Психология творчества и творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 11:43, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие "творчество" и "творческое мышление";
Изучить творческое мышление как предмет психологического исследования;
Определить соотношение понятий творческого и прогностического мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

100270f Психология творческого мышления.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Мышление художника определяется как специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию художественных произведений, как форма мыслительного процесса, обусловленная специфическим чувственно-образным характером природы изобразительного искусства. Творческое мышление художников-педагогов, являясь познавательным высшим процессом, характеризует свойство психики творчески отражать объективную реальность в художественно окрашенных представлениях, суждениях и понятиях. Такое мышление связано с наличием проблемной ситуации и порождает результат, которого до того момента не было ни в самой реальности, ни у самого субъекта.

 

2.3. Творческое и прогностическое  мышление: к проблеме соотношения понятий

 

Современная психология творческого мышления характеризуется существенной разобщенностью понятий в том, что касается соотношения творческого мышления с другими видами и формами мышления. Оно то практически отождествляется с дивергентным, продуктивным, латеральным, нешаблонным мышлением, то ведется поиск его специфических свойств с целью разделить все названные понятия.

Закономерно предполагать, что наиболее сложные, комплексные формы мышления (дивергентное, системное и т. п.) является структурными компонентами творческого мышления. Именно эта идея положена в основу интегральной концепции творческого мышления, разрабатываемой в настоящее время.

Вопрос о соотношении прогностического и творческого мышления, на наш взгляд, является особенно важным и интересным: прогностическое мышление как нельзя лучше реализует свойства творческого, ведь проникновение в будущее предполагает его творческое преобразование, а творческое мышление наиболее явно проявляется в способности преломлять прошлое и настоящее в футурологическом аспекте.

А. В. Брушлинский указывает на то, что в прогностическом мышлении выражаются все наиболее сложные свойства мышления42:

1) противоречивое и одновременно  взаимодополняющее соотношение конкретного и абстрактного (через перевод информации из одного состояния в другое становится возможным прогнозирование развития объекта);

2) недизъюнктивность, т. е. не разделение объекта мышления на части, а его видение через синтез;

3) единство процессуальных и  деятельностных характеристик мышления в его субъекте (только личность делает мышление процессом за счет его интрапсихического протекания как деятельности);

4) функционирование на основе обратной связи;

5) функционирование на основе  операционных схем, реализующих  анализ через синтез.

А. В. Брушлинский указывает на то, что новый продукт мышления всегда является лишь относительно новым, поскольку воспринимается субъектом таковым в отношении к начальным стадиям мыслительного процесса. Следовательно, сущность высших форм мышления, в том числе и прогностического, состоит не в создании собственно новых продуктов, а в создании субъективно новых результатов. А. В. Брушлинский указывает и на связь прогностического мышления с недизъюнктивностью психического развития, и эта недизъюнктивность становится возможна лишь благодаря развитию прогнозирования.

Кроме того, понимая прогностическое мышление как составляющую творческого мышления, мы можем также понимать его и как индикатор развития этого творческого мышления в целом на основе следующих признаков:

1) степень использования явных и неявных подсказок, которые содержат в себе принцип решения задачи,

2) немгновенные и мгновенные  инсайты, которые обозначают определенный  уровень опережающего отражения,

3) степень уверенности в правильности своего решения,

4) степень уверенности в правильности  изначальной формулировки проблемы (критическое отношение к проблеме  обычно означает ее неприятие  и то, что мышление еще не  «потекло»),

5) взаимопревращения промежуточных и конечных вариантов решения задачи

Таким образом, в контексте интегральной концепции творческого мышления прогностическое мышление понимается как его составляющая, одно из его проявлений.

Включение прогностического мышления в творческое позволяет, во-первых, подтвердить тезис об интегральной природе последнего; во-вторых, обнаружить новые механизмы и свойства творческого мышления, в частности его недизъюнктивность, его диалектическую природу, его процессуально-деятельностный и процессуально-личностный характер, его опору на операционные схемы по типу «анализ через синтез»; в-третьих, обозначить интрапсихическую новизну психических новообразований как главный его критерий (в противоположность внешней продуктивности).

В завершение хочется отметить, что креативность, способность к творчеству, несомненно, связана со способностью человека нестандартно мыслить, с внутренней мотивацией, но это не значит, что творчество – особый дар избранных. К условиям, стимулирующим развитие творческого мышления, также относятся:

    • ситуации незавершенности, или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
    • разрешение и поощрение множества вопросов;
    • стимулирование ответственности и независимости;
    • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.

В качестве препятствий творческого мышления, часто неосознанных, выступают:

    • конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться, внутренняя цензура – человек отбраковывает все, что может оказаться непринятым другими людьми);
    • ригидность (стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами, жесткие стереотипы в мышлении и поведении);
    • излишне высокая мотивация (стремление найти ответ немедленно также часто заставляет человека использовать первое пришедшее в голову решение, которое, как правило, не является новаторским. Поэтому лучшие решения приходят на отдыхе).

Проблема развития творчества, естественно, связана с педагогическими технологиями, основанными на тех или иных формах и методах обучения. Проблемное обучение с общедидактическими методами (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский) приобретает краеугольное значение.

 

 

Заключение

 

Исходя из классических и современных теоретических представлений о мышлении в целом, правомерно понимать творческое мышление как высшую стадию развития мышления, как его наиболее развернутую форму. Именно такой системный подход должен лечь в основу интеграции психологических теорий творческого мышления и может служить прочной базой при изучении его внутренней структуры и при проектировании практической работы с ним.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что творчество как предмет научного познания обладает своеобразной спецификой: его не только сложно изучать, но трудно даже охарактеризовать.

Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество».

Отечественные психологи связывают творчество с «порождением психических новообразований»: обобщенных знаний – по В.В. Давыдову; целей и смыслов – по А.Н. Леонтьеву, О.К. Тихомирову; способов действий – по Я.А. Пономареву; познавательных мотиваций – по А.М. Матюшину; перцептивных образов – по В.П. Зинченко».

Анализ многочисленных работ, посвященных проблеме творческого мышления, показал, что вопрос о его природе и механизмах является очень спорным и неоднозначным. Более того, наблюдаются рассогласования в использовании разнообразных дефиниций, обозначающих феномены, имеющие отношение к процессу творчества. В литературе, посвященной этому вопросу, часто как синонимы используются понятия «творчество», «творческие способности», «творческое мышление», «креативность».

Творчество трактуется и как «способность», и как «процесс», и как «продукт».

Творческое мышление (креативный процесс) является специфическим для разных областей знании, но обладает общими характеристиками (критериями); имеет временные рамки и определенные этапы; значительна роль бессознательного в этом процессе, а одним из ключевых моментов его является инсайт; творческое мышление – это свойство личности, активизирующей интеллектуальные возможности на решение творческих задач, имеющее свои характеристики, которые могут поэтапно проявляться в творческом мышлении.

Творчество понимается как духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых культурных социально-значимых ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Креативность как способность к творчеству рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Творческое мышление мы рассматриваем как компонент в структуре креативных способностей, представляющий собой процесс создания объективно и субъективно нового, в основе которого лежит использование нестандартных способов деятельности и способность к созданию оригинальных идей.

Мыслительная деятельность, любой мыслительный акт осуществляются в деятельности и неразрывно связаны с ней. Поэтому развитие творческого мышления особенно важно в видах деятельности с ярко выраженной творческой направленностью, в частности в изобразительной, художественной, декоративно-прикладной.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.
    2. Ашаренкова Н. Творче мислення: його особливості і засоби розвитку (на прикладі підвищення кваліфікації спеціалістів) [Електронний ресурс] / Н.Г. Ашаренкова. – Режим доступу: www.newacropolis.org.ua/ua/study/conference/?thesis=4152
    3. Библер В. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы [Электронный рессурс] / В. Библер. - Режим доступа: www.me-todolog.ru/00227/00227.html.
    4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов, 1983
    5. Брунер Дж. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psyworld.in-fo/online-testy/oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-brunera
    6. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. – М. : Мысль, 2009
    7. Гилфорд Дж. Природа умственного развития. – М.: Прогресс, 1967
    8. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006. – С. 253–262
    9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2012
    10. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. – М.: Наука, 1978
    11. Карамишева Н.В. Лопка. ГПзнання. Евристика: Поабник для студента та астранттв. - Льв1в: Астроляб1я, 2002.
    12. Лосев А.Ф. История античной эстетики Аристотель и поздняя классика. // История античной эстетики. Т. IV. – М.: Искусство, 1975
    13. Максимов В. Гилфорд [Электронный ресурс] / В.В. Максимов. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/159833/%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B4
    14. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. – 1988. – №3. – С. 70–75
    15. Ницше. Введение в понимание его философствования / Под ред. А.А. Ермаковой. – СПб.:Фонд Университет «Владимир Даль», 2004
    16. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960
    17. Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М.: Политиздат, 1967
    18. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С. 164–168
    19. Сластенин В.А., Веретенникова Л.К. Формирование творческого потенциала школьников. Учебное пособие. – М.: Магистр, 1999.
    20. Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2
    21. Сумерки Богов / Общ ред. А.С. Яковлева. – М.: Изд-во полит. лит., 1989.
    22. Токарева И.Н. Изучение индивидуальных различий в проявлении интеллекта [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. - 2010. - N 3
    23. Философия для аспирантов / Под ред. И.И. Кального. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
    24. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 375–414
    25. Яковлев А.Я. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. – 2003. – №6. – С. 142–154
    26. Яцимрська М. Творче мислення у психолшгвкстичних поняттях i кате-гор1ях [Електронний ресурс] / М. Яцимрська. - Режим доступу: www.fran-ko.lviv.ua/faculty/jur/movazmi/body/visnyk23/Statti_Yatsymirs'ka.htm
    27. Allber R.S. (1990). Identity, experiences and career choice among the exceptionally gifted and talented. In M.A. Runco and R.S. Albert (eds), Theories of Creativity. Newbury Park, CA: Sage
    28. Brown R.T. (1989). Creativity: What are we to measure? In J.A. Glover, R.R Ronning and C.R. Reynolds (eds), Handbook of creativity. New York: Plenum
    29. Feldhusen J.F. (1993). A conception of creative thinking and creativity training. In S.G. Isaksen, M.C. Murdoch, R.L.Firestien and D.J. Treffinger (eds), Nurturing and Development Creativity: The emergence of a discipline. Nord-wood, NJ: Ablex
    30. Feldhusen J.F. and Goh, B.E. (1995). Assessing and accessing creativity: An integrative review of theory, research and development. Creativity Research Journal, 8, 3, 231-247
    31. Torrance E.P. (1995) Creativity research in education: Still alive. In I.A. Taylor and J.W. Getzels (eds), Perspectives in Creativity. Chicago: Aldine
    32. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. – 1965
    33. Vernon P.E. (1989). The nature-nurture problem in creativity. In J.A. Glover, R.R Ronning and C.R. Reynolds (eds), Handbook of creativity. New York: Plenum

1 Лосев А.Ф. История античной эстетики Аристотель и поздняя классика. // История античной эстетики. Т. IV. – М.: Искусство, 1975

2 Яковлев А.Я. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. – 2003. – №6. – С. 142–154

3 Философия для аспирантов / Под ред. И.И. Кального. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. – с. 90

4 Там же, с. 98

5 Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – С. 375–414

6 Философия для аспирантов / Под ред.И.И. Кального. – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. – с. 197

7 Ницше. Введение в понимание его философствования / Под ред. А.А. Ермаковой. – СПб.:Фонд Университет «Владимир Даль», 2004. – С. 25

8 Сумерки Богов / Общ ред. А.С. Яковлева. – М.: Изд-во полит. лит., 1989. – с. 289

9 Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. – М.: Наука, 1978

10 Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С. 164–168

11 Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006. – С. 253–262

12 Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. – 1988. – №3. – С. 70–75

13 Сластенин В.А., Веретенникова Л.К. Формирование творческого потенциала школьников. Учебное пособие. – М.: Магистр, 1999. – с. 27

14 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. – с. 49

15 Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2

16 Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2

17 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2012

18 Гилфорд Дж. Природа умственного развития. – М.: Прогресс, 1967

19 Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. – 1965

20 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов, 1983

21 Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2

22 Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – №2

23 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Питер», 2012

24 Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М.: Политиздат, 1967

25 Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М.: Политиздат, 1967

26 Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960

27 Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: АПН РСФСР, 1960

28 Ашаренкова Н. Творче мислення: його особливості і засоби розвитку (на прикладі підвищення кваліфікації спеціалістів) [Електронний ресурс] / Н.Г. Ашаренкова. – Режим доступу: www.newacropolis.org.ua/ua/study/

conference/?thesis=4152

29 Максимов В. Гилфорд [Электронный ресурс] / В.В. Максимов. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/159833/%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B4

Информация о работе Психология творчества и творческого мышления