Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:28, контрольная работа
Задача психологии умственной отсталости – определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обуславливающих развитие ребенка и его способность социально адаптироваться. Психология умственной отсталости непосредственно связанна с решением проблемы дифференциальной диагностики, а также с вопросами коррекционно – направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружающую среду.
Введение………………..………………………………………………………..3
Понятие и причины умственной отсталости ………………………………….4
Классификация умственной отсталости…..…….…………………………….9
Особенности развития познавательной сферы.…..………………………….12
Особенности развития личности и
эмоционально-волевой сферы..………………….……………………………14
Особенности деятельности.……………………….…………………………18
Заключение.....................................................................................................….30
Литература......................................................................................................….
Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно. Активность познавательной деятельности сменяется периодами, в течение которых как бы подготавливаются возможности, необходимые для последующего положительного сдвига. Наибольшие успехи можно заметить в первые два школьных года, на четвертом-пятом году обучения и в последних классах.
Психическую деятельность ребенка (умственно отсталого) можно в известной мере скорригировать. Его мозг пластичен, что является основой развития. Отечественные психологи утверждают необходимость коррекции дефекта в раннем возрасте, при опоре на сохранные возможности ребенка, при особом внимании к становлению его высших психических функций. Воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся.
Первоначально мотивация достижения у учащихся начальной школы крайне примитивна: ребенок хочет сделать работу лучше и раньше, чем его товарищи. Постепенно мотивация усложняется.
Дети начинают руководствоваться
побуждениями, в основе которых лежит
понимание полезности работы и ее
общественной значимости. Если ведущим
мотивом для ученика является
стремление достичь в выполняемой
работе лучших результатов, то преодолеваются
многие недостатки его деятельности,
такие, как тенденция к «
Для повышения мотивации труда существенное значение имеет его общественная оценка: сознание общественной значимости выполняемой работы или изготовляемой вещи — важный мотив, который изменяет отношение к заданию, положительно влияет на характер, способы выполнения и эффективность действий.
Организованное в стране обучение предполагает коррекцию недостатков психофизического развития умственно отсталого ребенка, сообщение ему определенного круга знаний, выработку практических умений, воспитание положительных черт личности и открывает перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество.
Заключение
Проблема формирования личности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных.
Умственно отсталые дети в
связи со свойственной им неразвитостью
мышления, слабостью усвоения общих
понятий и закономерностей
Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводят к обилию примитивных, непосредственных реакций на внешние впечатления.
Многие авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей. Примеры безволия умственно отсталых детей широко представлены в литературе и хорошо известны каждому учителю. Слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности.
Знакомство с психологией умственно отсталого ребенка дает возможность увидеть то путь, следуя по которому воспитатель сможет оказывать прямое и опосредованное воздействие на эмоциональную сферу своих воспитанников с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.
Организованное в стране обучение предполагает коррекцию недостатков психофизического развития умственно отсталого ребенка, сообщение ему определенного круга знаний, выработку практических умений, воспитание положительных черт личности открывает перспективу самостоятельной трудовой жизни и интеграции в общество.
Вспомогательная школа призвана
формировать у своих
Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1993.
Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии. — М., 2002.
Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2006.
Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М., 2008.
Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.
Пилипенко, А. В. Коррекционная педагогика с основами специальной
психологии. – Владивосток., 2008.
Сорокин В. М. Специальная психология. — СПб.,2003.
Трофимова Н. М. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб., 2006.