Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:21, контрольная работа
Слушание — это процесс направленного восприятия человеком слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Если слышание — физический процесс, определяемый воздействием звуковых волн на барабанную перепонку и протекающий без специальных умственных усилий, то слушание (эффективное слушание) — это сложный процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором участвует вся личность человека. Слушание является фундаментальным навыком, влияющим на качество отношений в повседневном общении, на успешное взаимодействие и взаимопонимание. В то же время многие люди практически не умеют слушать.
1. Эффективное слушание.
2. Общение в социальной работе.
3. Этапы акта общения.
Для каждого акта общения опытный менеджер обязательно готовится. Он заранее продумывает, как начать разговор, как ее вести и как закончить. Для этого надо знать, что любой акт общения, как правило, состоит из нескольких этапов:
Первый этап - подготовка к общению. Если общение происходит по инициативе менеджера или по предварительной договоренности, то к нему следует хорошо подготовиться, это может иметь значительные последствия для профессиональной деятельности собеседников.
Процесс подготовки к общению
в любой форме состоит из сбора
материалов по предмету общения, их отбора
и систематизации; представление
типов собеседников, их особенностей,
составление рабочего плана будущего
акта общения; отбора аргументов в пользу
своей позиции и
Второй этап - ориентация в ситуации и установления контакта. Это начало общения. Если проигнорировать этот этап, встреча может закончиться и не начавшись (из-за обиды, нехватка времени и т.д.). В начале общения важно избегать:
• извинений (это проявление неуверенности);
• критики (это заставит собеседника защищаться);
• превосходства и оценки (это повлечет в собеседника возмущение).
Любое общение начинается с демонстрации уважения и внимания к собеседнику. Лучше орудия для этого - улыбка, а также наши взгляды. Нередко именно приятная улыбка, доброжелательный взгляд помогают установить контакт с потенциальным собеседником.
Контакт - это прикосновение,
сочетание. Психологический контакт
- это духовная связь между людьми,
который обеспечивает возможность
взаимопонимания и
Установлению взаимопонимания, контакта между собеседниками помогает использование рекомендации психологов относительно "Вы-подхода", т.е. умение человека, который общается, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять:
Я-подход |
Вы-подход |
Я бы хотел |
Не хотите ли Вы |
Я считаю |
Или не находите Вы |
Я Вам помогу |
Вы сможете этого добиться |
Я Вам докажу |
Вы сможете в этом убедиться |
Я знаю, что |
Как Вы знаете |
"Я-высказывания" употребляется в общении, как правило, для того чтобы описать ситуацию, когда возникает напряжение ("Я вижу, что Вы расстроены ...) чтобы точно передать свои чувства (" Я чувствую ... "), чтобы объяснить причину своего решения ("Я собирался это сделать иначе" или "Я, к сожалению, не предусмотрел это").
"Вы-высказывания" употребляется для похвалы, для комплимента, для поддержки и никогда - для обвинения.
В начале разговора нужно
все сделать для того, чтобы
не противопоставить себя собеседнику.
Целесообразно сначала
Третий этап - обсуждение
проблемы. Этот этап предполагает аргументацию
своей позиции и
Как свидетельствует опыт
менеджеров, обсуждая проблему, целесообразно
придерживаться некоторых правил, которые
облегчают понимание
• внимательно слушать
собеседника и стараться
• пытаться использовать диалог, а не монолог;
• давать собеседнику возможность спокойно изложить свое мнение;
• четко, кратко и последовательно излагать свою информацию;
• подбирать способы аргументации зависимости от индивидуальных особенностей собеседника (уровня его мышления, возраста, пола, типа темперамента и т.п.);
• излагать доказательства в корректной форме и др..
Наибольшее влияние на
собеседника имеет
• наведение фактов, цифровой информации, сравнений и т.п.;
• выявление противоречий в изложении собеседника;
• использование
• игнорирование следующих собеседником доказательства;
• видимой поддержки, когда сначала приводим доводы в пользу аргументов собеседника, а потом говорим "но ..."Поскольку собеседник чувствовать себя будто обязанным вам, то спокойнее принимать вашу аргументацию;
• использование повторения, это может усилить позицию;
• уточнение, если доказательство звучит недостаточно убедительно.
Четвертый этап - принятие решения.
Принимая решение, целесообразно
• наблюдая за собеседником, определить момент для окончания встречи;
• заранее сформулировать минимальную цель, обдумать альтернативные варианты решения проблемы и, почувствовав настроение собеседника, лучший из них предложить для рассмотрения
• проявлять уважение к
предложению собеседника, внимательно
выслушать его аргументы
• демонстрировать уверенность, даже если цель не была достигнута.
Пятый этап - выход из контакта.
Выход из контакта не менее важен,
чем его начало, ибо от этого
зависит продолжение
Общение будет результативным, если в конце встречи будет достигнута договоренность о дальнейших взаимоотношениях или совместной деятельности.
Литература