Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа
Мотивация на успех относится к негативной мотивации.3 При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этого вида мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ подходов к психологии мотивации……………..5
1.1. Зарубежные концепции психологии мотивации ………………………5
1.2. Подход отечественных ученых к психологии мотивации…………….8
2. Методы изучения мотивации…………………………………………….10
2.1. Экспериментальные методы выявления мотивов…………………….11
2.2. Диагностика учебной мотивации учащихся подросткового возраста14
Заключение………………………………………………………………….18
Библиографический список………………………………………………
ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………
1. Теоретический анализ подходов к психологии мотивации……………..5
1.1. Зарубежные концепции психологии мотивации ………………………5
1.2. Подход отечественных ученых к психологии мотивации…………….8
2. Методы изучения мотивации…………………………………………….10
2.1. Экспериментальные методы выявления мотивов…………………….11
2.2. Диагностика учебной мотивации учащихся подросткового возраста14
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………...20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………21
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Б.Ф.Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, - пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач».1
Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г.Асеев, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, М.Ш.Магомед-Эминов, В.С.Мерлин, П.В.Симонов, Д.Н.Узнадзе, П.М.Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж.Аткинсон, Г.Холл, К.Мадсен, А.Маслоу, Х.Хекхаузен и др.).
Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации. От них во многом зависит положение человека в обществе и коллективе. Люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.
Стремление к улучшению результатов, стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей свойственно в той или иной степени всем людям.
За любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое состояние. Кроме того, всегда есть внутренняя побудительная причина (мотив) определенного действия или поступка человека.2
Мотивация на успех относится к негативной мотивации.3 При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этого вида мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Мотивация достижения успеха является компенсаторным механизмом при недостаточно развитых специальных способностях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ
1.1. Зарубежные концепции психологии мотивации
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных умозрительных гипотез.
Прежде всего, следует отметить, что исследования потребностей и мотивов не могли развиваться в рамках ассоциативной эмпирической психологии. В этой психологии царило представление о том, что всеми психическими процессами управляют определенные законы ассоциации. при таком механическом понимании движущих сил психической жизни и поведения человека проблема активности самого субъекта по существу была снята.
Критика эмпирической психологии, начавшаяся на рубеже ХХ века, пошла главным образом по линии преодоления ее идеализма и атомизма, но не ее механизма. Гештальтпсихология избрала для своих исследований главным образом область познавательных процессов. Рефлексология, реактология, бихевиоризм сосредоточили внимание на внешних стимулах поведения человека.
Первыми, кто попытался преодолеть, правда, с идеалистических позиций, механизм ассоциативной психологии и поставить проблему активности человеческого «я», были психологи Вюрцбургской школы (Н.Ах, О.Кюльпе и др.).4
В дальнейшем попытка преодоления механического понимания психологических источников человеческой активности была сделана в экспериментальных исследованиях К.Левина и его учеников.
Главный недостаток общей концепции К.Левина заключается в игнорировании содержательной стороны психических процессов и формальном подходе к их анализу. Тем не менее, Левиным и его учениками были найдены удачные экспериментальные приемы исследования потребностей человека, его намерений, его воли и установлены некоторые интересные психологические факты и конкретные закономерности.
Можно считать, что именно исследования К.Левина положили начало изучению в психологии потребностей человека.
отставание в исследовании мотивационной сферы человека, объясняется также и следующим: придавая большое значение тому факту, что в процессе исторического развития на смену инстинктам и потребностям (являющимся двигателями поведения животных) пришло сознание (разум, интеллект), ставшее главным регулятором человеческой активности, многие психологи отказались от исследования потребностей и инстинктов у человека. Они стали предметом преимущественно зоопсихологических исследований, а исследования психологии человека сосредоточились, прежде всего, на познавательных процессах – восприятии, памяти, мышлении и отчасти (в гораздо меньшей степени) на волевой сфере, т.е. опять-таки на сознательном управлении человека своим поведением.
Всю первую половину века в западной психологии господствовали психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно которым, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и в последующем только проявляются, оставаясь в целом неизменными.5 Например, играющая значительную роль в обучении мотивация достижения (проявляющаяся в постановке новых целей, стремлении к успеху в деятельности и т.п.), согласно представлениям психоаналитиков, является следствием невротического по своей природе детского конфликта, когда ребенок, желая добиться расположения родителя противоположного пола (сын – матери, дочь - отца), пытается превзойти во всем родителя – конкурента. Естественно, что такие представления об источниках формирования амбиций человека, его мотивации достижения фактически закрывали всякую возможность целенаправленного формирования этих качеств.
В значительной степени под влиянием психоаналитических представлений в конце 50-х годов исследователи мотивации достижения обратились к изучению особенностей семейного воспитания, которые могли бы объяснить существенные индивидуальные различия в степени выраженности мотива достижения.
В соответствии с теоретическими представлениями основоположников данного направления, американских психологов Д.Аткинсона и Д.Мак-Клелланда, этот мотив складывается из противоположных мотивационных тенденций – стремления к успеху и избеганию неудач. 6 Высокий уровень достижения означал, что у ребенка преобладает, доминирует стремление к успеху; низкий уровень мотивации свидетельствовал, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегания неудач. В целом ряде экспериментов было показано, что высокая мотивация формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно могли предлагать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в отношениях со своими детьми. И, напротив, семьи, в которых родители игнорировали своих детей, были безразличны к ним или осуществляли очень строгий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующим становилось стремление избегать неудачи и, следовательно, формировался в целом низкий уровень мотивации достижения.
Д.Мак-Клелланд, анализируя условия формирования мотива достижения, объединил основные формирующие влияния в черте группы:
1.2. Подход отечественных ученых к психологии мотивации
Экспериментальное изучение потребностей и мотивов было начато в отечественной психологии А.Н.Леонтьевым и его учениками (Л.И.Божович, А.В.Запорожец и др.).
А.Н.Леонтьевым был дан анализ превращения потребностей в мотивы: «Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но…потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, но как только субъект начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация… До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом».7
Интерес к проблеме мотива возник у Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей концепции Леонтьев выделил в качестве единицы человеческого сознания «смысл», который он определяет как отражение в голове человека объективного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено.8
Следовательно, то, как будет субъект действовать с предметом, будет зависеть, с точки зрения Леонтьева, не только от того, что представляет собой этот предмет объективно, но и от того, в каком отношении он стоит к субъекту, каким его потребностям он отвечает.9
Такого рода общий теоретический вывод сосредоточил внимание Леонтьева на изучении мотивов, придающих смысл человеческой деятельности и, таким образом, влияющих на ее протекание.10
Во многих отечественных определениях мотива в качестве ключевого момента подчеркивается его осознанность. Мотив трактуется осознанное (сознательное) побуждение для определенного действия, ставшее непосредственной причиной действий человека во внешнем мире (С.Л.Рубинштейн, 1946, В.И.Селиванов, 1974, В.И.Ковалев, 1981). Между тем мотивы, так же как и потребности, могут характеризоваться разной степенью осознанности, что признают не только зарубежные, но и отечественные авторы (К.Н.Корнилов, 1957, Е.Т.Соколова, 1980).
А.Н.Леонтьев осознание мотивов вообще считал чем-то вторичным, изначально не данным, требующим специальной внутренней работы: «…мотивы актуально не осознаются субъектом; когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Правда, нам нетрудно привести их мотивировку, но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив».11
Существование неосознанных, или неосознаваемых мотивов является экспериментально доказанным фактом. Они проявляются в исследованиях восприятия (Е.Т.Соколова), установки (А.С.Прангишвили), мышления, художественного творчества (Ф.Б.Бассин, П.В.Симонов), нормального и гипнотического сна (А.Вейн).
2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ
Мотивы могут делиться на внутренние или внешние. Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Мотивация этого рода проистекает из внешних источников: индивидуум ориентирован прежде всего на других, ища у них подтверждения своих черт, компетентности и ценностей. Индивидуум ведет себя так, чтобы удовлетворить членов референтной группы, сначала для того, чтобы быть принятым ими, а после достижения – для того, чтобы получить статус.
Надо сказать, что поведение человека довольно часто определяется преимущественно внешними причинами. Наилучший путь выявления характера мотивации – это искренний ответ на такой вопрос: «Будете ли вы заниматься этим делом, если (самообразованием, танцами, посещением педсоветов и т.д.), если в будущем вас не будет ждать ни какое-либо поощрение за его выполнение, на наказание за его невыполнение?» Если вы честно признаетесь себе, что не станете заниматься данным конкретным делом на таких условиях, то ваша мотивация является внешней. Если же, напротив, ваш ответ будет положительным, то ваша мотивация внутренняя. Иначе говоря, мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности.