Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить невербальное общение.
Гипотеза исследования – предполагаем, что использование средств невербальной коммуникации возрастает в среднем школьном возрасте.
Задачи:
Рассмотреть сущность невербального общения и его виды;
Изучить невербальное общение школьников;
Провести анкетирование и сделать анализ эмпирических данных.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ 5
1.1. Определение понятия невербального общения 5
1.2. Сущность невербального общения 6
1.3. Виды невербального общения 9
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 14
2.1. Организация исследования. Инструментарий 14
2.2. Результаты исследования 18
ВЫВОДЫ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Министерство спорта Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет
физической культуры и спорта»
Кафедра «Связи с общественностью»
Специальность 030602.65 «Связи с общественностью»
Психология невербального общения
курсовая работа по дисциплине
«Психология массовых коммуникаций»
Автор:
Ядровская Е.О. группа Г10СО
Научный руководитель:
к.п.н, доцент
Гаврикова О.Ю.
Оценка:
Дата:
Подпись:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С развитием
международных связей и туризма
возникла необходимость в таком
способе передачи информации, который
делал бы ее понятной людям разных
стран, говорящим на разных языках.
Поэтому все большее
Актуальность
темы возрастает благодаря развитию
межличностных отношений с
Объект исследования – процесс невербального общения.
Предмет исследования – способы невербальной коммуникации.
Цель исследования – изучить невербальное общение.
Гипотеза исследования – предполагаем, что использование средств невербальной коммуникации возрастает в среднем школьном возрасте.
Задачи:
Методы исследования:
В эмпирическом исследовании приняли участие
школьники учреждения №27 5-9 классов в
количестве 32 человек.
Человек, общаясь с кем-либо, не только слушает собеседника, но и смотрит за его поведением. Одно дело, когда люди при разговоре делают вид, что внимательно слушают, переживая и вроде бы вникая в рассказ, но при этом, может быть все далеко не так, как кажется. Поддакивание в речи еще не значит, что собеседник вник в суть темы общения, следует обратить внимание на невербальные средства общения, о которых пойдет речь далее.
Рассмотрим рисунок, приведенный ниже.
Рис. 1. Невербальная коммуникация
Прежде чем углубиться в составляющие невербального общения, необходимо ознакомиться с определением понятия невербального общения.
Невербальная коммуникация2 — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Происхождение невербальных способов общения3:
С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:
В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только это нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы собеседника. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.
В общение людей оказываются включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию4.
Сущность невербального общения заключается в том, что это вид психологической деятельности, результатом которой является изменения в когнитивной (образы, впечатления, стереотипы, эталоны) сфере, поведение, способе обращения к другим видам. Невербальное общение – неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Невербальное общение состоит из тона голоса, интонации, тембра, высоты, внешнего вида, позы, выражения лица, походки, глубины и скорости дыхания, поведения.
Аллен Пиз пишет, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств( в том числе тог голоса, тембр и т. п.) – 38%, невербальным общением – 55%5.
То есть, важно не что мы говорим, а как человек это делает.
Рассмотрим уровни анализа невербального общения и его средства (Табл. 1). Как видно из таблицы, приемы и средства невербального общения у каждого свои, что определяет стиль поведения человека и его положение.
В таблице, представленной ниже, рассматривается невербальный компонент и его структура, приводятся примеры и средства передачи невербального общения.
Например, тип и вид коммуникации – фонационные средства, области научного знания и группы - а) экстралингвистика (внеречевая система); б) паралингвистика (околоречевая система); в) просодия, а приемы и средства - пауза; темп речи; вздох; плач; кашель; гелоскопия; вокальные качества голоса; диапазон; тембр; фразовое ударение, синтагматическое ударение, логическое ударение; тон; интонация.
Таблица 1
Невербальный компонент и его структура
Типы и виды коммуникаций |
Области научного знания и группы |
Приемы и средства |
1. Фонационные средства |
а) экстралингвистика (внеречевая система) (околоречевая система) |
|
2. Оптико–кинетические |
а) выразительные движения |
|
3. Знако–символические |
а) системология |
|
4. Тактильные средства |
а) гаптика или такесика в) аускультация |
|
5. Пространственно–времен- |
а) проксемика |
|
Также можно рассмотреть каналы невербальной коммуникации6.
1. Оптический канал |
2. Акустический канал | |
* поза; * жесты; * мимика лица; * походка; * одежда; * косметика; * украшения; татуировки; * прическа; * манера поведения; * пантомимика |
* громкость голоса; * темп речи; * ритм; * пауза; * высота, тембр голоса; * интонация; * плач, причитания; * смех, хохот; * кашель; * аплодисменты; * стук (постукивание) | |
|
||
3. Тактильно - |
4. Контакт глаз | |
кинестезический канал |
* направление взгляда; * длительность | |
* рукопожатие; * поцелуй; * объятия |
* частота; * ритм | |
* поглаживания; * похлопывание |
||
6. Пространственно-временной | ||
5. Ольфакторный канал * запах тела |
* взаимное расположение * пространство; * физические «барьеры» | |
* запах косметики * запах окружающей среды |
* временная точность * длительность контакта |
Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические7.
К фонационным
невербальным средствам
К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.
Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.
Рассмотрим по одному невербальному средству, относящемуся к одному из компонентов речи.
Фонационное невербальное средство – темп речи.
Характеризует
скорость протекания психических процессов
и определяется количеством слов,
произнесенных в единицу
— незначительное ускорение
темпа: 100—120 слов/мин — наблюдается
при возбуждении различных
— значительное ускорение: более 120 слов в минуту — те же расстройства, маниакальные состояния, ажитация, панические;
— незначительное замедление: 40—60 слов/мин — астенические, волевые расстройства, субдепрессия, диссимуляция психотических переживаний, органические поражения головного мозга, умственная отсталость;
— значительное замедление:
менее 40 слов/мин — депрессивные
расстройства, загруженность
— мутизм — полное отсутствие речи при различных расстройствах.
Учитывается также характер изменения темпа речи (постепенное, резкое), что подчеркивает аффективную насыщенность переживаний, их субъективную значимость, степень эмоционального контроля, особенности преморбидной личности.
Кинетический компонент речи – мимика8.
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).
Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.
Мимика связана
с распространением
Мимика бывает разная: сильно подвижная мимика. Такая мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. Малоподвижная мимика указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении, монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении. Сопряженная мимика – большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений.