Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 11:43, реферат
Цель работы: изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие "творчество" и "творческое мышление";
Изучить творческое мышление как предмет психологического исследования;
Определить соотношение понятий творческого и прогностического мышления.
Мышление художника определяется как специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию художественных произведений, как форма мыслительного процесса, обусловленная специфическим чувственно-образным характером природы изобразительного искусства. Творческое мышление художников-педагогов, являясь познавательным высшим процессом, характеризует свойство психики творчески отражать объективную реальность в художественно окрашенных представлениях, суждениях и понятиях. Такое мышление связано с наличием проблемной ситуации и порождает результат, которого до того момента не было ни в самой реальности, ни у самого субъекта.
Современная психология творческого мышления характеризуется существенной разобщенностью понятий в том, что касается соотношения творческого мышления с другими видами и формами мышления. Оно то практически отождествляется с дивергентным, продуктивным, латеральным, нешаблонным мышлением, то ведется поиск его специфических свойств с целью разделить все названные понятия.
Закономерно предполагать, что наиболее сложные, комплексные формы мышления (дивергентное, системное и т. п.) является структурными компонентами творческого мышления. Именно эта идея положена в основу интегральной концепции творческого мышления, разрабатываемой в настоящее время.
Вопрос о соотношении прогностического и творческого мышления, на наш взгляд, является особенно важным и интересным: прогностическое мышление как нельзя лучше реализует свойства творческого, ведь проникновение в будущее предполагает его творческое преобразование, а творческое мышление наиболее явно проявляется в способности преломлять прошлое и настоящее в футурологическом аспекте.
А. В. Брушлинский указывает на то, что в прогностическом мышлении выражаются все наиболее сложные свойства мышления42:
1) противоречивое и одновременно взаимодополняющее соотношение конкретного и абстрактного (через перевод информации из одного состояния в другое становится возможным прогнозирование развития объекта);
2) недизъюнктивность, т. е. не разделение объекта мышления на части, а его видение через синтез;
3) единство процессуальных и деятельностных характеристик мышления в его субъекте (только личность делает мышление процессом за счет его интрапсихического протекания как деятельности);
4) функционирование на основе обратной связи;
5) функционирование на основе операционных схем, реализующих анализ через синтез.
А. В. Брушлинский указывает на то, что новый продукт мышления всегда является лишь относительно новым, поскольку воспринимается субъектом таковым в отношении к начальным стадиям мыслительного процесса. Следовательно, сущность высших форм мышления, в том числе и прогностического, состоит не в создании собственно новых продуктов, а в создании субъективно новых результатов. А. В. Брушлинский указывает и на связь прогностического мышления с недизъюнктивностью психического развития, и эта недизъюнктивность становится возможна лишь благодаря развитию прогнозирования.
Кроме того, понимая прогностическое мышление как составляющую творческого мышления, мы можем также понимать его и как индикатор развития этого творческого мышления в целом на основе следующих признаков:
1) степень использования явных и неявных подсказок, которые содержат в себе принцип решения задачи,
2) немгновенные и мгновенные
инсайты, которые обозначают
3) степень уверенности в правильности своего решения,
4) степень уверенности в
5) взаимопревращения промежуточны
Таким образом, в контексте интегральной концепции творческого мышления прогностическое мышление понимается как его составляющая, одно из его проявлений.
Включение прогностического мышления в творческое позволяет, во-первых, подтвердить тезис об интегральной природе последнего; во-вторых, обнаружить новые механизмы и свойства творческого мышления, в частности его недизъюнктивность, его диалектическую природу, его процессуально-деятельностный и процессуально-личностный характер, его опору на операционные схемы по типу «анализ через синтез»; в-третьих, обозначить интрапсихическую новизну психических новообразований как главный его критерий (в противоположность внешней продуктивности).
В завершение хочется отметить, что креативность, способность к творчеству, несомненно, связана со способностью человека нестандартно мыслить, с внутренней мотивацией, но это не значит, что творчество – особый дар избранных. К условиям, стимулирующим развитие творческого мышления, также относятся:
В качестве препятствий творческого мышления, часто неосознанных, выступают:
Проблема развития творчества, естественно, связана с педагогическими технологиями, основанными на тех или иных формах и методах обучения. Проблемное обучение с общедидактическими методами (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский) приобретает краеугольное значение.
Исходя из классических и современных теоретических представлений о мышлении в целом, правомерно понимать творческое мышление как высшую стадию развития мышления, как его наиболее развернутую форму. Именно такой системный подход должен лечь в основу интеграции психологических теорий творческого мышления и может служить прочной базой при изучении его внутренней структуры и при проектировании практической работы с ним.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что творчество как предмет научного познания обладает своеобразной спецификой: его не только сложно изучать, но трудно даже охарактеризовать.
Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество».
Отечественные психологи связывают творчество с «порождением психических новообразований»: обобщенных знаний – по В.В. Давыдову; целей и смыслов – по А.Н. Леонтьеву, О.К. Тихомирову; способов действий – по Я.А. Пономареву; познавательных мотиваций – по А.М. Матюшину; перцептивных образов – по В.П. Зинченко».
Анализ многочисленных работ, посвященных проблеме творческого мышления, показал, что вопрос о его природе и механизмах является очень спорным и неоднозначным. Более того, наблюдаются рассогласования в использовании разнообразных дефиниций, обозначающих феномены, имеющие отношение к процессу творчества. В литературе, посвященной этому вопросу, часто как синонимы используются понятия «творчество», «творческие способности», «творческое мышление», «креативность».
Творчество трактуется и как «способность», и как «процесс», и как «продукт».
Творческое мышление (креативный процесс) является специфическим для разных областей знании, но обладает общими характеристиками (критериями); имеет временные рамки и определенные этапы; значительна роль бессознательного в этом процессе, а одним из ключевых моментов его является инсайт; творческое мышление – это свойство личности, активизирующей интеллектуальные возможности на решение творческих задач, имеющее свои характеристики, которые могут поэтапно проявляться в творческом мышлении.
Творчество понимается как духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых культурных социально-значимых ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Креативность как способность к творчеству рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Творческое мышление мы рассматриваем как компонент в структуре креативных способностей, представляющий собой процесс создания объективно и субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идей.
Мыслительная деятельность, любой мыслительный акт осуществляются в деятельности и неразрывно связаны с ней. Поэтому развитие творческого мышления особенно важно в видах деятельности с ярко выраженной творческой направленностью, в частности в изобразительной, художественной, декоративно-прикладной.
1 Лосев А.Ф. История античной эстетики Аристотель и поздняя классика. // История античной эстетики. Т. IV. – М.: Искусство, 1975
2 Яковлев А.Я. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. – 2003. – №6. – С. 142–154
3 Философия для аспирантов / Под ред. И.И. Кального. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. – с. 90
4 Там же, с. 98
5 Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 375–414
6 Философия для аспирантов / Под ред.И.И. Кального. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. – с. 197
7 Ницше. Введение в понимание его философствования / Под ред. А.А. Ермаковой. – СПб.:Фонд Университет «Владимир Даль», 2004. – С. 25
8 Сумерки Богов / Общ ред. А.С. Яковлева. – М.: Изд-во полит. лит., 1989. – с. 289
9 Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. – М.: Наука, 1978
10 Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С. 164–168
11 Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006. – С. 253–262
12 Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. – 1988. – №3. – С. 70–75
13 Сластенин В.А., Веретенникова Л.К. Формирование творческого потенциала школьников. Учебное пособие. – М.: Магистр, 1999. – с. 27
14 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. – с. 49
15 Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2
16 Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2
17 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2012
18 Гилфорд Дж. Природа умственного развития. – М.: Прогресс, 1967
19 Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. – 1965
20 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов, 1983
21 Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2
22 Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2
23 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2012
24 Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М.: Политиздат, 1967
25 Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М.: Политиздат, 1967
26 Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960
27 Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960
28
Ашаренкова Н. Творче мислення: його особливості
і засоби розвитку (на прикладі підвищення
кваліфікації спеціалістів) [Електронний
ресурс] / Н.Г. Ашаренкова. – Режим доступу:
www.newacropolis.org.ua/ua/
conference/?thesis=4152
29
Максимов В. Гилфорд [Электронный ресурс]
/ В.В. Максимов. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.
Информация о работе Психология творчества и творческого мышления