется  талантом.

        Установление  истины по уголовным делам, разрешение  гражданско-правовых споров в  суде нередко сопровождаются  различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение  людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера.

        Поэтому  данное обстоятельство учитывается  в практике борьбы с преступностью  при решении вопросов, связанных  с привлечением к уголовной  ответственности, при назначении  наказания, при изучении мотивационной  сферы личности субъекта, совершившего  преступление, во многом объясняющей  причины его противоправного  поведения.

        При  разрешении гражданско-правовых  споров в ряде случаев следует  также оценивать влияние различных  эмоциональных состояний на поведение  сторон в некоторых конфликтных  ситуациях.

        Все  это, безусловно, требует понимания  данного класса психических явлений, профессионально грамотной их  оценки юристами при изучении  поведения субъектов различных  правоотношений, учета этих психических  состояний в коммуникативных  процессах с различными участниками  процесса.

         К наиболее простой форме рассматриваемых  эмоциональных проявлений психики  относятся эмоции (в буквальном  переводе с латинского emoveo - потрясаю, волную).

         Эмоция - это форма психического  отражения окружающего мира в  виде кратковременных, переживаний  человека, выражающих его субъективное  отношение к происходящему. Эмоции  имеют отчетливо выраженный ситуативный  характер, т.е. выражают личностное  оценочное отношение человека  к складывающимся или возможным  ситуациям. Причем на возникновение эмоций существенное влияние оказывают необычность, новизна этих ситуаций. Поэтому любая новая, личностно значимая для субъекта ситуация нередко приобретает для него в той или иной мере эмоционально окрашенный тон.

       Эмоции  всегда связаны с удовлетворением  либо неудовлетворением каких-либо  важных для человека потребностей. Появлению эмоций также могут  способствовать избыточная нереализованная  мотивация субъекта, недостаток  информации о каких-то значимых  для него явлениях. Выходя из-под  контроля сознания, эмоции оказывают  сильное воздействие на поведение  человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению  им своих намерений, выполнению  профессиональных обязанностей, влияют  на его здоровье. Иногда эмоциональные  реакции носят довольно неопределенный, «диффузный» характер, смешиваясь, частично изменяясь, вследствие  чего возникают новые эмоциональные  состояния.

       В результате  этого человек может переживать  целый комплекс эмоций, обусловленных  не только удовлетворением физиологически  важных для него потребностей, но и различными обстоятельствами, связанными с условиями его  бытия. Например, такие эмоции, как  гнев, отвращение и презрение  образуют своеобразный эмоциональный  комплекс враждебности, который  может перерасти в чувство  враждебности, лежащее в основе  агрессивного противоправного поведения.

       Доминирование  в мотивационной сфере личности  подобных эмоций по-разному влияет  на поведение людей, увеличивая  либо, напротив, уменьшая, с учетом, разумеется, и других факторов, вероятность  совершения насильственных действий.

       Более  емким и в большей степени  социально, интеллектуально насыщенным  проявлением психики по сравнению  с эмоциями являются чувства, которые так же как и эмоции, представляют собой одну из форм психического отражения действительности, выражающую отношение человека к окружающему миру. Однако если эмоции чаще всего ситуативно обусловлены, то чувства в отличие от них в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувствах патриотизма, любви, сострадания, нравственного долга и т.д.

       Воспитание  чувств является важной задачей  в формировании личности современного  человека.

       Длительное  переживание эмоций (эмоциональных  комплексов), чувств нередко переходит  в довольно стойкие, сложные, порой  внутренне противоречивые эмоциональные  состояния психики (психические  состояния), которые рассматриваются  как целостные, динамические, относительно  устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие  психической жизни человека на  определенном этапе его жизненного  пути.

       Эмоциональные  состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время  психические процессы, определяющее  направленность субъекта и его  отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

      Некоторые  чувства, эмоциональные состояния  становятся ведущими, доминирующими  в структуре личности и в  силу этого могут серьезно  влиять на формирование характера.

      В повседневной  жизни эмоции и чувства своевременно  сигнализируют человеку о воздействующей  на него окружающей среде, свидетельствуют  о происходящих в его организме  процессах, изменениях. Иногда эмоция  выступает в качестве признака какого-либо заболевания, которое она сопровождает. Эмоции, чувства оказывают серьезное влияние на поведение, познавательную активность людей. «Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженного» зрения). У разгневанного человека появляются лишь «сердитые мысли».

       Повышение  эмоциональной напряженности воздействует  на сознание, и постепенно познавательная  активность может определяться  уже не объективными условиями  и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих  у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию  процесса познания и, как следствие  этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений.

       Динамика  эмоциональных состояний имеет  фазовый характер. Возбуждение, активизация  сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от  характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности.

       В случае  возникновения ситуации, имеющей  неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную  деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность. Такое психическое состояние может переживать, например, подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувство вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопровождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности причастности его к совершенному преступлению.

       Состояние  повышенной тревожности, неопределенности  отрицательно влияет на критическое  осмысление сложившейся ситуации, лишает подозреваемого возможности  обдуманно противодействовать усилиям  следователя. Именно на это рассчитывал  известный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и  наказание» следователь Порфирий  Петрович, умышленно оставлявший  в этом состоянии Раскольникова, не желая его, как он говорил, «психологически определять и  успокаивать».

       О переживании  человеком сильных эмоциональных  состояний свидетельствуют различные  изменения в деятельности его  нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомоторика. Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влияющей на функционирование внутренних органов, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ритм дыхания, интенсивность потоотделения и т.д.

       Экспрессивная  сторона эмоциональных состояний  нередко бывает наполнена смысловым  содержанием, что выражается в  различных формах общения людей. Например, следователю приходится  сталкиваться с таким довольно  распространенным явлением, когда  некоторые заподозренные лица  умышленно, чтобы не проявить  свою заинтересованность в деле, вызвать к себе жалость, убедить  в своей непричастности к преступлению, скрывают подлинные переживания, симулируют эмоции и чувства, которых у них нет, с помощью  мимики, жестов и т.п.

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  психического состояния и характеристики  личности юриста

 

       Всестороннее  рассмотрение юридической деятельности, психологических особенностей труда  юриста позволяет увидеть в  этой области наиболее важные  направления, наметить пути повышения  эффективности трудовых затрат  работников правоохранительных  органов, более качественно проводить  оценку и отбор лиц, желающих  получить юридическое образование  и в последующем стать юристом.

      Основными  особенностями профессиональной  деятельности юриста являются:

  1. - правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;
  2. - властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;
  3. - экстремальный характер правоохранительной деятельности многих юристов, особенно тех, кто работает в органах суда, прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.:
  4. -нестандартный, творческий характер труда юриста;
  5. - процессуальная самостоятельность, персональная (для многих - повышенная) ответственность юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.

       Психологический  анализ профессиональной деятельности  юриста, помимо социально-психологических  особенностей охватывает также  ее структурные компоненты (подструктуры  деятельности). Выделение этих структурных  образований позволяет дополнить  профессиограмму правоприменительной деятельности (описание различных объективных характеристик деятельности и ее требований к индивидуальным особенностям человека), определить психограмму (профессионально значимые свойства) личности юриста и в конечном итоге создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы.

       Характерным  для всех видов правоохранительной  деятельности является то, что  ее основные структурные элементы  присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской  деятельности. Однако в зависимости  от особенностей того или иного  вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой  подструктуры несколько меняется.

Информация о работе Психология личности и деятельности юриста