Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:57, курсовая работа
Цель работы – исследовать, какие цвета наиболее приемлемы для рекламы того или иного продукта, и понять, как достичь доверия к продукту путем цветовых решений.
Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.
Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель - привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром.
Я обратилась к альманаху “Лаборатория рекламы, маркетинга и PR”25, чтоб хоть как-то переубедить тех, кто считает, что вовсе не 60% эффективности рекламы зависит от используемых в ней цветов, а гораздо меньше. В №5/2003г. там подробно описывался эксперимент, который плотно связан с моей темой. Для исследования выбрали рекламу автомобилей, выполненную в разных странах. Почему автомобиль? Интересный товар, с точки зрения культуры и психологии. Во-первых, существует во всех развитых странах и отношение к нему приблизительно одинаковое. Во-вторых, мужчины и женщины воспринимают его, как средство передвижения, но по-разному: для мужчин он – “живое существо”, для женщин – подобен “игрушке”.
Поскольку главной целью
исследования было выяснить, какими категориями
определяется цвет для российского
потребителя, решено было использовать
один из самых глубоких методов, позволяющих
выявить бессознательные
Задачи исследования состояли
в выявлении глубинного отношения
российской аудитории к цвету
в рекламе разных стран. Было опрошено
53 человека в возрасте от 18 до 55 лет
(15 мужчин и 38 женщин). Для эксперимента
выбрали образцы рекламы
Полученные данные обработали на компьютере. На основании сходства оценок, машина построила матрицы шкал, которые затем подверглись процедурам факторного и кластерного анализа. В конце концов были получены семантические пространства мужчин и женщин, позволившие выявить структуру восприятия цвета; определить, как воспринимаются российской аудиторией образцы рекламы разных стран и какой, из предложенных образцов ближе к “идеальной рекламе”.
При формировании образа “американской” рекламы насыщенный красный цвет сыграл основную роль. Психологические портреты у мужчин и женщин получились разными. Для мужчин в “американской” рекламе красный цвет сочетается с серьезностью, движением, индивидуализмом. А для женщин — с чем-то темным, резким, большим, сильным, т. е. образ этой рекламы — пугающий. Интересно, что синий цвет присутствует в данной рекламе в том же объеме, что и красный, но его роль не была отмечена. Вероятно, это связано с тем, что красный оттенок был более насыщенным, чем синий. Насыщенность цвета оказывает большее воздействие на эмоции, чем оттенок.
Психологический портрет “японской” рекламы получился у мужчин и женщин похожим. На первое место обе группы ставят четкость. При этом для мужчин важнее такие параметры, как “красивая”, “приятная”, “гладкая”, а для женщин — “серьезная”, “надежная”, “мужская”, “гармоничная”. Интересно, что в представлении женщин реклама носит мужской характер. Мужчины видят эту рекламу также серьезной, гармоничной и реальной, а женщины — красивой, индивидуальной, традиционной. Следует заметить, что здесь автомобиль показан в движении, в отличие от предыдущего рисунка. Однако в этой рекламе преобладают холодные, спокойные тона: голубой, серебристый, темно-серый, не вызывающие раздражения, но также и не связанные с движением, что делает ее образ более четким, привлекательным и серьезным, хотя и традиционным.
Психологический портрет
“российской” рекламы выглядит положительным
и у мужчин, и у женщин. Среди
наиболее важных характеристик у
обеих групп оказалась
В “немецкой” рекламе обе группы на первое место ставят такие характеристики, как желтый и яркий. В представлении мужчин и женщин эта реклама приятная, радующая, гармоничная. В психологическом портрете данного образца у обеих групп появляется новая характеристика: “явная”. Мужчины добавляют к этому “простая” и “индивидуальная”, а женщины — “комфортная” и “теплая”. В данной рекламе доминирует насыщенный желтый цвет, который способен создать ощущение радости, солнечного тепла, что и проявилось в психологическом портрете обеих групп. Как и в японской рекламе, машина показана в движении, и желтый оттенок это подчеркивает, так как считается активным цветом. Психологический портрет “идеальной рекламы” определяется набором положительных характеристик у обеих групп. Среди наиболее значимых: приятная, радующая, надежная, комфортная, интересная, сильная. В понимании и мужчин и женщин, “идеальная реклама” автомобиля должна вызывать доверие, создавать положительные эмоции и оказывать сильное воздействие. При этом параметр “сильная” имеет одинаковую нагрузку у обеих групп. В психологическом портрете данной рекламы появляется новая характеристика: полезная. Ни один из тестируемых образцов не был оценен как полезный. Примечательно, что женщины к общему списку добавляют также параметр “освобождающая”. Для них данная характеристика является существенной в рекламе. Если сравнить психологический портрет “идеальной рекламы” с портретами тестируемой рекламы, то она ближе всего к японскому и немецкому образцам. Таким образом, проведенный исследователями анализ, свидетельствует о том, что реклама, выполненная в Японии и Германии, оказалась ближе российскому потребителю по своему цветовому оформлению. Следует заметить, что из-за невозможности найти качественную цветную рекламу российского автомобиля, в эксперименте участвовали только образцы рекламы зарубежных автомашин.
В Украине, к сожалению, ситуация такова, что цвету уделяют гораздо меньшее внимание, чем необходимо. Вот мнение специалиста крупнейшей компании, который по понятным причинам не захотел себя называть: “Конечно, важно выдерживать цвета в рекламе, важно, чтобы они отображали характер и суть бренда, но в силу того, что все же индустрия рекламы у нас еще в стадии начального развития, по глобальным меркам, - больших, серьезных исследований, подборок, работы с психологами и т.д. в области определения цветовой выдержки у нас мало кто делает. Все пока на уровне интуитивном и довольно простом - если рекламируем воду, к примеру, то выдерживаем холодные тона и т.п.”27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой работе я рассмотрела приемлемые сочетания цветов для разных продуктов и постаралась ответить на вопрос, как заслужить доверие потребителей к тому или иному продукту. Цель моей работы выполнена.
Цвет играет важную роль в рекламе. И большинство развитых стран придают этому огромное значение. К сожалению, в России это пока не так.
Будем надеяться, что в будущем картина изменится, и мы придем к осознанию того, что знание основных законов цветового восприятия позволяет создавать рекламу, убеждающую покупателя приобрести тот или иной товар. Ведь потребительским потоком можно управлять, а цвет – одно из уязвимых мест, через которое можно осуществить этот процесс. Внимательный и осторожный подход к психике человека через его цветовое восприятие неминуем и крайне необходим, тем более что уже давно поставлена цель, как в создании качественной рекламы, так и в ее успешном использовании и действенности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема 1
Таблица 1. Цветовая товарная матрица
Функциональные |
Эмоциональные | |
Большой и средний риск |
Белые товары |
Красные товары |
Незначительный риск |
Голубые товары |
Желтые товары |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебные пособия:
Журналы:
Словари:
Интернет-сайты:
1Мегабренд – бренд,
используемый для обозначения
всех товаров, производимых
2 Психология рекламы; Мокшанцев Р.И., ред. Удальцов М.В.; Инфра-М; 2007 г.
3 В.К. Трутовский – Хранитель Московской Оружейной палаты 1898 — 1924
4 http://www.brand-way.ru/
5 http://www.gm-print.ru/
6 Геральдика – наука, изучающая символику гербов (БСЭ)
7 Вексикология – наука о флагах (БСЭ)
8 Колористика - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
9 Макс Люшер – всемирно известный швейцарский психиатр, автор знаменитого восьмицветного теста Люшера.
10 Алеуты (самоназвание унанган), коренное население Алеутских островов (США).
11 Ульрих Бер "Что означают цвета"; Феникс; 1997 г.
12 Ульрих Бер "Что означают цвета"; Феникс; 1997 г.
13 Диссонанс (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу), нестройное, неслитное звучание двух и более тонов. (Энциклопедия «Кругосвет»)
14 http://www.gm-print.ru/
15 Консонанс - (франц., от лат. consono - согласно звучу) - благозвучное, согласованное сочетание звуков в одновременности (в противоположность диссонансу).(Хоровой словарь)
16 Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
17 http://www.gm-print.ru/
18 Цвет — качество потока
излучения в видимой для
19 Цветовой круг— модель, в которой оттенки цвета располагаются в центре окружности. Точки на самой окружности соответствуют чистым (максимально насыщенным) цветам. Точка в центре соответствует нейтральному цвету минимальной насыщенности (белый, серый, черный — это зависит от яркости). (Реклама и полиграфия).
20 www.psydesign.ru/biblos.html
21 Слоган (от англ. slogan < to slog — сильно ударять) — рекламная формула, постоянный рекламный девиз. Четкая, ясная и лаконичная формулировка основной темы рекламного обращения.
22 Л.Н. Собчик «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера». Практикум по психодиагностике.
23 Л.Н. Собчик «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера». Практикум по психодиагностике.
24 http://www.gm-print.ru/
25 Альманах научно-практических статей для профессионалов в области рекламы, маркетинга и PR, выходит с 1998 г.
26 Метод семантического дифференциала [греч. sêmantikos — обозначающий и лат. differentia — разность] — метод психолингвистики и экспериментальной семантики, является частной разновидностью способов построения субъективных семантических пространств. М. с. д. был разработан в 1955 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личнос