Психология любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая форма творчества и одновременно стимул к творчеству в различных областях, как предметное выражение глубин личности и её свободы, притом свободы, готовой свободно привести себя в рабство, как сложное многоплоскостное пересечение биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаённого и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего.
Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы3. А может ли любовь быть чувством нравственным?

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реферат.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В мире зла, глупостей, неуверенности  и 

сомнений, называемых существованием,

есть одна вещь, для  нее еще стоит жить и 

которая, несомненно, сильна как смерть:

 это любовь.

 

Г. Сенкевич

Введение

Что такое любовь? Этот вопрос издавна  интересовал человечество. О любви сказано очень много — частотные словари современных языков свидетельствуют, что это одно из самых употребительных слов. Любовь - непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость1. Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных связей. Любовь – это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности2. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя.

Любовь  истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая форма творчества и одновременно стимул к творчеству в различных областях, как предметное выражение глубин личности и её свободы, притом свободы, готовой свободно привести себя в рабство, как сложное многоплоскостное пересечение биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаённого и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего.

Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчество и внутренней свободы3. А может ли любовь быть чувством нравственным?

 

  1. Любовь.…Какая она?

В любви  особенно поражает её многообразие видов  и форм. Мы говорим о любви к  самому себе и любви к человеку, любви к жизни  и к Родине, любви к истине и добру, любви к свободе, к власти, к Богу и т.д. Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская и т.п. Существует любовь-страсть, любовь-нужда, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины и т.д.

Что соединяет до крайности разнородные  страсти, влечения, привязанности в  единство, именуемое «любовью»? Вопрос о взаимных отношениях любви не проще, чем вопрос о её смысле.

Т.Кемпер в основу своей классификации  кладёт два независимых фактора: власть и статус4. Власть - это способность силой заставить партнёра сделать то, что ты хочешь; статус - способность вызывать желание партнёра, идти навстречу твоим требованиям. В зависимости от того, является уровень власти и статуса низким или высоким, выделяются семь типов любви:

  • романтическая любовь, в которой оба партнёра обладают высокими статусами и властью: они стремятся идти навстречу друг другу и вместе с тем каждый из них может «наказать» другого, лишив его проявлений своей любви;
  • родительская любовь к маленькому ребёнку, в которой родитель обладает высоким уровнем власти и низким статусом (поскольку любовь ребёнка к нему ещё не сформировалась), а у ребёнка мало власти, но высок статус;
  • братская любовь, в которой оба члена пары имеют малую власть друг над другом, но охотно идут навстречу один к другому;
  • харизматическая любовь, имеет место, например, в паре учитель-ученик. Учитель имеет и возможность принуждения, и желание идти навстречу ученику, а ученик не обладает властью над учителем и охотно исполняет его пожелания;
  • «поклонение» литературному или другому герою, с которым нет никакого реального взаимодействия и у которого нет власти, но высок статус, а у его поклонника нет ни статуса, ни власти;
  • влюблённость, когда у одного из партнёров есть и власть, и статус, а у другого их нет, как это бывает в случае односторонней, безответной любви;
  • «измена», когда один обладает и властью, и статусом, а другой только властью, как это имеет место в ситуации супружеской измены, когда оба супруга сохраняют власть друг над другом, но один из них уже не вызывает желания идти ему навстречу.

Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является, тем не менее, на наш взгляд, абстрактной  и явно неполной. Два элементарных фактора, власть и статус, очевидно, недостаточны для выявления и разграничения всех тех, многообразных отношений, которые покрываются общим словом «любовь».

Попытки разобраться  в типах любви известны с давних пор. Так, для выражения различных  аспектов и оттенков любви древние греки, например, использовали различные термины.

Словом «эрос» они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувствительной стороной. «Эрот» выражает царящую в природе полярность и непреодолимую тягу к её преодолению. Эрот – это и страстная самоотдача, восторженная любовь, не оставляющая в себе места жалости и сочувствию к самому себе.

Слово «philia» («любовь-дружба») обозначает связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Эта любовь затрагивает отношения близких друг другу людей, она обычно удовлетворена присутствием любимого и развитием естественных чувств. Эти чувства, появились без особого усилия, в процессе личного общения, их ценность в том, что они необходимы человеку как чему-то целому, а не как взятому в отдельных его особенностях. Основное душевное состояние здесь – «духовный покой», внутренняя близость, взаимопонимание. Таким образом, «philia» означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных принципов (тогда как эрос – борьба и соединение противоположных).

Слово «storge» означает любовь, которая связана с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, надёжная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли  своего существования.

Термин  «agape» у греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.п. эту любовь человек может разумно обосновывать, ведь она основана на убеждениях, а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе взаимоуважения; в ней, чем больше понимания, тем меньше места чувствам. Это любовь, укрепляемая деятельность разума, поэтому она абстрактна, безличностна более чем другие формы любви. Это воля, направляемая разумом.

В средние века христианство трактовало любовь как высший принцип нравственности, наиболее широко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без усталости распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию5.

Христианский мыслитель Аврелий Августин выделял три формы любви:

  • любовь человека к Богу;
  • любовь к ближнему;
  • любовь Бога к человеку;

Первая  форма любви выражается как стремление человека к совершенству на пути к Богу. Она связана с человеком, его природой, дающей возможность думать, решать. Она начинается, как желание любить Бога, однако, без нужной ясности о предмете любви. В результате исканий человеку надо достичь правильного направления любви и, конечно, возвышенной любви к богу, а не низменной любви к сотворённому миру.

По  мнению Августина, вся любовь к людям, вещам в этом мире истинна тогда, когда она во имя Бога, а не во имя человека.

Любовь к ближнему – вторая форма любви, принятая в христианстве. Она возможна потому, что «ближний» – это подобие Бога. Она объединяет всех людей без исключения в единое целое.

Третья  форма – любовь Бога к созданию. Бог не только любит, он сам есть любовь. И его любовь прорывается наружу как творение и избавление человека от грехов; хотя в таком аспекте она в своей начальной глубине не постижима, не доступна человеку.

Классификации любви, имеющие достаточно ясное  основание, обладают тем достоинством, что они поддаются хотя бы теоретической  проверке.

    1. Виды и формы любви.

 

Любовь  очень разнородна, она включает в  себя не только разные виды и их подвиды, но и то, что можно назвать формами любви, её модусами. Видами любви являются, например, любовь к ближнему и эротическая любовь. Формами проявления любви к ближнему служат любовь к детям, любовь к родителям, братская любовь; модусами являются любовь мужчины и любовь женщины, любовь северянина и любовь южанина, любовь средневековая и любовь современная. Можно говорить просто о любви к ближнему; можно говорить более конкретно о любви к детям или, ещё более конкретно, об отцовской (материнской) любви. Конкретизация может идти дальше, в результате чего выделяются не только формы и модусы, но и «модусы модусов».

Познакомимся  с некоторыми формами любви.

Материнская любовь – это забота и ответственность, необходимые для жизни ребёнка. Это установка, которая внушает ребёнку любовь к жизни, а не только желание оставаться жизнеспособным, которая даёт ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле.

Связь матери и ребёнка по своей природе – это неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой её даёт. Из-за бескорыстного характера материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священным изо всех эмоциональных связей. Сущность материнской любви – забота о росте ребёнка – предполагает желание, чтобы ребёнок отделился от матери. В этом основное её отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были разделены становятся едиными. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребёнка. Именно на этой стадии материнская любовь превращается в такую трудную задачу, потому что требует бескорыстности, способности отдавать всё и не желать ничего взамен, кроме счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие матери оказываются неспособными решить задачу материнской любви.

Материнская любовь – это любовь к растущему ребёнку, любовь, которая  ничего не желает для себя. Это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых, и наиболее обманчивая из-за лёгкости, с которой мать может любить своего младенца. Но именно потому, что это трудно, женщина может стать действительно любящей матерью. Женщина, которая не в состоянии любить, не может быть нежной матерью, не может быть любящей матерью, чья задача в том, чтобы быть готовой перенести отделение ребёнка – и даже после отделения продолжать его любить.

Братская любовь – это любовь между равными; материнская любовь – это любовь к беспомощному существу. Как бы они не отличались друг от друга, общее у них то, что они по своей природе всеобщи. Противоположность этим  обоим типам любви составляет эротическая любовь. Она жаждет полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща, к тому же, вероятно, это самая обманчивая форма любви6.

Прежде  всего, её часто путают с переживанием «влюблённости», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого  момента между двумя чужими людьми. И кроме этого за эротическую любовь часто принимают влечение друг к другу, которому способствует обманчивый характер полового желания.

Половое желание требует слияния, оно может быть внушено не только любовью, но так же и тревогой и одиночеством, жаждой покорять и быть покоренным, тщеславием, потребностью причинять боль и даже унижать. Половое желание вызывается или легко сливается с любой другой сильной эмоцией, одной из которых является любовь. Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечёт друг к другу7. Когда желание полового слияния вызвано любовью, то физическая близость лишена жадности, потребности покорять или быть покорённым, но исполнена нежности. Если желание физического соединения вызвано не любовью, это никогда не ведёт к единству, которое было бы чем-то большим, чем оргиастическое преходящее единение.

В эротической  любви есть предпочтительность, которой нет в братской и материнской любви. Она предпочтительна только в том смысле, что человек может соединять себя целиком и прочно с одним человеком.

Отношения форм любви к её видам и модусов  к формам не остаётся постоянным: разные виды любви могут иметь разные формы своего проявления, а разные формы - разные модусы.

А сейчас сосредоточимся на видах любви. Их можно соотносить по-разному. Самое простое и достаточно естественное их упорядочение – это представление всего поля любви в виде серии «наплывающих» друг на друга «кругов». Каждый из «кругов» включает в чем-то близкие виды любви, а движение от ядра к периферии подчиняется определённым принципам.

Следуя  этому принципу, выделяется девять таких «кругов», ведущих от эротической  любви через любовь к ближнему, любовь к человеку и т.д. к любви к истине, к добру и т.п. и далее к любви к власти, к богатству и т.д.

В первый «круг любви» следует, судя по всему, включать эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе.

Что представляет собой эротическая  любовь, известно каждому из собственного опыта или научной литературы. Лишь 16% мужчин и 10% женщин сомневаются в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом вполне уверены8.

В определённом, очень важном значении эротическая  любовь делает человека полноценным: она  сообщает ему такие полноту, насыщенность и остроту бытия, какие не способно давать ничто иное.

Следует так же иметь в виду, что эротическая любовь не тождественна сексуальному влечению, она не является простым придатком последнего. Любовь столь же основной феномен, как и секс. В норме секс является способом выражения любви. Лёгкость секса, отсутствие препятствий обесценивает любовь. Любовь сохраняется и после того, как спадает сексуальное напряжение [как раз это один из её критериев]. Если бы эротическая любовь была чистым желанием физического обладания, её можно было бы во многих случаях без труда удовлетворить, и любящий не хотел бы быть любимым, что весьма существенно для любви.

Информация о работе Психология любви