Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:57, реферат

Краткое описание

Важной задачей психологии управления является глубокое изучение структуры и механизмов управленческой деятельности. Структурно-управленческая деятельность включает: анализ и оценку объектов управления, проблемных ситуаций, принятие управленческих решений, организацию и реализацию принятого решения. В общей структуре управленческой деятельности велика роль «целеполагающих», мотивационно-установочных, эмоционально-волевых и других личностных факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

психология управления.docx

— 59.15 Кб (Скачать файл)

* прикладной характер  разрабатываемых проблем психологии  управления. Большинство опубликованной  в этот период литературы является, в сущности, настоящей настольной  литературой для руководителей  разных ступеней;

* интеграция психолого-управленческого  знания, которое идет путем объединения  достижений разных областей науки.  Образно говоря, своеобразное «свидетельство  о рождении» психологии управления  еще только заполняется и сделаны  лишь первые заметки;

* главный упор делается  на рассмотрение особенностей  управления в сфере бизнеса  и деловых отношений. Меньше  внимания уделяется другим отраслям  деятельности. Начинаются попытки,  возвести психологию управления  к психологии менеджмента.

В данный момент в зарубежной и отечественной литературе сложились  две точки зрения на объект психологии управления. В соответствии с первой точкой зрения, ее объектом являются системы «человек - техника» и «человек - человек». Рассмотренные с целью оптимизации управления этими системами, структурный - структурный - функционально структурный анализ управленческой деятельности. Психологический - психологический -инженерно-психологический анализ построения и использование автоматизированных систем управления (АСУ). Психологический -психологический - социально психологический анализ производственных и управленческих коллективов. Взаимоотношения в них людей. Исследование психологии руководителя, отношений, между руководителем и подчиненными, психологических аспектов подбора и смещения руководящих кадров, психолого-педагогических вопросов подготовки кадров руководителей.

В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психология управления относит только систему «человек - человек», рассмотренную также с целью оптимизации управления системы. Рядом с этой системой рассматривается еще ряд подсистем. «Личность - группа», «личность - организация», «группа - группа», «группа - организация», «организация, - организация».

  1. Современные тенденции развития науки психологии управления

На данный момент психология управления, с одной стороны, должна направлять свои усилия на исследование организационных факторов, активизирующих профессиональную деятельность людей, а, с другой - исследовать те стороны  «человеческого фактора», которые оказывают  существенное влияние на функционирование организации как определенного  социального института.

Современная динамика развития социальных отношений остро нуждается  в научно обоснованных рекомендациях по совершенствованию труда руководителя в зависимости от уровня в системе управления, индивидуальных качеств личности, социально-психологических особенностей трудового коллектива, характера и содержания социальных функций организации и т.д.

Не менее актуальны  исследования исполнительской деятельности, то есть реализация поставленных руководителем  задач. Здесь перспективным представляется изучение закономерностей социальной регуляции поведения людей, эффективных  форм и методов воздействия на сознание и поведение человека, обеспечивающих инициативное и добросовестное выполнение стоящих перед организацией задач.

В психологии управления, в  отличие от общей психологии и  психологии труда, деятельность исследуется  в первую очередь как социально-психологическая  категория. Организация как система  деятельностей эффективно функционирует  лишь в том случае, если достаточно надежно обеспечивается четкое согласование усилий взаимодействующих работников. От того, каким образом «сопряжены»  друг с другом индивидуальные деятельности, в конечном счете зависит, каковыми окажется суммарный эффект совместного  труда. Исследования важно направлять на вскрытие закономерностей согласования деятельностей.

Уходящая в прошлое  парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее основу составляла уверенность в том, что для  понимания динамики поведения любой  сложной системы достаточно изучить  свойства ее частей. Новая парадигма  требует понимания отдельных  элементов на основе анализа динамики системы в целом.

Новая тенденция развития психологии управления - поиск путей  обеспечение занятости, гуманизации условий труда, расширения участия в управлении и другое.

Старая система развития психологии управления оперировала  принципами неограниченного роста, который понимался в чисто количественных терминах - как максимализация прибыли и увеличение валового национального продукта. Новая система мышления оперирует понятием "равновесие", т.е. такого состояния общества, при котором удовлетворение нынешних потребностей не должно уменьшать шансы будущих поколений на достойную жизнь.

В настоящее время в  связи с экономическими и культурными  преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических  закономерностей, определяющих установки  и поступки людей, а также грамотное  использование методов психологических  воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т. п.), осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т. п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, полное и эффективное воплощение получает только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.

Особо важное значение знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает в тех сферах деятельности, где ведущее место имеет процесс межличностного общения. Это, прежде всего различные области психологической практики, а также сфера педагогического труда; общение здесь является основным средством реализации задач обучения и воспитания, психологической коррекции. Само же воздействие в этом случае, являясь результатом осуществления целей общения, служит выражением психологической эффективности и результативности общения как специфического вида деятельности, характеризует его личностно преобразующий, воспитывающий потенциал.

Следует отметить, что, несмотря на свою актуальность, проблема эффективности  психологического воздействия ни в  психолого-педагогической теории, ни в  психолого-педагогической практике в  нашей стране не получила пока должного освещения. Вместе с тем проблема воздействия (что не всегда осознается) занимает особое место в психологической науке, поскольку именно в ней наиболее сконцентрированы принципиальные вопросы, связанные с управлением психическими явлениями. Именно в проблематике психологического воздействия, пожалуй, как нигде более рельефно выражена связь запросов и требований социального заказа сегодняшнего дня, общественной практики и потребности развития психологической науки в целом.

Проблема психологического воздействия, мы считаем, выступает  как стержневая, «результирующая» проблема в психологии и одновременно как  системообразующая категория, которая  во многом определяет целевую перспективу (поиск законов управления психическими явлениями), прикладной потенциал, общественное лицо психологической науки, связанное  с дееспособностью выявленных в  ней законов, их применимостью к  социальной практике. Эффектом психологического взаимодействия и воздействия относительно человека является изменение его  субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. п.) в результате взаимодействия этого человека с другим или коммуницирующей с ним системой. Если конкретизировать это положение, то по отношению к психологическим эффектам воспитательного процесса, в частности, необходимо обеспечить организацию такого рода воздействий, которые бы способствовали всестороннему развитию личности, формированию ее высоких нравственных качеств, способствовали бы раскрытию ее творческого ядра и потенциалов постоянного самосовершенствования, навыков просоциального поведения.

Однако психолого-педагогическая теория и практика показывают, что  далеко не всякое воздействие может  оказывать позитивное влияние. Основные проблемы обучения и воспитания в  современной школе и семье  как раз и связаны с недостаточной  выраженностью или отсутствием  у педагогов знаний и навыков  эффективной организации процессов  межличностного взаимодействия, общения, умений правильной инструментовки психологических воздействий в соответствии с индивидуальными характеристиками другой личности, а также навыков личного со-участия в этом процессе.

В рамках данной работы на примере  анализа основных стратегий психологического воздействия мы попытаемся выделить основные принципы их организации и  определить психологическую эффективность  каждой из данных стратегий, которые  имеют широкое распространение  в общественной (в том числе  педагогической) практике при реализации отношений между людьми.

Всю историю психологии в  известном смысле можно понимать как историю ответа на вопрос о  сущности, природе, критериях эффективности  психологического воздействия, как  развитие взглядов и подходов к объяснению объективных и субъективных детерминант  этого процесса. Поэтому при определении  общих принципов разработки психологии воздействия как научной и  практической проблемы крайне целесообразным, с нашей точки зрения, является обращение к традициям в изучении психических явлений в целом. Историко-теоретический анализ позволяет  условно выделить три основные парадигмы, посредством которых пытались объяснить  природу и закономерности психологических  реальностей, а также соотнести  их с имеющимися подходами в научном  исследовании и практическом использовании  стратегий межличностного воздействия.

  1. Современная концепция альтернативных моделей

В этой связи любая современная  концепция воздействия может  быть понята в отношении к каждой из следующих трех пар альтернативных моделей: транзактная (двусторонняя) модель против гиподермической (односторонней) модели; акциональная, интенциональная модель против реактивной (пассивной) модели; процессуальная модель против эффектационной (конечной) модели.

1. Первой во времени  и наиболее традиционной является  так называемая объектная, или  реактивная, парадигма, в соответствии  с которой психика и человек  в целом (вне зависимости от  конкретных теоретических установок)  рассматривался как пассивный  объект воздействия внешних условий  и их продукт. Исторически первичный,  данный подход свое наиболее  законченное научное воплощение  получил в бихевиоризме. Вместе  с тем в рамках данного подхода  создались наиболее благоприятные  условия для внедрения и использования  строгих научных (прежде всего  экспериментальных) методов для  анализа психических явлений.  Этот общий взгляд на механизмы  детерминации психической организации  человека продолжает иметь место  и в некоторых современных  научных теориях в западной  психологии. Формальные (но не содержательные) аналоги такой методологии можно  найти и в отечественной психологии. В задачу данной работы не  входит критический анализ направлений  исследований в психологии. Главным  для нас является не они  сами по себе, а прежде всего  то, что реактивная парадигма  может быть репрезентирована  при определении способов организации  психологического содержания и  эффективности основных стратегий  психологического воздействия как  системного явления.

В этой связи наиболее релевантной  реактивному подходу оказывается  стратегия, условно обозначенная нами как императивное воздействие. Основными  функциями данной стратегии являются функции контроля поведения и  установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения  по отношению к объекту воздействий. Реализация императивной стратегии  происходит чаще всего там, где человек  в силу тех или иных обстоятельств  обладает ограниченными возможностями  для осуществления самостоятельного выбора поступков или решений. В  социальной практике такая стратегия  может быть уместной и эффективной  в экстремальных ситуациях, где требуется принятие оперативных и важных решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений между людьми в «закрытых» организациях (например, военного типа) и отдельных субкультурах. Однако в реальных человеческих отношениях, в сфере межличностных неформальных, внеролевых отношений (например, дружеских, семейных), а также в области педагогической практики, целью которой является раскрытие и развитие психологических потенциалов ребенка, эта стратегия непригодна. Здесь использование императивных воздействий, осуществляемых без учета актуальных состояний и отношений другого человека, условий межличностных коммуникаций, приводит чаще всего к обратным и даже отрицательным психологическим последствиям.

2. За последние 40 лет в психологическом знании произошел значительный перелом, связанный с отказом от подхода к человеку как к «пассивному реактору» (если можно так выразиться, т. е. лишь отвечающего на воздействие). Был выдвинут подход, утверждающий его активность и избирательность в процессе отражения внешних воздействий. Этот подход, условно обозначенный как субъектный или акциональный, наиболее всесторонне представлен в западной когнитивной психологии.

В рамках данного подхода  было разработано наибольшее количество специальных теорий воздействия (около 40), которые основываются на идее активности и целостности психического функционирования человека. В соответствии с этой точкой зрения предполагается, что  процесс воздействия происходит тогда, когда взаимодействующие  между собой коммуникаторы интернализуют значения, которыми они обозначают исходящую друг от друга информацию в ситуации перцептивного выбора.

Следует отметить, что данный подход в изучении воздействия в  научной психологии в настоящее  время наиболее популярен и, по-видимому, на сегодняшний день наиболее полно раскрывает возможности психологического воздействия. В рамках данной парадигмы проведено также большое количество специальных экспериментальных исследований и на их основе разработано множество эффективных приемов и средств психологического воздействия, которые с успехом применяются, в частности, средствами массовой информации при формировании общественного мнения, создании рекламы и т. п. Некоторые из них используются в педагогической практике.

Информация о работе Психология управления