Психология социального познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Формирование социального опыта, по мнению В.А. Ядова, может проходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности в разных социальных группах (в семье, в учебной группе, в творческом коллективе и др.). Воспитание, как утверждают исследователи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.), является ведущим и определяющим началом формирования социального опыта, основой социального познания. Цель работы: раскрыть психологические особенности процесса социального познания.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
Сущность социального познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....4
Социальное самопознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..6
Социальное познание как основа социальной адаптации
человека в современном обществе . . . . . . . . . . ……………………….9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..15
Список литературы . . . …………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление  о воспринимаемом влияет на последующее  формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).

В ходе межличностного познания субъект  учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком  относятся ситуации, время и место  общения. Сокращение времени при  восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

Основными механизмами социального взаимопонимания являются идентификация, эмпатия и рефлексия .

Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как oн воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом социального понимания является межличностная аттракция.

Аттракция (от англ. attract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией  и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия.

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.

Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.

Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.

В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Формы межличностного воздействия  могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные,      социально-психологические и др.).

Критерии эффективности социального взаимодействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.).

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта.

Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления. Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие.

Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации  и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия.

Г.М. Андреева приводит следующие примеры :

А.А. Леонтьев предлагал  в качестве классификации использовать социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации.

Другие примеры приведены  М. Аргайлом и Э, Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные  эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).

Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Каждая ситуация диктует  свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено.

Если стиль сформирован  на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически  перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован.

Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Таким образом, психологический  механизм социального познания как  саморегулирующей системы личности – достаточно сложен.

 

 

 

 

 

Заключение

Существуя в определенной социальной  материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющая система с огромным спектром различных качеств и свойств.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих  взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется  как осознание человеком существования  своего «Я» в мире и обществе себе подобных (в самосознании).

Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование.: В 2-х кн. Кн.2 / Пер. с англ., предисл. К. М.Гуревича. — М.: Педагогика, 2002 18 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 2008
  3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 2006 420с.
  4. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. В. Гаврилова и др. — СПб.: Питер, 2008 – 682 с.
  5. Надирашвили Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 2009 352 с.
  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. Исениной; Общ. ред. И. Е. Исенина. — М.: Прогресс, 2004 479 с.
  7. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 2005 295 с.

 




Информация о работе Психология социального познания