Психология умственно отсталого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Задача психологии умственной отсталости – определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обуславливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться. Психология умственной отсталости непосредственно связанна с решением проблемы дифференциальной диагностики, а также с вопросами коррекционно – направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружающую среду.

Содержание

Введение………………..………………………………………………………..3
Понятие и причины умственной отсталости ………………………………….4
Классификация умственной отсталости…..…….…………………………….9
Особенности развития познавательной сферы.…..………………………….12
Особенности развития личности и
эмоционально-волевой сферы..………………….……………………………14
Особенности деятельности.……………………….…………………………18
Заключение.....................................................................................................….30
Литература......................................................................................................….

Вложенные файлы: 1 файл

Психология умственно отсталого ребенка.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Дети-олигофрены характеризуются  стойкими нарушениями всей психической  деятельности, отчетливо обнаруживающимися  в снижении активности познавательных процессов, особенно — словесно-логического  мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким  образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям  более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности развития познавательной сферы 

 

Умственная отсталость влечет за собой  неравномерное изменение у ребенка  различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные  исследования дают материалы, позволяющие  говорить о том, что одни психические  процессы оказываются у него несформированными  более резко, другие — остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между  детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.

Структура психики умственно отсталого  ребенка чрезвычайно сложна. Первичный  дефект приводит к возникновению  многих других вторичных и третичных  отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка  с общим психическим недоразвитием  отчетливо обнаруживаются в самых  различных его проявлениях. Дефекты  познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям  присуши и некоторые положительные  возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.

Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими  отклонениями от нормы. Тем не менее  оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения  в психическую деятельность детей.

Развитие умственно отсталого  ребенка определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга  у умственно отсталых детей. Многие ученые (С.С.Корсаков, Г.Е.Сухарева, М.Г. Блюмина, С.Я.Рубинштейн и др.), занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес  к окружающему миру, вялость и  отсутствие инициативы. Так, Г. Е. Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для  здорового ребенка неудержимое  стремление познать окружающий мир». У умственно отсталых детей на уровне нервных процессов имеет  место слабость замыкательной функции  коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному  окружению. Возбудимые дети хватают  все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит  не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку  предмет сам по себе им не нужен. Заторможенные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них  находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут  себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут  в руки ярко окрашенные или новые  для них предметы, некоторое время  смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно. Единственное, что , они делают, —  пытаются засунуть предмет в рот  или стучат им по столу или полу. Эти стереотипные действия не проявление любознательности, а плохая привычка. Нередко дошкольники безжалостно  и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая  деятельность не представляет собой  попытку практического анализа  предмета, осуществление желания  выяснить присущие ему качества и  свойства.

Особенности развития личности и эмоционально – волевой сферы

 

Личность — это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение  к окружающей среде и имеющий  свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она  включена социально необходимым  образом. Другими словами личность формируется и проявляется в  процессе непосредственного общения  внутри сменяющихся в ходе индивидуального  развития ребенка микросоциальных  групп и коллективов.

Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим  линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии  индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

Уровень развития личности, степень  ее зрелости определяется гармоничностью и возрастной нормативностью сочетания  данных линий в процессе индивидуального  развития человека.

Этапы развития личности — это  этапы постепенного включения ребенка  в многообразные социальные отношения  с одновременным формированием  целостной и иерархизированной  структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

Условием нормального врастания  ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития — естественного (биологического) и социального (культурного). По выражению Л.С.Выготского, «оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка».

Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены  как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л. С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Говоря об отклонениях в становлении  личностного уровня регуляции поведения  и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых  психических процессов, включая  личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической  адаптации ребенка, оптимальной  форме его функционирования.

Все аспекты личностной сферы формируются  у умственно отсталых дошкольников также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно  резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры  дефекта, т.е. от принадлежности ребенка  к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни  и наличием специального педагогического  воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия  способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию  правильного бытового поведения, закреплению  необходимых для жизни в семье  или в детском учреждении навыков  и привычек, а также позволяют  детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Первое в России исследование личности умственно отсталых детей (так называемого феномена «психического насыщения») было осуществлено в 1930-е гг. И.М.Соловьевым, результаты его нашли отражение в сборнике «Умственно отсталый ребенок».

В 1936 г. Л. В. Занков опубликовал результаты психологического анализа личности умственно отсталых детей, страдающих разной глубиной дефекта. На фоне широко представленных клинических данных показано, что при наличии интеллектуальной недостаточности влияние эмоций в одних условиях содействует  компенсации дефекта, а в других, когда «проявления эмоций не могут  быть пропущены через фильтр обобщений, возникает лжеобщение, лжекомпенсация...»

В данной работе описывается, как удалось  сделать общение с окружающими  более адекватным, нейтрализовать импульсивные проявления радости, злобы, обиды у 11-летнего ребенка с умственной отсталостью в степени имбецильности  через воспитание привычных стереотипов  и склонность к повышенному, часто  бессмысленному говорению. Резкие проявления негативизма по незначительным поводам  у умственно отсталого ребенка  с легкой степенью психического недоразвития были преодолены за счет стимулирования развития рефлексии.

Дошкольники старших групп детского сада с удовольствием слушают  выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное  отношение к их обидчикам. В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания  другого человека.

Тем более дети проявляют отчетливо  выраженное эмоциональное отношение  к своим родным и близким. Они  любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых  начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано  с появлением речи, которая позволяет  ребенку понять необходимость того или иного способа действия.

Побудителями поведения ребенка  и одним из значимых критериев  социальной активности личности являются его интересы. Мотивационно-потребностная  сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны, недифференцированны и неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную  черту умственно отсталого ребенка  отсутствие у него интереса к познанию. Его импульсивные реакции, конечно, не могут быть оценены как интерес  к тому или иному объекту.

Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность  и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто  не соответствуют создавшейся обстановке.

Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса все, что попадается им на глаза, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно  смотрят по сторонам, прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.

 

Особенности деятельности

 

Деятельность — это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает  как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность и удовлетворяющий  свои потребности. При всем многообразии видов деятельности в каждом из них  можно выделить основные структурные  единицы: мотивы — все то, что  побуждает человека к поступкам  и различным видам деятельности, что направляет их, то, ради чего эта  деятельность осуществляется; цели, прогнозируемые результаты, на достижение которых  направлена деятельность; средства, которые  включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа, с помощью различных  психических процессов и являющиеся фактически показателем уровня развития последних. Общее психическое недоразвитие при умственной отсталости обусловливает  качественное своеобразие целей, мотивов  и средств деятельности. Школьники, особенно младших лет обучения, не всегда могут подчинить свои действия поставленной перед ними цели. Выполняя относительно сложное задание, они, как правило, не осмысливают его  полностью, не намечают общего плана  реализации. Дети начинают действовать, не учитывая всех содержащихся в инструкции условий и требований. Предложенная им задача оказывается подмененной  другой, обычно сходной, но упрощенной.

Наблюдаются нарушения целенаправленности деятельности, проявляющиеся в неправильной ориентировке в задании, в ошибочном  и фрагментарном его выполнении, в неадекватном отношении к возникающим  трудностям, в некритичности к  получаемым результатам: ученики приступают к выполнению задания без должной  предварительной ориентировки в  нем, без его анализа, без активной мыслительной работы над планом и  выбором средств достижения намеченной цели. В ходе деятельности способы  действия ученика не изменяются даже в тех случаях, когда они оказываются явно ошибочными, не приводящими к нужному результату. Кроме того, дети склонны переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение новой задачи.

Встречаясь с трудностями, школьники  «соскальзывают» с правильных действий на ошибочные («соскальзывание» в данном контексте обозначает такое явление, когда ребенок как бы не удерживается в русле сложного для него задания  и заменяет его более простым, тем самым непроизвольно облегчая свою умственную деятельность). Ученики  недостаточно критичны к результатам  своей деятельности.

Выполняя задание, дети обычно руководствуются  близкими мотивами, направленными на осуществление отдельных операций и действий, а не задачей в целом, что не способствует достижению далеких  целей. То обстоятельство, что работа будет оценена (получит оценку), не всегда влияет на деятельность учащихся.

Деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение. Наряду со многими фактами, свидетельствующими о кратковременности мотивов  их деятельности, встречаются отдельные  примеры того, что аффективно окрашенные, хотя и неосознанные мотивы деятельности могут сохраняться и реализоваться  детьми в течение довольно длительного  срока. Успешность воспитания и обучения ребенка в значительной мере обеспечивается созданием устойчивой мотивации, которая  адекватна поставленной задаче.

У учащихся старших классов мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью.

Специфическим для умственно отсталых детей является снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работоспособности, которая  представляет собой наиболее сложный  вид человеческой деятельности. Умственная работоспособность измеряется количеством  и качеством работы, выполненной за определенный отрезок времени. Ее основными показателями являются темп (длительность латентных периодов ответов или скорость реагирования) и качество работы (количество допущенных ошибок) за единицу времени.

Информация о работе Психология умственно отсталого ребенка