Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа
Мотивация на успех относится к негативной мотивации.3 При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этого вида мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ подходов к психологии мотивации……………..5
1.1. Зарубежные концепции психологии мотивации ………………………5
1.2. Подход отечественных ученых к психологии мотивации…………….8
2. Методы изучения мотивации…………………………………………….10
2.1. Экспериментальные методы выявления мотивов…………………….11
2.2. Диагностика учебной мотивации учащихся подросткового возраста14
Заключение………………………………………………………………….18
Библиографический список………………………………………………
Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что он не может быть ни какой-либо конкретной вещью (пакетом сладостей или магнитофоном), ни социальным отношением (статусом, престижем, властью и т.п.), ни всеобщим средством для приобретения того или другого (деньгами).
Такая мотивация имеет внутренние основания. Индивидуум внутренне ориентирован. Он сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала Я. Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетентности.
Внутренний мотив – это всегда в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. Внутренний мотив, в отличие от внешнего, никогда не существует до и вне самой деятельности.12
2.1. Экспериментальные методы выявления мотивов
С целью объективизации изучения мотивов в лаборатории Л.И.Божович были разработаны методики «Светофор» и «Секундомер».13 В первой методике определялось время реакции на различные световые сигналы, каждый из которых связывался с определенным мотивом (установкой). Сравнение времени реакции при разных установках позволяло судить об индивидуалистских или коллективистских мотивах учащихся. Как отмечает Е.П.Ильин, слабостью этого метода является то, что во-первых, он направлен на изучение только одного вида направленности личности, и во-вторых, он может показывать не столько общую направленность личности, сколько отношение данного учащегося к коллективу: отрицательное отношение к нему может искажать при эксперименте его общую коллективистскую направленность.14 Следовательно, для использования этого метода надо отбирать людей с положительным отношением к той группе, в состав которой его включают.
М.Н.Валуева предлагает изучать значимость тех или иных мотивов с помощью экспериментальной методики, основанной на регистрации вегетативных показателей эмоционального напряжения (использование эмоциональных реакций как «индукторов мотивов»).15 В качестве показателей, отражающих величину потребности и оценку вероятности ее удовлетворения выступают изменения порогов обнаружения звуковых сигналов и частоты сердечных сокращений. С помощью этой методики объективно оценивалась относительная сила двух мотивационных установок: избежать неприятного болевого воздействия самому; избавить от подобного воздействия партнера.
К экспериментальным методам изучения трудности выбираемой цели можно отнести методику выявления уровня притязаний. Е.И.Савонько модифицировала этот метод для изучения роли оценки и самооценки как мотиваторов, определяющих поведение школьников разного возраста.16 Учащимся давалась возможность выбирать задачи на сообразительность различной трудности. Уровень самооценки определялся по степени трудности выбираемых задач, а установка на оценку – выбором задачи, которую учащийся решал, зная, что оценка будет объявлена в классе.
В зарубежных исследованиях чаще других используются проективные методики, разработанные во многих случаях на основе патопсихологического подхода. К.Г.Юнг в 1919 году в качестве метода анализа скрытых мотивов (влечений, побуждений к чему-либо) предложил тест на ассоциацию слов (ассоциативный эксперимент). От испытуемого требуется, чтобы он как можно быстрее отвечал на названное слово своим, первым пришедшим на ум, словом. Заторможенность этой реакции (увеличение латентного периода), непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, общее поведение испытуемого (беспричинный смех, жалобы, покраснение и пр.) рассматриваются как указания на наличие эмоционально окрашенных (значимых) представлений. Помимо отдельных слов в качестве раздражителей в ассоциативном эксперименте могут использоваться числа, рисунки, цветные пятна и т.д.
По мнению американских психологов, проективные методики позволяют выяснить неосознаваемые мотивы (причины). Их этих методик наиболее известны тест Роршаха, проективно-ассоциативный логический тест (ПАЛТ) и тематический апперцептивный тест (ТАТ).
В тесте Роршаха испытуемые, рассматривая чернильные пятна причудливых очертаний, объясняют, на какие предметы или события они похожи. Экспериментатор, анализируя эти объяснения, выносит суждение о мотивах испытуемого.
В тесте ПАЛТ испытуемым предъявляется какой-либо раздражитель, например, фрагмент пьесы, по которому они письменно излагают свое видение ситуации, ее истоков, взаимоотношения персонаже, предшествующих, настоящий и будущих событий. Этот тест требует сложного логического анализа, который не у всех развит одинаково, и не менее сложного анализа письменного текста экспериментатором.
В тесте ТАТ испытуемым предъявляются сюжетные картинки, по которым они описывают не только настоящую, но прошлую и будущую ситуации.
М.В.Матюхина (1984) отмечает, что при использовании полупроективных методик хорошо выявляются малоосознаваемые мотивы.17 Необходимо отметить, что проективные методы не лишены недостатка. Для того чтобы по изобразительным и литературным сюжетам экспериментатор мог судить о побудительных причинах испытуемых, он должен истолковывать даваемые ими описания. А это чревато субъективностью: описание испытуемого может иметь несколько значений, и которое из них – истинное для одного человека, сказать трудно.
1.2. Диагностика учебной мотивации учащихся подросткового возраста
Для диагностики учебной мотивации учащихся подросткового возраста была использована «Методика изучения мотивации обучения старших подростков М.Р.Гинзбург».
Испытуемые: учащиеся 7-9 общеобразовательных классов МОУ СОШ №9 г,Ульяновска в количестве 69 человек.
Цель диагностики – выявить уровень и характер мотивации и реализации учебных мотивов учащихся.
Результаты исследования представлены в таблицах.
Таблица 1
Уровни мотивации
Уровень мотивации |
7б |
8г |
9г |
9д |
очень высокий |
0 |
7% |
5% |
0 |
высокий |
50% |
27% |
32% |
17% |
средний |
43% |
47% |
41% |
66% |
сниженный |
7% |
19% |
8% |
17% |
низкий |
0 |
0 |
14% |
0 |
В обследованных классах преобладают учащиеся со средним уровнем мотивации (см. таблицу 1 и приложение 1). В 7б и 9б отсутствуют учащиеся с очень высоким уровнем мотивации. В 8г и 9г классах выявлено по одному учащемуся с очень высоким уровнем мотивации. В 7б, 8г, 9д нет учащихся с низким уровнем мотивации. В 7б, 8г, 9д не выявлено учащихся с низким уровнем мотивации. В 9г 14% учащихся имеют низкий уровень мотивации. В 7б классе преобладают учащиеся с высоким уровнем мотивации (50%). В 9д таких учащихся меньше всего – 17%.
Результаты исследования соотношения внутренней и внешней мотивации представлены в таблице 2 и приложении 2.
Таблица 2
Соотношение внутренней и внешней мотивации
мотивация |
7б |
8г |
9г |
9д |
Преобладание внутренней мотивации |
57% |
50% |
24% |
33% |
Преобладание внешней мотивации |
0 |
0 |
5% |
6% |
Уравновешенность мотивов |
43% |
50% |
71% |
61% |
В 7б классе у большинства учащихся преобладает внутренняя мотивация (57%). В 7б и 8г отсутствуют учащиеся с преобладанием внешней мотивации. В 9г и 9д таких учащихся соответственно – 5% и 6%. Учащиеся, имеющие одинаково выраженную внутреннюю и внешнюю мотивацию, преобладают в 9д и 9г классе – 61% и 71% соответственно.
Результаты исследования соотношения мотивации достижения успеха и избегания неудачи представлены в таблице 3 и приложении 3.
Таблица 3
Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи
мотивация |
7б |
8г |
9г |
9д |
Избегание неудачи |
0 |
0 |
5% |
33% |
Достижение успеха |
50% |
33% |
24% |
6% |
Уравновешенность мотивов |
50% |
67% |
71% |
61% |
Из таблицы видно, что в 7б классе преобладают учащиеся с мотивацией достижения успеха – 50%. В 9д классе таких учащихся меньше всего – 6%. В 9г классе преобладают учащиеся с одинаково развитой мотивацией избегания неудач и достижения успеха. В 9д классе самое большое число учащихся с мотиваций избегания неудачи – 33%. В 7б и 8г классах таких учащихся не выявлено.
Результаты диагностики соотношения активности-пассивности в реализации учебных мотивов представлены в таблице 4 и приложении 4.
Таблица 4
Соотношение активности-пассивности в реализации учебных мотивов
Соотношение |
7б |
8г |
9г |
9д |
Активность |
50% |
25% |
29% |
22% |
Пассивность |
7% |
0 |
5% |
11% |
Уравновешенность |
43% |
75% |
66% |
67% |
В 7б классе самое большое количество учащихся, у которых преобладает активность в реализации учебных мотивов. В 9д классе таких учащихся меньше всего. В 9д классе выявлено самое большое число учащихся с преобладанием пассивности в реализации учебных мотивов. В 8г классе отсутствуют учащиеся, у которых преобладает пассивность в реализации учебных мотивов.
Результаты диагностики распределения ведущих мотивов представлены в таблице 5 и приложении 5.
Таблица 5
Распределение ведущих мотивов
Ведущие мотивы |
7б |
8г |
9г |
9д |
учебный |
29% |
18% |
18% |
13% |
социальный |
7% |
4% |
5% |
6% |
позиционный |
29% |
28% |
30% |
25% |
оценочный |
29% |
27% |
21% |
31% |
игровой |
6% |
18% |
14% |
20% |
внешний |
0 |
5% |
12% |
5% |
В 7б классе преобладают учащиеся с наиболее развитыми учебным, позиционным и оценочным мотивами в равной степени. В 8г классе преобладающими являются позиционный и оценочный мотивы. В 9г классе преобладает позиционный мотив. В 9д преобладает оценочный мотив.
Проинтерпретируем ведущие мотивы. Познавательные мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми (стремление получать знание, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, чувство ответственности). К социальным мотивам относятся и позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.