Психология общения. Общение как обмен информации.Вербальная сторона общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Общение – одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.

Содержание

1. Введение 1
2. Виды общения 2
3. Функции и специфика общения 3
4. Структура общения 4
5. Общение как обмен информацией 5
6. Вербальная сторона общения. 10
7. Заключение 13
8. Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

Такого рода барьеры порождены  психологическими причинами, принадлежностью  партнеров по коммуникации к различным  социальным группам, и при их появлении  особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую  систему личностных и общественных отношений. Коммуникация в этом случаев  демонстрирует эту свою характеристику, что она есть лишь одна из сторон общения. Естественно, что противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно  усложняется благодаря их наличию.

 

 

  Средства общения

Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:

А) Речь, язык, относящиеся к вербальным средствам общения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения звуков, слов.

Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Если мы говорим» книга», то подразумеваем, что наш собеседник соединяет  с этим словом тоже понятие, что и  мы. Но объективное значение слова  преломляется для человека через  призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда верно  понимаем друг друга.

Б) Речевые звуковые явления: интонация, эмоциональная выразительность, темп речи (быстрый, средний, замедленный), тембр, ритм (равномерный, прерывистый). Сюда входят и неречевые выражения: паузы, смех, покашливания, а также звуковые назализации – «хм-хм», «э – э – э» и другие.

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных  исследований, выясняющих условия и  способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так  называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством  речи.

В) К невербальной стороне общения относится:

-  внешние проявления  человеческих чувств и эмоций, что является предметом изучения  кинессики. Это мимика – движение мышц лица; жестикуляция – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.

-  Тексика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

-  Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственно-временной организации общения; расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1.  интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь  близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность,  негромкий голос в общении,  тактичный контакт, прикосновении.

2.  Личная или персональная  зона (45-120 см.) для обыденной беседы  с друзьями и коллегами предполагает  только визуально-зрительный контакт  между партнерами, поддерживающими  разговор.

3.  Социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время  официальных встреч в кабинетах,  преподавательских и других служебных  помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4.  Публичная зона (свыше  400 см.) подразумевает общение с  большой группой людей – в  лекционной аудитории, на митинге  и прочее.

Мимика – движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное  состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговоров.

Лоб, брови, рот, глаза, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные  эмоции: радость, любовь, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

 Жесты при общении  несут много информации, в языке  жестов, как и в речи, есть слова,  предложения.

В целом можно сказать, что оптико-кинетическая система  более или менее отчетливо  воспринимается человеком, придает  общению нюансы. Но эти нюансы неоднозначны из-за различия национальных культур. Так, если кивок головой у нас  означает согласие, то у болгар –  отрицание.

-  И наконец, «контакт  глазами». Этот вид общения идет  где-то на интуитивном, подсознательном  уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вербальная сторона  общения.

 

Кто владеет информацией, тот, как говорится, владеет миром. А тот, кто умеет грамотно передавать информацию, владеет тем, кто владеет  миром. Грамотная речь во все времена  ценилась в человеческом обществе и  значительно превышала статус того, кто ей обладал. Информация всегда передается двумя путями: вербально и невербально. И если ваши жесты и мимику прочитать сможет далеко не каждый, то ошибки в том, как вы пишете, и в том, что вы говорите, заметит практически каждый. Поэтому рассмотрим подробнее, что представляют собой вербальные средства общения.

Вербальное общение  и его виды

Основным средством вербального  общения является речь. Она делится на письменную и устную, слушание и чтение, а также на внутреннюю речь и внешнюю. Простыми словами, к вербальным средствам общения относится наше умение говорить и писать, умение слушать и воспринимать информацию, а также наши внутренние диалоги с самими собой и внешние - с окружающими.

Вербальная сторона общения  заключается в том языке, на котором  осуществляется коммуникация. Например, не каждый иностранец способен понять русский язык со всеми нашими междометиями и уменьшительно-ласкательными суффиксами. Именно поэтому, чтобы собеседники  всегда могли понять друг друга, существуют общие правила вербального общения, виды вербальной коммуникации и общепринятые формы общения. И поскольку вербальная форма общения происходит на русском  языке, не стоит забывать о стилях, с помощью которых мы передаем информацию. Всего их пять:

  • научный – этот вербальный способ общения основан на научной терминологии. Речь в научном стиле отличается своей логичностью, связанностью различных понятий и обобщенностью;
  • официально-деловой – многим известен как язык законов. Этот стиль речи несет информативную и повелевающую функции. Тексты, написанные в официально-деловом стиле, как правило, стандартные и обезличенные, обладают сухостью выражений и точностью высказываний;
  • публицистический – главная функция этого стиля – воздействие на аудиторию. Отличается эмоциональной окраской, экспрессией и не обладает конкретным стандартом;
  • разговорная речь. Не совсем является разговорным стилем, однако в литературе её часто можно встретить в виде диалогов и монологов на повседневные темы;
  • художественный литературный язык. Стиль, обладающий самыми яркими средствами выразительности. Кроме стандартных форм, используемых в остальных стилях, эта разновидность невербального общения может включать в себя диалекты, жаргонизмы и просторечие.

 

 

Коммуникативные барьеры

Вербальная форма общения  является основной в деловых отношениях. Знание правил родного языка как  никогда важно при ведении  деловых встреч и переговоров. Однако здесь собеседников может поджидать  проблема в виде коммуникативных  барьеров:

  • Фонетический барьер. Может возникнуть из-за особенностей речи говорящего. Сюда относятся интонация, дикция, акцент. Чтобы избежать этого барьера, нужно говорить с собеседником громко и четко.
  • Логический барьер. Может возникнуть в том случае, если у собеседников разные типы мышления. Уровни интеллекта, например, могут привести к непониманию и возникновению этого барьера.
  • Смысловой барьер. Возникает между представителями разных стран и культур. Проблемой здесь является разная смысловая нагрузка одних и тех же слов.
  • Стилистический барьер. Возникает при нарушении построения сообщения. Чтобы избежать этого барьера, необходимо сначала привлечь внимание к своему сообщению, затем вызвать к нему интерес, перейти к основным положениям, обсудить вопросы и возражения, а затем дать собеседнику сделать выводы. Любое нарушение этой цепочки вызовет непонимание.

 

 

Особенности вербального  общения

Особенности вербального  общения заключаются не только в  общепринятых правилах написания и  речи. Осуществляя коммуникацию, стоит  помнить о дистанции, на которой  вы находитесь от собеседника. Психология вербального общения заключается  в четырех уровнях коммуникации:

  1. интуитивный - возникает, когда услышав издалека информацию, либо читая ее, человек вдруг осознает истинную причину новости или сказанного, это же касается и тонких намеков в процессе разговора;
  2. этический - сюда относятся: интонации в голосе, мимика, взгляд и жесты. Люди с хорошей интуицией без труда смогут прочитать такие сигналы;
  3. логический уровень - в котором происходит четкий обмен информацией, в текстовом или речевом виде;
  4. физический - сюда относятся разного рода прикосновения. Такой уровень возникает только при близкой дистанции между собеседниками, и люди умеющие читатьэмоции, дыхание и сердцебиение, находят в этом уровне массу дополнительной информации.

Вербальная сторона общения  позволяет нам определить социальный статус собеседника и уровень  его интеллекта. Наша речь способна оказывать влияние на других людей  и способствует карьерному росту. Бывает так, что на вас производит впечатление  внешность и манера поведения  человека, но как только он начинает говорить, все положительные впечатления  мгновенно рушатся. Помните, что  на месте этого человека в любой  момент можете оказаться вы. Поэтому, если хотите чтобы вас понимали и  принимали – говорите грамотно.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Владеть психологией общения  – значит владеть наукой о практическом использовании психологических  механизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми, что так важно людям  определенных профессий. Да и всем нам  необходимы коммуникативные навыки в нашей повседневной жизни.

На сегодняшний день разработано  множество методов по преодолению  барьеров, мешающих нормальному общению. Например «Т-группы» со специальным  психологическим тренингом (СПТ), куда входят групповые дискуссии, ролевые  игры, психогимнастика. Все это способствует нормальному установлению контактов между людьми, снимает определенные комплексы неполноценности и помогает  найти компромисс в конфликтной ситуации.

Надо еще не забыть, что  писал наш великий соотечественник  Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет  назад:

«...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части  лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей».

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.  Э. Цветков. Тайные  причины человеческой психики.  Санкт-Петербург. 1997 г.

2.  М.К. Тутушкина. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Санкт-Петербург. 1999 г.

3.  С.Ю. Головин. Словарь  практического психолога. Минск. 1997 г.

4.  Экспресс-справочник  для студентов по психологии. Ростов-на-Дону. 1999 г.

5.  Л.Д. Столяренко. Основы  психологии. Ростов-на-Дону. 1999г.

6.  Н.А. Козлов. Как относиться  к себе и людям. Москва. 1998 г.


Информация о работе Психология общения. Общение как обмен информации.Вербальная сторона общения