Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 00:57, реферат

Краткое описание

Важной задачей психологии управления является глубокое изучение структуры и механизмов управленческой деятельности. Структурно-управленческая деятельность включает: анализ и оценку объектов управления, проблемных ситуаций, принятие управленческих решений, организацию и реализацию принятого решения. В общей структуре управленческой деятельности велика роль «целеполагающих», мотивационно-установочных, эмоционально-волевых и других личностных факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

психология управления.docx

— 59.15 Кб (Скачать файл)

Смысл кризиса психологического знания, о котором иногда пишется [II], но который все больше ощущается  современными психологами, также связан с необходимостью перестройки на новое мышление (научно-практическое психологическое мышление). В данной работе мы попытались доказать, почему это необходимо и крайне своевременно.

Необходимо, как нам кажется, перейти от экспериментальной методологии  к методологии контекстуальной, где бы ведущим принципом и  методом психологического исследования стал диалог. Особенностью диалогического метода исследования по сравнению с  традиционными методами является то, что психолог и обследуемый вступают между собой в равноправные отношения с целью совместного изучения разворачивающейся между ними конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Такой новый вид психологического исследования должен обеспечить и определенное личностное развитие всех участвующих в этом процессе субъектов, поскольку создает условия для реализации нового опыта диалогических контактов между людьми. В этой связи успешность и эффективность деятельности психолога определяются, возможно, не только глубиной его теоретической и методической вооруженности, а также его профессиональным опытом практического психолога и личными качествами. Только в этом случае он, с нашей точки зрения, в наибольшей степени соответствовал бы и своему основному профессиональному назначению.

В этой связи остро встает проблема определения научного статуса  новой методологии, что требует  и особого разговора и не входит в задачу данной работы. Кроме того, методология диалогического исследования в психологии находится еще на начальных этапах своего становления. Для быстрейшего оформления ее в  самостоятельное научно-практическое направление необходимо для начала четко разграничить эвристические  и практические возможности диалогического метода по сравнению с традиционным, который, по нашему глубокому убеждению, нельзя сбрасывать со счетов, поскольку  он составляет несомненный культурный фонд науки сегодняшнего дня и, кроме  того. еще не исчерпал себя, поскольку способен вскрывать довольно глубокие пласты реальных явлений. Необходима интеграция обоих подходов.

                                                  

 

 

 

                                                   Заключение

Психология долгое время  развивалась как естественно  научная дисциплина и занималась, по аналогии с другими науками, поиском  всеобщих законов организации и  детерминации психических явлений. Однако такие законы, которые бы действовали при всех условиях и  по отношению ко всем людям, в рамках позитивистской, объектной методологии  ей обнаружить не удалось. В контексте  психологии воздействия, к которой  мы обратились, традиционный естественнонаучный подход к решению данной ключевой проблемы обернулся обоснованием лишь одномерных стратегий воздействия (императивной и манипулятивной), при которых индивидуально-психологическое содержание человека обезличивается, а его творческий саморазвивающийся потенциал редуцируется.

Во многом благодаря развитию психологической практики ситуация стала меняться. В основу новой  методологии психологического анализа  кладется диалогический принцип  и метод. Диалог также определяет психологическое содержание развивающей  стратегии воздействия, наиболее оптимальной  при организации взаимоотношений  между людьми как в целом, так конечно же и при реализации задач обучения и воспитания.

Если говорить о психологическом  существе диалога, то, примыкая к теоретической  позиции о многокомпонентной  структуре коммуникации между людьми (В. Н. Мясищев, А.А. Бодалев), мы считаем, что диалог как высший уровень организации общения разворачивается в условиях адекватного (когнитивно сложного) отражения людьми друг друга, положительного (личностного) отношения их друг к другу и «открытого» обращения, поведения относительно друг друга [3]. Центральным звеном этой функциональной структуры общения является система субъективных отношений [9]. На основании разработанной нами психологической типологии общения [5] внутренним условием диалогического типа общения являются взаимоотношения между людьми, обозначенные нами как личностные. Такой вид отношений, как мы отмечали выше, характеризуется прежде всего отношениями равноправных субъектов как партнеров по общению. Они основываются на априорном безусловном принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов. Эти отношения представляют собой тот оптимальный психологический фон организации контактов, к которому должны стремиться люди и который при адекватной внешней репрезентации и внутреннем принятии приводит к подлинному взаимораскрытию, взаимопроникновению, личностному взаимообогащению взаимодействующих на этом уровне людей. Личностные отношения в целом в полной мере соответствуют нормообразующим принципам коммунистической морали.

В этой связи целевой направленностью  успешного воспитательного процесса в целом, осуществляемого на современном  этапе общественного развития, должно стать формирование у людей именно данных качеств личности. Первым и  основным условием воспитательно эффективного взаимодействия педагога и ребенка является наличие доверия и положительного отношения между ними; в этом случае часто отпадает и необходимость продумывания каких-либо определенных воспитательных воздействий императивного и манипулятивного толка. Без этого условия трудно рассчитывать на успех всего воспитательного процесса.

Подводя общий итог, отметим, что в результате проведенного анализа  основных научных подходов к изучению сущностной природы человека и его  психической организации, ее детерминации нам удалось выделить основной предмет  данного теоретического анализа - основные стратегии психологического воздействия, которые теснейшим образом связаны с основными воззрениями на предмет психологической науки. Дальнейшая логика анализа требует углубления в психологическую суть объективных факторов и субъективных детерминант, при посредстве которых разворачиваются воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

                                         Список литература

1. Горбачев М. С. Речь  на Всесоюзном совещании заведующих  кафедрами общественных наук. Правда, 1986. 2 окт.

2. Бахтин М. М. Проблемы  поэтики Достоевского. М., 1979.

3. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.

4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. 1982. 503 с.

5. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 9-17.

6. Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Проблема интериоризации в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 110-120.

7. Ломов Б. Ф. Методологические  и теоретические проблемы психологии. М.. 1984. 446 с.

8. Матюшкин А. М. Основные  направления и проблемы исследования  мышления и творчества // Методологические  проблемы повышения эффективности  психолого-педагогических исследований. М. 1985. С. 115--122.

9. Мясищев В. Н. Личность  и неврозы. Л.. 1960. 420 с.

10. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1984. 340 с.

11. Пузырей А. А. Культурно-историческая  теория Л. С. Выготского и  современная психология. М. 1986. 116 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы  общей психологии. М. 1946.

 

 


Информация о работе Психология управления