Психология невербального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить невербальное общение.
Гипотеза исследования – предполагаем, что использование средств невербальной коммуникации возрастает в среднем школьном возрасте.
Задачи:
Рассмотреть сущность невербального общения и его виды;
Изучить невербальное общение школьников;
Провести анкетирование и сделать анализ эмпирических данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ 5
1.1. Определение понятия невербального общения 5
1.2. Сущность невербального общения 6
1.3. Виды невербального общения 9
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 14
2.1. Организация исследования. Инструментарий 14
2.2. Результаты исследования 18
ВЫВОДЫ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

KursovayaYadrovskaya_E_O.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Графическое невербальное средство – письменная речь.

• это речь, графически закрепленная;

• она может  быть заранее обдумана и исправлена;

• для нее  характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложноподчиненных предложений, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной, что нужно  учитывать в процессе общения.

Отличие заключается  в характере адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего партнера по общению, а может лишь мысленно представить его. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, демонстрация того, как ее воспринимают, понимают или не понимают — все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, изменять и исправлять его.

Различен характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда есть возможность перечитать непонятное место, проверить правильность понимания.

Знание мимики, телодвижений, языка жестов позволяют лучше понимать другого человека, и даже помогают предугадать, какое впечатление произведет на него рассказ еще до того, как он что-либо скажет в ответ на сообщение. Следовательно, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

2.1. Организация исследования. Инструментарий

Выше мы рассматривали теоретический материал касательно темы невербального общения, а теперь рассмотрим способы невербальной коммуникации на практике: проведем мониторинг и анкетирование, и на основе этих данных составим диаграммы.

Для того чтобы  осуществить эмпирическое исследование необходимо провести мониторинг поведения школьников и затем провести анкетирование.

Исследование  №1. Мониторинг поведения школьников на перемене.

Наблюдение  со стороны за человеком кажется  вполне нормальным явлением, ведь в большинстве своем мы смотрим в целом «на объект» и, может быть, прислушиваемся к тому, что он говорит. В данном случае мы следим за отдельными «частями объекта», то есть нам необходимо изучить поведение школьников со стороны использования ими средств невербальной коммуникации.

Результаты:

  • Наблюдение №1.

Руки школьника, сидящего на лавочке в коридоре, повернуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны. Посадка головы прямая, плечи расправлены. Взгляд прямой на собеседника. Выражение лица естественное, без напряжения и скованности. Эта поза, как средство невербального общения, говорит об открытости, искренности. О ней также говорит пожатие руки с обхватом ее двумя своими руками. Вероятно, можно предположить, что данный школьник получил хорошую отметку и не в силах сдерживать эмоции, которыми он охотно делится с ребятами.

Его собеседник, поддерживает и радуется за него, о  чем говорит похлопывание по плечу. Также этот жест демонстрирует и мужскую силу, готовность  прийти на помощь.

Подошедший  к ним третий собеседник протянул счастливому школьнику руку, чтобы  поздравить. Крепкое, энергичное потряхивание руки собеседника вместе с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, его искреннем желании разделить с ним хороший момент в жизни, а также продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Также следует заметить, что рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком. Если наоборот, повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику. В данном случае школьник, который сидел на лавочке, протянул руку так, что она оказалась ладонью вверх.

А четвертый мальчик, который вышел из кабинета, равнодушно посмотрел на своих одноклассников и при этом протянул «неживую» руку, словно дохлую рыбу, что можно перевести не иначе, как нежелание контактировать. И все, что бы он там не говорил, что радуется и разделяет успех, при таких жестах мало правдоподобны.

Наблюдение  №2.

В школьной столовой сидят парень и девушка, общаются.

В невербальном общении существует понятие ментального контакта, которое выражается в непроизвольном копировании жестов друг друга или всего поведения. В таком случае друг другу посылается сигнал: «Я тебя прекрасно понимаю». И если посмотреть внимательно на нашу наблюдаемую мирно беседующую пару за столиком, увидим схожие позы, одинаковое расположение рук вплоть до зеркальности. Это располагает к теплому общению, без скованности, уверенности в том, что собеседник «на волне рассказчика». А также если есть необходимость убедить другого человека в безоговорочном разделении его мнения, просто нужно скопировать его положение тела. Обо всем этом говорят не только слова, сколько жесты, которые, в данном случае, активно использовались: тембр голоса, мимика, жесты.

Наблюдение  №3.

Сидим на лавочке  в коридоре в ожидании нужного нам человека, который бы использовал невербальное средство общения как основополагающее. Минут через 15 появляется парень. Его летящую походку видно издалека – она сильно бросается в глаза. Видно, что человек или влюблен (готов обнять весь мир, расцеловать – и все это только с помощью невербального общения), или ему все проблемы нипочем. Такая походка также характерна для уверенных в себе, энергичных людей.

Исследование  № 2. Проведение анкетирования; анализ данных, полученных по проведении письменного опроса.

Цель анкетирования  – выявить, знают ли школьники, что  активно используют средства невербальной коммуникации в обычной жизни.

Для этого была составлена следующая анкета.

В исследовании приняли участие 32 школьника 5-9 классов.

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на несколько  вопросов. Это займет у вас несколько  минут.

Анкета:

    1. Укажите, пожалуйста, ваш класс.
    2. Знаете ли Вы что такое «невербальное общение»?
    3. Смотрите ли Вы обычно при встрече в глаза собеседнику?
    4. Если Вы что-то говорите, а собеседник только делает вид, что слушает, продолжаете ли Вы разговор?
    5. По каким движениям собеседника Вы это понимаете?
    6. Раздражает ли Вас, когда слушающий кривляется, не смотрит на Вас?
    7. Эмоциональный ли вы человек?
    8. При общении в не визуальном контакте используете ли Вы смайлы или какие-нибудь соответствующие знаки, чтобы придать сообщению нужные эмоции?
    9. Чаще вы общаетесь вживую или предпочитаете электронную/бумажную переписку?
    10. Боитесь ли Вы начать разговор?
    11. Комфортно ли Вам в незнакомой обстановке/в чужой компании?

Спасибо за внимание! До свидания!

По результатам  анкетирования были составлены следующие  диаграммы.

 

2.2. Результаты исследования

Для большей  наглядности результатов анкетирования  некоторые ответы представлены в  виде диаграмм. На вопрос «Смотрите ли Вы обычно при встрече в глаза собеседнику» более 60% ответили, что смотрят и менее 40% - что не смотрят (рис. 1).

Рис. 1. Смотрите ли Вы в глаза

Хотя по данным научно-методической литературы, человек, который смотрит в глаза, проявляет  интерес, не врет и получает дополнительную информацию с помощью визуального контакта.

Рис. 2. Собеседник

92% опрошенных ответили, что поведение собеседника, которое характеризуется не иначе, как безразличное, сильно раздражает, при этом 8% будут продолжать общение в любом случае. Скорей это тогда, когда рассказчику просто нужно выговориться вне зависимости от обратной связи слушателя.

Рис. 3. Смайлы

Смайлики прочно вошли в нашу жизнь в письменную речь, поэтому использование этого  графического изображения стало вопросом анкеты.

Смайлик (англ. smiley — «улыбающийся») или счастливое лицо (☺/☻)  — стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица; традиционно изображается в виде жёлтого круга с двумя чёрными точками, представляющими глаза, и чёрной дугой, символизирующей рот. Смайлики широко используются в популярной культуре, само слово «смайлик» также часто применяется как общий термин для любого эмотикона (изображения эмоции не графикой, а знаками препинания).

98% опрошенных  ответили, что активно используют смайлы в своей речи, зачастую не зная, что это – элемент невербального общения. При этом только 2% написали, что смайлы не используют.

 

 

 

Рис. 4. Общение

Интернет на сегодняшний день практически везде, его используют разные возрастные категории людей, особенно молодежь. Наши школьники не исключение: очень сложно найти тех, кто не зарегистрирован ни в одной социальной сети. Но не смотря на это, 21% отметил, что все равно предпочитает общение в живую, нежели с помощью электронных средств. 79% однозначно написали, что социальные сети – это их любимое общение.

 

ВЫВОДЫ

  1. Коммуникативная деятельность в жизни человека играет одну из самых важных ролей. Способность речевой передачи сообщения отделяет людей от мира природы, но, оставаясь её частью, мы обладаем уникальной способностью бессознательно и сознательно читать язык тела друг друга: жесты, различные позы, произвольные и непроизвольные движения.

Невербальная  коммуникация – это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

  1. Изучили невербальное общение школьников.

Для того, чтобы  решить эту задачу, мы провели мониторинг на выявление невербальной коммуникации среди школьников. Для этого необходимо было посетить школу и записать несколько  моментов, ярко отражающих акты невербального общения. Затем вся эта информация была отражена в диаграммах, визуально отражающих результаты исследования.

  1. Провести анкетирование и сделать анализ эмпирических данных

Была составлена анкета, в которой рассматривались вопросы касательно невербальной коммуникации. По итогам анкетировании среди школьников также были оставлены диаграммы.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пиз, А. Язык телодвижений / А.Пиз. - Н.Новгород, Прогресс, 1992. – 234с.
  2. Пиз Барбара. – Язык разговора / Б.Пиз. -  М.: 1994. – 150с.
  3. Белянин В.П. Введение в психолингвистику / В.П. Белянин. - М.,1999. – 210с.
  4. Биркенбил В. – Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил - СПб.: Питер, 1997. – 150с.
  5. Горянина В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Горянина - М.: Академия, 2004. – 120с.
  6. Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации / М.Л. Кнапп – М.: МУБУ, 1978. – 230с.
  7. Лабунская В.А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская - Ростов-на-Дону, 1986. – 200с.
  8. Леонтьев Л.А. Психология общения. / Л.А. Леонтьев - М.,1998. – 212с.
  9. Ниренберг Д., Калеро Г., Штангль А. Как читать человека словно книгу. Язык тела / Д. Ниренберг, Г. Калеро, А. Штангль– СПб.: Рипол классик, 2009. – 217с.

Электронные ресурсы

  1. http://do.gendocs.ru/docs/index-130549.html?page=3 – Интернет-портал общения «Ошибки восприятия»
  2. http://ru.wikipedia.org/ – Интернет-портал свободной энциклопедии. Статья – «Невербальное общение»
  3. http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=21&0a1=506&0o1=3&0s1=1 – Интернет-портал психологии онлайн
  4. http://www.hr-hunter.com/lib/practicum/154 – Интернет-портал основ невербального общения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для выявления невербальной коммуникации

Информация о работе Психология невербального общения