Психология общения. Общение как обмен информации.Вербальная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.

Содержание

1. Введение 1
2. Виды общения 2
3. Функции и специфика общения 3
4. Структура общения 4
5. Общение как обмен информацией 5
6. Вербальная сторона общения. 10
7. Заключение 13
8. Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному  развитию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Пермская государственная  фармацевтическая академия»

 

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

Психология общения. Общение как обмен информации.Вербальная сторона общения

                                                

             

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение                                                                                                       1

2. Виды общения 2

3. Функции и специфика  общения                                                                 3

4. Структура общения                                                                                      4

5. Общение как обмен  информацией                                                             5

6. Вербальная сторона  общения.                                                                   10

7. Заключение                                                                                                  13

8. Список литературы                                                                                      14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

 

Общение – одно из наиболее необходимых условий существования  человеческого общества. Его формы  и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте  до задушевного разговора с близким  человеком.

Психология общения - раздел, который посвящен одной из самых  важных сфер нашей жизни. Мы люди - социальные существа. Чтобы выжить и насладиться  происходящим мы ежедневно взаимодействуем  друг с другом. И чтобы это взаимодействие происходило наиболее эффективным  и гармоничным путем, нам следует  обучиться психологии общения, как  “науке” бесконфликтной, гармоничной  и эффективной коммуникации.

В ходе своей работы я  хочу узнать о видах общения, его  структуре, особенностях и значении в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды общения

 

Выделяю следующие виды общения:

А) «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности  личности собеседника, используются привычные  маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Б) Примитивное общение, когда  оценивают другого человека как  нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает -  оттолкнут или последуют  агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого.

В) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся  знанием его социальной роли.

Г) Деловое общение, когда  учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем  возможные личностные расхождения.

Д) Духовное, межличностное  общение друзей, когда можно затронуть  любую тему и не обязательно прибегать  к помощи слов, друг поймет вас и  по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда  каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение

Ж) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника.

З) Светское общение. Суть светского  общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в  подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей  на тот или иной вопрос не имеют  никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

 

Функции и специфика  общения.

 

Человек становится личностью  в результате взаимодействия и общения  с другими людьми. Общение –  сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и  общественные и межличностные реализуются  именно в общении.

Ввиду сложности и емкости  феномена общения толкование этого  понятия зависит от исходных теоретических  и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для  другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействий можно судить о коммуникативных умениях и  чертах характера человека по специфике  организации речевого сообщения  об общей культуре и грамотности.

По критерию цели общения выделяются восемь функций  общения:

    1. контактная, цель которой -  установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
    2. информационная, цель которой – обмен информациями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и прочее;
    3. побудительная, цель коей – стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
    4. координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;
    5. функция понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний и прочее;
    6. амотивная, цель коей – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
    7. функция установления отношений, цель коей – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
    8. функция оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и прочее.

 

 

  Структура  общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны. Это наиболее обобщенная классификация:

А) Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие. Но об этом чуть позже.

Б) Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет  интерпретировать взаимодействие как  организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно  не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

В) Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера. В отечественно литературе (например, в исследованиях А. А. Бодалиева) в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено исследованиями специальных черт восприятия социальных объектов к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» характеристик, то есть  формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

 

 

Общение как обмен  информацией. Коммуникативная сторона  общения.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Однако в коммуникативном  процессе происходит не просто движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» -•  в специфически человеческом обмене информацией для каждого участника  общения. Характер обмена информацией  между людьми в отличие от кибернетических  устройств определяется тем, что  посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными  словами, обмен такой информацией  обязательно предполагает воздействие  на поведение партнера, т.е. знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. В этом смысле знак в общении  подобен орудию в труде. Коммуникативное  влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое  воздействие одного человека на другого  с целью изменения его поведения. Например, авторитарный тон общения, даже если говорящий и имеет право  распоряжаться, вызывает либо протест, либо пассивность (которая тоже протест, не правда ли?). Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

Далее, коммуникативное влияние  как результат обмена информацией  возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «Все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в . коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т.е. при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Понимание всех тех сообщений, которые посылают нам наши партнеры, далеко не простое дело. В обиходной  жизни мы не так часто произносим: «Не понимаю». А между тем стоит  всегда держать при себе вопрос: «Каков буквальный смысл сказанного происходящего? Каковы намерения партнеров?»  Не следует забывать о глубоком замечании-Гете: «Каждый слышит то, что понимает». А вдруг и на самом деле наиболее существенное мы просто не допустим до понимания или вытесним как неприятное и неприемлемое?

Для описания этих ситуаций социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых  всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних  и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково. Еще Л.С. Выготский  отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому  у общающихся должны быть идентичны в случае звуковой речи не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Наконец, в условиях человеческой коммуникации могут возникнуть совершенно специфические коммуникативные  барьеры. Эти барьеры не связаны  с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями  кодирования и декодирования. Они  носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком», на котором говорят участники коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают различную интерпретацию (истолкование) тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Информация о работе Психология общения. Общение как обмен информации.Вербальная сторона общения