Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 11:43, реферат
Цель работы: изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие "творчество" и "творческое мышление";
Изучить творческое мышление как предмет психологического исследования;
Определить соотношение понятий творческого и прогностического мышления.
Современная психология описывает творческое мышление как такое, в котором «неизменными являются такие компоненты: осознание существования проблемы, формулирование аспектов для освещения проблемы, определение причины, начертание желаемой цели или решения и выбор путей достижения этой цели»35.
Творческое мышление, по Н. Ашаренковой, зависит от субъективных личностных качеств, к которым относятся: творческое воображение, которое является необходимым условием творчества (в исследованиях Н. Ашаренковой – профессионального); развитость интеллекта, стимулирующая человека размышлять, упорядочивать знания, искать и аргументировать собственное решения существующей (возможной) проблемы; открытость новому в познании (когнитивная открытость) как отношение к новой информации, опыту, легкость восприятия новых идей; кругозор (у Н. Ашаренковой – профессиональный), определяющий способность к саморефлексии знаний, деятельности, рационализации или предложению оригинальных идей и т.п. Американский исследователь J. Dacey определил девять личностных факторов, продуцирующих креативность, среди которых: гибкость (flexibility), рискантность (risk taking) и толерантность неоднозначности (tolerance of ambiguity). Его коллеги-соотечественники R. Woodman и L. Schoenfeldt дополнили этот перечень такими особенностями, как когнитивная комплекция, перцептивная открытость, практическая независимость, автономность и самоуважение (чувство собственного достоинства); а D. Treffinger продолжил, додав такие качества, как свободность (fluency), гибкость, любознательность (высокий уровень интереса) и чувство юмора.
Творческое мышление сквозь призму собственно мыслительных (процессуальных) особенностей описывал R. Brown, доказывая, что креативность основывается на дивергентном мышлении36.
Современные украинские исследователи, следуя идеям американских психологов Г. Линдсея, К.С. Халла и Р.Ф. Томпсона, рассматривают творческое мышление как альтернативу не репродуктивному (продуктивное-репродуктивное), а так называемому критическому: «Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения того или иного задания.
Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выделяет их недочеты и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое является преградой для критического и наоборот»37.
Изучая индивидуальные отличия в проявлениях интеллекта, московская исследовательница И. Токарева, развивая идеи Дж. Гилфорда, идентифицирует творческое мышление с дивергентным, в отличии от конвергентного38.
Творчество как бытие в континууме «гносеология-эпистемология» (создание знаний и созидание самого познавательного процесса) открывает новый контекст исследований творческого мышления не только психологией, но и логикой. Научно-творческое мышление В. Библер начинает «феноменологизировать» с Г. Гегеля и К. Маркса, которые подготовили «логический контекст для понимания творческого мышления»39.
Исследуя творческое мышление в педагогическом контексте, Н. Ашаренкова использует его характеристики как параметры и показатели продуктивности творческой деятельности в анализе учебных проектов (развивая проектную технологию – обучение по методу проектов): новизна (в выборе темы, постановке задач, в путях их решения и т.д.); нужность (для отдельного человека, заведения, отрасли в общем); возможность реализации (реальная и потенциальная); результативность (прогнозируемое изменение количественных и качественных показателей, имиджа и т.д.); экономичность (не предполагает дополнительных средств или предполагает значительное / незначительное финансирование) и т.п.
Украинская исследовательница М. Яцимирская анализирует интегральную картину творческого мышления и речи в психолингвистических понятиях и категориях40.
Таким образом, творческое мышление является предметом междисциплинарных исследований. Можем дифференцировать собственно психологический, а также логический, медицинский, педагогический, лингвистический, искусствоведческий, теологический подходы к изучению творческого мышления.
Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что проблема творческого мышления еще очень далека от разрешения, однако существует уже достаточно разработанный и обширный методический и теоретический базис для дальнейших исследований.
Таким образом, можно согласиться с многими исследователями в том, что творческое мышление – «универсальная познавательная способность» (по Дж. Гилфорду), которая включает процессы преобразования когнитивного опыта и создания нового. В акте творческого мышления можно выделить ведущие характеристики, последовательно выступающие на каждом этапе этого процесса:
Исходя из такого представления мы подбирали методики диагностики и методы развития творческого мышления.
Каждый этап этого процесса позволил определить основные критерии оценки творческого мышления.
В качестве критериев творческого мышления (креативного процесса) большинство авторов рассматривает:
1) творческий продукт;
2) личностные черты (качества ума).
Кроме того, выделяют показатели творческого мышления, определяемые по успешности выполнения тестов на креативность. Многие авторы не разделяют показатели и критерии.
К продуктам креативного процесса можно отнести технические инновации, новые идеи, новые стили в искусстве, новые парадигмы в науке и т.д. Оценка креативности продуктов художественного, литературного, научного творчества, как отмечают многие исследователи, может быть проведена только в контексте существующих в данной культуре, в данное время критериев.
В этом вопросе также важно, что считать креативным продуктом – результат лабораторных экспериментов по решению проблем, ответы на тесты креативности или реальные жизненные достижения, изучению которых многие авторы отдают предпочтение.
В.Н. Дружинин и Н.В. Хазратова предлагают собственный подход к оценке креативности. При небольшой отдаленности в «ассоциативном поле» сравнение со стимульным материалом оценивается как низкокреативное (1 балл), при наличии скрытых признаков ассоциация оценивается как креативная (2 балла), при отсутствии в ответе семантических связей с предметом ответ считается девиантным (0 баллов), что позволяет выделить воспроизводящие (стереотипные), оригинальные (творческие) и неосмысленные (девиантные) продукты.
Некоторые исследователи считают, что для оценки креативного продукта в области научных знаний необходимо брать креативное решение проблемы, сензитивность восприятия пробела ми в существующих знаниях, преодоление дисциплинарных границ, поскольку они трудны для категоризации, неожиданность в сочетании с соответствием поставленной задаче; продукт должен быть сложным, изначально не сформулированным и представлять собой синтез различных областей знаний.
Среди личностных качеств большинство исследователей в качестве критериев выделяют следующие:
1. Способность видения проблемы характеризуется способностью самостоятельно видеть и ставить проблемы.
2. Оригинальность мышления характеризуется способностью смотреть на предмет нестандартно, увидеть его в новом свете. Противоположной характеристикой для оригинальности является косность мышления, представляющая серьезный барьер в творческой деятельности.
3. Лёгкость ассоциирования
4. Воображение характеризуется способностью вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и создавать из них новые психологические образования. Воображение определяется как процесс преобразующего отражения действительности и считается (наряду с фантазией) важным средством творческого мышления.
5. Гибкость мышления характеризуются свободным переключением с одной умственной операции на другую (качественно новую), легкостью перестройки сложившихся схем мышления и систем действий. Антиконформизм мышления характеризуется неподчинением общепринятому мнению, т.к. наука вообще идет путем отрицания. Умение менять свое мнение, отрешаться от традиционных взглядов в наше время становится важнейшим условием продуктивной деятельности.
6. Легкость генерирования идей характеризуется способностью генерировать новые идеи.
Иногда это качество называют «беглостью» и расшифровывают как «способность генерировать много идей в ответ на один стимул» (С. Парне).
7. Способность к переносу
8. Готовность памяти предполагает овладение достаточно большим объемом хорошо систематизированных знаний. В связи с этим одним из качеств творческой личности считается «готовность памяти» или «упорядоченность мышления». Иногда говорят об «объеме памяти», однако думается, что речь должна идти не об объеме как количественной характеристике, а о качественных параметрах, таких как системность, динамичность, уровень обобщенности знаний.
9. Диалектичность мышления
10. Критичность мышления
11. Реже в исследованиях в качестве критериев творческого мышления упоминают «способности к свертыванию операций» («свертывание рассуждений»), «способность к доведению до конца» («способность развить идею»), «способность к обобщению». Понятие содержательного обобщения тесно связано с абстрагированием как отбрасыванием несущественного. Довольно часто успех деятельности зависит от правильного выбора того, что является наиболее важным, и добровольного игнорирования второстепенных обстоятельств. Умение пренебречь несущественными фактами как фактор творчества фиксируется и в работах зарубежных исследователей.
Своими исследованиями Е. Торранс добавил такие критерии, как: юмор, фантазия, цвет и движение, литературное и метафорическое чувство, которые, возможно, точнее характеризуют творческое мышление, чем все прочие41.
В качестве показателей творческого мышления чаще всего выделяют: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных), любознательность (чувствительность, «сензитивность» к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула).
Мыслительная деятельность, любой мыслительный акт осуществляются в деятельности и неразрывно связаны с ней. Поэтому развитие творческого мышления особенно важно в видах деятельности с ярко выраженной творческой направленностью, в частности в изобразительной, художественной, декоративно-прикладной.
Цель и результат деятельности художника – художественный образ, заключающий в себе творческое отношение к реальной жизни. Художественный образ – всеобщее понятие искусствознания, характерный для искусства способ преобразования различных явлений, а также результат подобного преобразования, воплощенный в произведении.
В художественно-творческой деятельности происходит отображение действительности на основе ее домысливания. Художественный образ – это специфическая «форма мышления в искусстве» Мышление, следовательно, играет одну из главных ролей в процессе создания художественного образа, а творчество в искусстве обеспечивается, наряду с другими механизмами, наличием художественного мышления.
В исследованиях художественного творчества наряду с термином «художественное мышление» (В. С. Кузин, В. Л. Илющенко) активно употребляются дефиниции «образное мышление» (Н. Л. Лейзеров, Л. Г. Медведев, В. Е. Нестеренко, И. С. Якиманская) и «художественно-образное мышление» (И. П. Антонец, А. А. Голуб, А. А. Дмитриева, Б. Г. Кубланов, В. С. Тюхтин).
Результатом художественно-творческой деятельности является несущий определенные эмоции художественный образ, зримый образ, поэтому считается, что в основе художественной деятельности лежит образное мышление.
Отражение существенных сторон действительности через конкретные образы находит свое высшее проявление в процессах художественного творчества, но вместе с тем имеет большое значение и в процессе научного творчества, а также в составе различных других видов деятельности. Поэтому понятие «образное мышление» значительно шире понятия «художественное мышление». При этом мышление художественное – всегда образное, но образное – не всегда художественное. Художественное мышление присуще человеку, так или иначе соприкасающемуся с искусством. Таким образом, художественное мышление является образным и творческим.
Информация о работе Психология творчества и творческого мышления