Психология умственно отсталого ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Задача психологии умственной отсталости – определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обуславливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться. Психология умственной отсталости непосредственно связанна с решением проблемы дифференциальной диагностики, а также с вопросами коррекционно – направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружающую среду.

Содержание

Введение………………..………………………………………………………..3
Понятие и причины умственной отсталости ………………………………….4
Классификация умственной отсталости…..…….…………………………….9
Особенности развития познавательной сферы.…..………………………….12
Особенности развития личности и
эмоционально-волевой сферы..………………….……………………………14
Особенности деятельности.……………………….…………………………18
Заключение.....................................................................................................….30
Литература......................................................................................................….

Вложенные файлы: 1 файл

Психология умственно отсталого ребенка.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Продвижение умственно отсталых детей  происходит неравномерно. Активность познавательной деятельности сменяется  периодами, в течение которых  как бы подготавливаются возможности, необходимые для последующего положительного сдвига. Наибольшие успехи можно заметить в первые два школьных года, на четвертом-пятом  году обучения и в последних классах.

Психическую деятельность ребенка (умственно  отсталого) можно в известной  мере скорригировать. Его мозг пластичен, что является основой развития. Отечественные  психологи утверждают необходимость  коррекции дефекта в раннем возрасте, при опоре на сохранные возможности  ребенка, при особом внимании к становлению  его высших психических функций. Воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей  даже более значимы, чем для нормально  развивающихся.

Первоначально мотивация достижения у учащихся начальной школы крайне примитивна: ребенок хочет сделать  работу лучше и раньше, чем его  товарищи. Постепенно мотивация усложняется.

Дети начинают руководствоваться  побуждениями, в основе которых лежит  понимание полезности работы и ее общественной значимости. Если ведущим  мотивом для ученика является стремление достичь в выполняемой  работе лучших результатов, то преодолеваются многие недостатки его деятельности, такие, как тенденция к «соскальзыванию», т.е. изменению поставленной цели. Отдельные  действия начинают в большей мере, чем это бывает обычно, соотноситься с требованиями задачи. Более эффективной  становится помощь, оказываемая взрослым, поскольку у детей появляется потребность в ней. В отдельных  случаях учащиеся начинают сами задавать вопросы, помогающие более результативно  выполнить предложенное задание.

Для повышения мотивации труда  существенное значение имеет его  общественная оценка: сознание общественной значимости выполняемой работы или  изготовляемой вещи — важный мотив, который изменяет отношение к заданию, положительно влияет на характер, способы выполнения и эффективность действий.

Организованное в стране обучение предполагает коррекцию недостатков  психофизического развития умственно  отсталого ребенка, сообщение ему  определенного круга знаний, выработку  практических умений, воспитание положительных  черт личности и открывает перспективу  самостоятельной трудовой жизни  и интеграции в общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

 

Проблема формирования личности умственно отсталого ребенка  относится к числу наименее разработанных.

Умственно отсталые дети в  связи со свойственной им неразвитостью  мышления, слабостью усвоения общих  понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления  о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят  довольно поверхностный характер.

Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки  текущих внешних впечатлений  приводят к обилию примитивных, непосредственных реакций на внешние впечатления.

Многие авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей. Примеры безволия умственно  отсталых детей широко представлены в литературе и хорошо известны каждому  учителю. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и  не во всем. Она отчетливо выступает  лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при  этом не испытывают в этом потребности.

Знакомство с психологией  умственно отсталого ребенка  дает возможность увидеть то путь, следуя по которому воспитатель сможет оказывать прямое и опосредованное воздействие на эмоциональную сферу  своих воспитанников с целью  ее развития, сглаживания и коррекции  имеющихся недостатков.

Организованное в стране обучение предполагает коррекцию недостатков  психофизического развития умственно  отсталого ребенка, сообщение ему  определенного круга знаний, выработку  практических умений, воспитание положительных  черт личности открывает перспективу  самостоятельной трудовой жизни  и интеграции в общество.

Вспомогательная школа призвана формировать у своих воспитанников  чувство товарищества, коллективизма, уважение к заботящимся о них  старшим людям, чувство удовольствия от достигнутых в труде и учебе  успехов. На пути к достижению этих целей перед воспитателями вспомогательных  школ встает много трудностей, обусловленных  особенностями развития умственно  отсталых детей.

Литература

 

Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1993.

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. — М., 2002.

Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2006.

Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М., 2008.

Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.

Пилипенко, А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной

психологии. – Владивосток., 2008.

 

Сорокин В. М. Специальная  психология. — СПб.,2003.

Трофимова Н. М.  Основы специальной педагогики и психологии. — СПб., 2006.

 

 


Информация о работе Психология умственно отсталого ребенка