Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция

Краткое описание

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...

Содержание

I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.

IV. Принципы психопрофилактики

Вложенные файлы: 1 файл

0506936_6328B_psihologo_pedagogicheskaya_korrekciya.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех  рисунков одновременно, просмотр  и сравнение, нахождение совместными  усилиями общего и отличительного  содержания.

2.  Разбор каждого  рисунка отдельно (он переходит  из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок  способствует самопознанию, взаимопониманию  и активизации группового процесса.

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.

В проективном рисунке  находят отражение непосредственное восприятие клиентом той или иной ситуации, различные переживания, часто  неосознаваемые и невербализуемые.

Особенно эффективно применение рисуночной терапии в  детском возрасте. Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие  функции:

- эмпатическое принятие  ребенка;

·    создание психологической  атмосферы и психологической  безопасности;

- эмоциональная поддержка ребенка;

- постановление креативной  задачи и обеспечение ее принятия  ребенком;

- тематическое структурирование  задачи;

- помощь в поиске  формы выражения темы;

- отражение и вербализация  чувств и переживаний ребенка,  актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Специалисты выделяют 5 типов  заданий, используемых в рисуночной практике:

1. Предметно-тематические.

2. Образно-символические.

3. Упражнения на развитие  образного восприятия, воображения,  символической функции.

4. Игры и упражнения  с изобразительным материалом.

5. Задания на совместную  деятельность.

Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования

1.  Предварительный  ориентировочный этап. Исследование  ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.

2. Выбор темы рисования,  эмоциональное включение в процесс  рисования.

3. Поиск адекватной  формы выражения.

4. Развитие формы в  направлении все более полного,  глубокого самовыражения, ее конкретизация.

5. Разрешение конфликтно  травмирующей ситуации в символической  форме. Подробный психологический  анализ основных этапов рисуночной  терапии  при решении задач  преодоления страхов в детском  возрасте дан в работах А.И.  Захарова. Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания субъекта.

 

7. Использование  методов сказкотерапии и куклотерапии  в психолого-педаогиеской коррекции

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к  уровню сознания и подсознания, что  дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие  коррекционные функции сказки: психологическую  подготовку к напряженным эмоциональным  ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также делятся на несколько групп: бытовые (например, "Лиса и журавель"); сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями ("Гуси-лебеди", "Крошечка-хаврошечка" и т.д.).

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

1. Отсутствие в сказках  прямых нравоучений, назиданий.  События сказочной истории логичны,  естественны, вытекают одно из  другого, а ребенок усваивает  причинно-следственные связи, существующие в мире.

2. Через образы сказки  ребенок соприкасается с жизненным  опытом многих поколений. В  сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

3. Отсутствие заданности в имени  главного героя и месте сказочного  события. Главный герой - это  собирательный образ, и ребенку  легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

4. Ореол тайн и волшебства, интригующий  сюжет, неожиданное превращение  героев - все это позволяет слушателю  активно воспринимать и усваивать  информацию, содержащуюся в сказках.

Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева предложила систему "сказкотерапевтической психокоррекции", которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Основные приемы работы со сказкой

1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы.

5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.

Куклотерапия как метод основан  на процессах идентификации ребенка  с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя)

Ребенок, познавая реальный мир, его  социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка "участвует" в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач,., смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.

Возможны индивидуальная и групповая  формы куклотерапии. Куклотерапия популярна  как в зарубежной, так и в  отечественной практике коррекционной  работы.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Процесс куклотерапии проходит в два  этапа:

1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы.

 

8. Формы и виды психодрамы

Психодрама - это метод групповой  работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая  импровизация как способ изучения внутреннего  мира участников группы и создаются  условия для спонтанного выражения  чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном  методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с  подобными групповыми представлениями  дальше, применяя уже более формализованные  исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже  стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно  следят за событиями и соотносят  происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы