Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования – изучить невербальное общение.
Гипотеза исследования – предполагаем, что использование средств невербальной коммуникации возрастает в среднем школьном возрасте.
Задачи:
Рассмотреть сущность невербального общения и его виды;
Изучить невербальное общение школьников;
Провести анкетирование и сделать анализ эмпирических данных.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ 5
1.1. Определение понятия невербального общения 5
1.2. Сущность невербального общения 6
1.3. Виды невербального общения 9
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 14
2.1. Организация исследования. Инструментарий 14
2.2. Результаты исследования 18
ВЫВОДЫ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Графическое невербальное средство – письменная речь.
• это речь, графически закрепленная;
• она может быть заранее обдумана и исправлена;
• для нее характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).
Устная речь отличается от письменной, что нужно учитывать в процессе общения.
Отличие заключается в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, демонстрация того, как ее воспринимают, понимают или не понимают — все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.
Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, изменять и исправлять его.
Различен характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда есть возможность перечитать непонятное место, проверить правильность понимания.
Знание мимики, телодвижений, языка жестов позволяют лучше понимать другого человека, и даже помогают предугадать, какое впечатление произведет на него рассказ еще до того, как он что-либо скажет в ответ на сообщение. Следовательно, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Выше мы рассматривали теоретический материал касательно темы невербального общения, а теперь рассмотрим способы невербальной коммуникации на практике: проведем мониторинг и анкетирование, и на основе этих данных составим диаграммы.
Для того чтобы осуществить эмпирическое исследование необходимо провести мониторинг поведения школьников и затем провести анкетирование.
Исследование №1. Мониторинг поведения школьников на перемене.
Наблюдение со стороны за человеком кажется вполне нормальным явлением, ведь в большинстве своем мы смотрим в целом «на объект» и, может быть, прислушиваемся к тому, что он говорит. В данном случае мы следим за отдельными «частями объекта», то есть нам необходимо изучить поведение школьников со стороны использования ими средств невербальной коммуникации.
Результаты:
Руки школьника, сидящего на лавочке в коридоре, повернуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой на собеседника. Выражение лица естественное, без напряжения и скованности. Эта поза, как средство невербального общения, говорит об открытости, искренности. О ней также говорит пожатие руки с обхватом ее двумя своими руками. Вероятно, можно предположить, что данный школьник получил хорошую отметку и не в силах сдерживать эмоции, которыми он охотно делится с ребятами.
Его собеседник, поддерживает и радуется за него, о чем говорит похлопывание по плечу. Также этот жест демонстрирует и мужскую силу, готовность прийти на помощь.
Подошедший к ним третий собеседник протянул счастливому школьнику руку, чтобы поздравить. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника вместе с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его искреннем желании разделить с ним хороший момент в жизни, а также продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Также следует заметить, что рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику. В данном случае школьник, который сидел на лавочке, протянул руку так, что она оказалась ладонью вверх.
А четвертый мальчик, который вышел из кабинета, равнодушно посмотрел на своих одноклассников и при этом протянул «неживую» руку, словно дохлую рыбу, что можно перевести не иначе, как нежелание контактировать. И все, что бы он там не говорил, что радуется и разделяет успех, при таких жестах мало правдоподобны.
Наблюдение №2.
В школьной столовой сидят парень и девушка, общаются.
В невербальном общении существует понятие ментального контакта, которое выражается в непроизвольном копировании жестов друг друга или всего поведения. В таком случае друг другу посылается сигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И если посмотреть внимательно на нашу наблюдаемую мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковое расположение рук вплоть до зеркальности. Это располагает к теплому общению, без скованности, уверенности в том, что собеседник «на волне рассказчика». А также если есть необходимость убедить другого человека в безоговорочном разделении его мнения, просто нужно скопировать его положение тела. Обо всем этом говорят не только слова, сколько жесты, которые, в данном случае, активно использовались: тембр голоса, мимика, жесты.
Наблюдение №3.
Сидим на лавочке в коридоре в ожидании нужного нам человека, который бы использовал невербальное средство общения как основополагающее. Минут через 15 появляется парень. Его летящую походку видно издалека – она сильно бросается в глаза. Видно, что человек или влюблен (готов обнять весь мир, расцеловать – и все это только с помощью невербального общения), или ему все проблемы нипочем. Такая походка также характерна для уверенных в себе, энергичных людей.
Исследование № 2. Проведение анкетирования; анализ данных, полученных по проведении письменного опроса.
Цель анкетирования – выявить, знают ли школьники, что активно используют средства невербальной коммуникации в обычной жизни.
Для этого была составлена следующая анкета.
В исследовании приняли участие 32 школьника 5-9 классов.
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Это займет у вас несколько минут.
Анкета:
Спасибо за внимание! До свидания!
По результатам анкетирования были составлены следующие диаграммы.
Для большей
наглядности результатов
Рис. 1. Смотрите ли Вы в глаза
Хотя по данным научно-методической литературы, человек, который смотрит в глаза, проявляет интерес, не врет и получает дополнительную информацию с помощью визуального контакта.
Рис. 2. Собеседник
92% опрошенных ответили, что поведение собеседника, которое характеризуется не иначе, как безразличное, сильно раздражает, при этом 8% будут продолжать общение в любом случае. Скорей это тогда, когда рассказчику просто нужно выговориться вне зависимости от обратной связи слушателя.
Рис. 3. Смайлы
Смайлики прочно вошли в нашу жизнь в письменную речь, поэтому использование этого графического изображения стало вопросом анкеты.
Смайлик (англ. smiley — «улыбающийся») или счастливое лицо (☺/☻) — стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица; традиционно изображается в виде жёлтого круга с двумя чёрными точками, представляющими глаза, и чёрной дугой, символизирующей рот. Смайлики широко используются в популярной культуре, само слово «смайлик» также часто применяется как общий термин для любого эмотикона (изображения эмоции не графикой, а знаками препинания).
98% опрошенных ответили, что активно используют смайлы в своей речи, зачастую не зная, что это – элемент невербального общения. При этом только 2% написали, что смайлы не используют.
Рис. 4. Общение
Интернет на сегодняшний день практически везде, его используют разные возрастные категории людей, особенно молодежь. Наши школьники не исключение: очень сложно найти тех, кто не зарегистрирован ни в одной социальной сети. Но не смотря на это, 21% отметил, что все равно предпочитает общение в живую, нежели с помощью электронных средств. 79% однозначно написали, что социальные сети – это их любимое общение.
Невербальная коммуникация – это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.
Для того, чтобы решить эту задачу, мы провели мониторинг на выявление невербальной коммуникации среди школьников. Для этого необходимо было посетить школу и записать несколько моментов, ярко отражающих акты невербального общения. Затем вся эта информация была отражена в диаграммах, визуально отражающих результаты исследования.
Была составлена анкета, в которой рассматривались вопросы касательно невербальной коммуникации. По итогам анкетировании среди школьников также были оставлены диаграммы.
Электронные ресурсы
Анкета для выявления невербальной коммуникации