Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа
Мотивация на успех относится к негативной мотивации.3 При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этого вида мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ подходов к психологии мотивации……………..5
1.1. Зарубежные концепции психологии мотивации ………………………5
1.2. Подход отечественных ученых к психологии мотивации…………….8
2. Методы изучения мотивации…………………………………………….10
2.1. Экспериментальные методы выявления мотивов…………………….11
2.2. Диагностика учебной мотивации учащихся подросткового возраста14
Заключение………………………………………………………………….18
Библиографический список………………………………………………
Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей.
Оценочный мотив – стремление получить хорошую отметку учителя.
Игровой мотив – обучение воспринимается как игровая деятельность.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
1) у учащихся подросткового возраста общеобразовательных классов преобладает средняя мотивация (за исключением 7б класса, где преобладает высокая мотивация);
2) у учащихся
7 класса преобладает внутренняя
мотивация, к 9 классу внутренняя
мотивация уравновешивается
3) начиная с 7 класса к 9 постепенно снижается количество учащихся, ориентированных на успех и одновременно увеличивается количество учащихся, ориентированных на избегание неудачи;
4) в реализации
учебных мотивов преобладает
уравновешенность активности-
5) среди ведущих
мотивов выражены в большей
степени позиционный и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что приводит к пессимизму некоторых авторов и позволяет говорить о неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.
Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов: как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем, как отмечает Е.П.Ильин, непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива. Кроме того, интегральный подход к пониманию мотивации позволяет по-новому взглянуть на ряд положений, в психологии мотивации, а также обосновать положение С.Л.Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной степени судить о мотивационной сфере человека, а, изучая мотивационную сферу, тем самым изучается и личность.
Исходя из теоретического анализа литературы, можно остановиться на следующем определении мотивации. Под мотивацией понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин, взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъекта.
Для диагностики мотивационной направленности личности используются в большинстве проективные методы исследования. Хотя они и являются более валидными по сравнению с другими методами, тем не менее, они не лишены некоторых недостатков, к числу которых относятся следующие: для того чтобы по изобразительным и литературным сюжетам экспериментатор мог судить о побудительных причинах испытуемых, он должен истолковывать даваемые ими описания. А это чревато субъективностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. – Воронеж, 1996, с.61
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
3. Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. – М., 1967.
4. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990, с.45
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2002. - 512 с.
6. Кроглус А.В. Вюрцбергская школа экспериментального исследования мышления и ее значение. Новые идеи в философии. СПб, 1934.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975, с.201
8. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека. Т.1. – М., 1959, с.30
9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1972, с.31
10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984, с.205
11. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975
12. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. – М., 1984
13. Новые исследования в психологии/Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1987, с.7
14. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми: Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
1 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984, с.205
2 Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. – Воронеж, 1996, с.61
3 Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990, с.45
4 Кроглус А.В. Вюрцбергская школа экспериментального исследования мышления и ее значение. Новые идеи в философии. СПб, 1934
5 Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975
6 Новые исследования в психологии/Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1987, с.7
7 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1972, с.31
8 Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека. Т.1. – М., 1959, с.30
9 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – Издательство МГУ, 1971, с.54
10 Там же. С.65
11 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975, с.201
12 Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990, с.109
13 Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972
14 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2002. С. 337 (512 с)
15 Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. – М., 1967
16 Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми: Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
17 Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. – М., 1984.