Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:16, контрольная работа
Формирование социального опыта, по мнению В.А. Ядова, может проходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности в разных социальных группах (в семье, в учебной группе, в творческом коллективе и др.). Воспитание, как утверждают исследователи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.), является ведущим и определяющим началом формирования социального опыта, основой социального познания. Цель работы: раскрыть психологические особенности процесса социального познания.
Введение …………………………………………………………………….3
Сущность социального познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....4
Социальное самопознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..6
Социальное познание как основа социальной адаптации
человека в современном обществе . . . . . . . . . . ……………………….9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..15
Список литературы . . . …………………………………………………….16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
Кафедра менеджмента
Контрольная работа
На тему: «Психология социального познания»
Выполнила: студентка гр. 49-82
Хасаншина И.Д.
Проверила: Каримова С. А.
Альметьевск 2011г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
человека в современном
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..15
Список литературы . . . …………………………………………………….16
Введение
Одним из основных источников развития социального познания человека является социальная среда – то окружение, которое, воздействуя на него, побуждает согласовывать свои действия, поведения, стиль общения с требованиями морали и культуры общества и данной социальной группы, в частности.
Изучением проблемы социального познания, формирования социального опыта человека на разных возрастных ступенях развития, занимались К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, Д.М. Гришин, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, О.А. Раковская, М.И. Шилова, В.А. Ядов и др.
Как отмечает Г.М. Андреева, воздействие социальной среды человек испытывает на протяжении всей жизни, начиная с самого раннего возраста. Особенно оно значимо в психологически сложные периоды жизни – периоды психологического кризиса – перестройки взаимоотношений с окружающими людьми, формирования ценностных представлений о себе и окружающем мире.
Формирование социального опыта, по мнению В.А. Ядова, может проходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности в разных социальных группах (в семье, в учебной группе, в творческом коллективе и др.).
Воспитание, как утверждают исследователи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.), является ведущим и определяющим началом формирования социального опыта, основой социального познания.
Цель работы: раскрыть психологические особенности процесса социального познания.
1. Сущность социального познания
Для человека социум является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные личностные черты. Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в социальном познании.
В.А. Ядов отмечает, что в процессе социального познания формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и др.
Известно, что социализация человека осуществляется широким набором методом и форм, специфических для того или иного возраста человека, места учебы, работы и т.д.
Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью.
В основе механизма социального познания лежит «социальная установка» - односторонняя психологическая связь человека с людьми, любыми одушевленными и неодушевленными объектами и явлениями окружающей его действительности. Социальная установка рассматривается как процесс переживания личностью значимости социального объекта .
Хотя в современной социальной психологии существуют различные определения социальной установки, чаще пользуются тем, которое было дано Д. Майерсом: социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом.
Свое влияние на поведение и деятельность установка проявляет как практический определитель вещей и явлений, на которые направлены жизненные интересы человека и которые нежелательны, неприятны для него. Соответственно, различают виды установок по их модальности:
- положительные («за» объект);
- отрицательные («против» объекта);
- нейтральные.
Основная функция установки - регуляция
социального поведения
Устойчивые и закрытые от влияния нового опыта формы существования установки - это стереотипы и предрассудки. В структуре стереотипа главную роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к любому объекту.
Стереотип обязан своим происхождением развитию сети массовой коммуникации, он формирует упрощенные и поверхностные представления о явлениях действительности. Благодаря ему легкость и быстрота выделения якобы существенных деталей в любом вопросе может при более детальной проверке оказаться всего лишь банальностью или художественным штампом.
Если объектом стереотипа выступает другой человек, то ведущими признаками часто оказываются его пол, национальность, профессия, а прочие различия неоправданно игнорируются. Наиболее характерной особенностью является деление людей на «своих» и «чужих», причем «свои» воспринимаются идеализированно, им приписываются отличия по положительным качествам, а «чужие» наделяются негативными оценками.
В когнитивном компоненте предрассудка содержатся искаженные, иррациональные, абсурдные знания об объекте, не соответствующие новому опыту, меняющейся действительности. Относительно неодушевленных объектов это, например, разного рода суеверия, а в социальной сфере — обоснования расовых, этнических, классово-экономических различий.
2. Социальное самопознание
«Я-концепция» — это сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта, познаваемого субъективным оценивающим сознанием.
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты, как отмечает Ш.А. Надирашвили, образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Он предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:
Успехи
самооценка = ----------------
притязания
В целом теория «Я-концепции» сводится к следующим положениям:
1. Поведение является продуктом восприятия индивида: это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.
2. Центральной, интегрирующей
3. «Я-концепция» — это одновременно и продукт восприятия, и совокупность представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.
5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
6. Потребность в положительном
отношении других людей
7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.
8. Существует одно главное
Дальнейшее развитие теории «Я-концепции»
шло в направлении унификации концептуально-
- реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
- социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди)
- идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть). (Рис. 1)
Рис. 1. Структура Я-концепции
Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
б) социальные реакции других людей на индивида (их субъективная интерпретация);
в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
- сравнение реального «Я» с идеальным «Я»;
- сравнение реального «Я» с социальным «Я».
Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу «Я-концепции». Есть много свидетельств тому, что «Я-концепция» индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, при психотерапии) и др.
3. Социальное познание как
В основе социального познания лежат три аспекта социального взаимодействия личности с окружающим миром:
- межличностное восприятие и понимание человека,
- формирование межличностных отношений,
- оказание психологического воздействия.
Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности (рис. 2).
Рис. 2. Структура межличностного взаимодействия
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния .
Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.
Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека (рис. 3). При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, руки и др. Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают осанку, позу и походку. Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее .
Рис. 3. Восприятие различных эмоций
Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению.
Процесс социального познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей.