Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция

Краткое описание

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...

Содержание

I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.

IV. Принципы психопрофилактики

Вложенные файлы: 1 файл

0506936_6328B_psihologo_pedagogicheskaya_korrekciya.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

В последующих  разделах пособия будет раскрыто содержание психолого-педагогической коррекционной работы как с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста, так и с их родителями.

 

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

а) разрешения реальных трудностей развития;

б) постановки целей и  задач коррекционной программы.

Необходимо помнить, что  эффекты коррекционной работы проявляются  на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Так, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей развития, а ставить более узкую цель в ограниченном временном интервале.

Оценка эффективности  коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Анализ факторов и  условий, влияющих на эффективность  коррекционной работы, показал, что  существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий.

Коррекционные занятия  должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы  определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью  их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

На успешность коррекционной  работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

Эффективность коррекционных  программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и  нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем  большая вероятность успешного  разрешения трудности развития.

Факторы, определяющие эффективность  психокоррекции

1. Ожидания клиента.

2. Значение для клиента  освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем  клиента.

4. Готовность клиента  к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога,  осуществляющего коррекционные мероприятия.

6. Профессиональный и  личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие  конкретных методов психокоррекции.

По мере распространения  психокоррекционной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству коррекционной работы. Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее:

- оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. В практике зачастую очень трудно выделить какой-то один метод, так как в

коррекционных целях  большинство психологов используют сочетание различных методов;

-  даже один и  тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. Для сопоставимой оценки эффективности изучение эффективности должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиентов должна формироваться как случайная выборка, что является весьма затруднительным с практической и этической точек зрения;

- оценку работы должны  давать независимые эксперты, независимые  специалисты, при этом целесообразно,  чтобы эксперт не был бы  осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное  влияние на его оценку собственных представлений о методе;

- следует учитывать  структуру личности психолога,  степень выраженности у него  качеств, необходимых для прогнозирования  успешности воздействия;

- необходимо сравнивать  непосредственные и отдаленные  результаты психокоррекционного воздействия (это особенно важно при личностно-ориентированном воздействии); необходимо учитывать теоретические предпосылки психолога, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представления о своих профессиональных качествах;

- при групповой форме  коррекционной работы необходимо  учитывать профессиональные возможности  психолога, направленные на использование  своих индивидуальных качеств  для оптимизации психокоррекционного  воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.

Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих  группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

- субъективно-переживаемые  клиентом изменения во внутреннем  мире;

- объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры,  характеризующие изменения в  различных модальностях мира  человека;

- устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека. При оценке эффективности воздействия могут использоваться   объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.

____________________________________________________________________________

 

Раздел III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия

 

Тема 1.

Методы и средства психолого-педагогического  воздействия

 

 

План

  1. Общая характеристика метода игротерапии

2. Общая характеристика метода арттерапии

3. Общая характеристика метода музыкотерапии

4. Общая характеристика метода библиотерапии

5. Общая характеристика метода танцевальной терапии

6. Использование проективного рисунка в психолого-педаогиеской коррекции

7. Использование  методов сказкотерапии и куклотерапии в психолого-педаогиеской коррекции

8. Формы и  виды психодрамы

 

  1. Общая характеристика метода игротерапии

Игровая терапия - метод  психотерапевтического воздействия  на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1.Играющий выполняет реальную  деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,

2.Ряд моментов этой деятельности  носит условный характер, что  позволяет отвлечься от реальной  ситуации с ее ответственностью  и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает  ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей  достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания  игры - быстро меняющиеся ситуации, в  которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые  действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов -замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого  с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется  возможность свободного самовыражения  с одновременным принятием его  чувств взрослыми.

Общие показания  к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении. Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении "Я-концепции"; снижении тревоги при расставании с близкими.

Основные психологические  механизмы коррекционного воздействия  игры:

1. Моделирование системы  социальных отношений в наглядно-действенной  форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Изменение позиции  ребенка в направлении преодоления  познавательного и личностного  эгоцентризма и последовательной  децентрации, благодаря чему происходит  осознание собственного "Я"  в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

3. Формирование (наряду  с игровыми) реальных отношений  как равноправных партнерских  отношений сотрудничества и кооперации  между ребенком и сверстником,  обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

4. Организация поэтапной  отработки в игре новых, более  адекватных способов ориентировки  ребенка в проблемных ситуациях,  их интериоризация и усвоение.

Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

5. Формирование способности  ребенка к произвольной регуляции  деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Принципы осуществления  игротерапии

1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),

2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

3.  Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться

в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть  его исследование на самого себя; стать  для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть  себя.

Основные виды и формы игротерапии

1. Если в качестве  критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы