Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция

Краткое описание

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...

Содержание

I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.

IV. Принципы психопрофилактики

Вложенные файлы: 1 файл

0506936_6328B_psihologo_pedagogicheskaya_korrekciya.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

Задачи психодрамы:

1. Творческое переосмысление  собственных проблем и конфликтов.

2. Выработка более  глубокого и адекватного самопонимания  клиентом.

3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

4. Формирование нового  адекватного поведения и новых  способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у  клиента, усиливает эмоциональную  вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.

Классическая процедура  психодрамы включает в себя 5 основных элементов:

1.  Протагонист.

2.  Режиссер (фасилитатор).

3.  Вспомогательные  "Я".

4.  Зрители.

5.  Сцена.

Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".

В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе).

Выделяют следующие  формы психодрамы:

1. Психодрама, центрированная  на протагонисте.

2. Психодрама, центрированная  на теме.

3. Психодрама, направленная  на группу.

4. Психодрама, центрированная  на группе.

Основные компоненты психодрамы: ролевая игра, спонтанность, "теле", катарсис, инсайт.

Ролевая игра - участие в импровизированном представлении, когда человеку предоставляется возможность творчески проработать личные проблемы и внутренние конфликты.

Спонтанность - это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне, поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей.

Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озарение. Инсайт - это изменение в структуре перцептивного поля участников психодрамы.

Основные фазы психодрамы: 1. Разогрев и разминка; 2. Собственно драматическое действие; 3. Обсуждение (предоставление обратной связи и  эмоциональный обмен).

При проведении психодрамы используются следующие типичные методики:

1. Представление самого  себя (самопрезентация).

2. Монолог.

3. Дублирование (множественное  дублирование).

4. Обмен ролями.

5. "Пустой" стул и  "высокий" стул.

6. "Зеркало".

7. Проигрывание возможных  будущих жизненных ситуаций.

8. "За спиной".

9. Идеальный другой.

10. Волшебный магазин.

 

 

Тема 2.

Групповые и индивидуальные формы  работы.

 

План

  1. Понятие об индивидуальной психокоррекции
  2. Психологические особенности индивидуальной психокоррекции

3. Основные стадии индивидуальной психологической коррекции.

4. Специфика  групповой формы психокоррекции

5. Групповые  формы работы

     5.1. Тренинговые группы

     5.2. Группы встреч

     5.3. Гештальт -группы

     5.4. Телесно-ориентированные группы

     5.5. Групповая дискуссия как метод  групповой работы

 

1. Индивидуальная  психокоррекция

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она  обеспечивает конфиденциальность, тайну  и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем  межличностного характера, для которых  необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

- добровольное согласие  на получение такой помощи;

- доверие клиента к  психологу;

- активность клиента  и его творческо-исследовательское  отношение к собственным проблемам;

- право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;

- право клиента самому  решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой эффективной  работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

- когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;

- когда клиент категорически отказывается работать в группе или по каким-либо причинам его работа в группе невозможна;

- когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;

- когда у клиента выявлена  сильная тревожность;

- когда выявлена сильная заторможенность;

- при неуверенности в себе;

- при необоснованных страхах;

- при проблемах недостаточного  осознания самого себя;

- при утрате смысла и цели  жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру  проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями для групповой  психокоррекционной работы могут служить  сильно выраженная возбудимость и эмоциональная  неуравновешенность клиента, трудный  характер, физическая болезнь, недостаточный  уровень интеллектуального или  морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.

В силу других причин клиент может  сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы.  он может не понимать, что от него требуется или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя других и выводя их из равновесия. Иногда клиент хочет и ему действительно необходимо работать в группе, но фактически внутренне он сопротивляется этому. Тогда психолог может постараться снять внутреннее сопротивление клиента, убедить его в необходимости включиться в групповую работу и помочь ему это сделать практически.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

Основные методы индивидуального  психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется  к людям, обладающим высоким  уровнем интеллектуального развития  и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения  того, что знает клиент о своих  проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает  с клиентом цели и задачи психокоррекции, и только после того, как клиент согласится, начинает работу с ним.

Если клиент обладает высоким уровнем  интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно  использовать убеждение и внушение в комплексе.

Используя метод убеждения, психолог пользуется следующими приемами:

1. Выясняет собственное отношение  клиента к беспокоящим его психологическим и поведенческим проблемам, устанавливает причины, в силу которых он придерживается той или иной позиции. Прежде чем пытаться в чем-то убедить клиента, необходимо выяснить его точку зрения на проблему. Зная заранее точку зрения клиента, легче подобрать персонально для него убедительные аргументы, факты и нужную логику доказательства.

2. Исходит из того, что в понимании  своей проблемы клиент прав. Обсуждаются  с ним различные точки зрения  на данную проблему. Психолог, заранее не отвергая и не отрицая возможную правоту клиента, не пытаясь сразу и полностью его переубедить, приглашает его выслушать и взвесить разные точки зрения. Клиент, доверяющий психологу, как правило, соглашается на это и выражает готовность признать правоту психолога.

3. Предлагает клиенту самостоятельно  принять решение о том, каким  рекомендациям следовать и каким  - не следовать. Прежде чем предоставить  клиенту такую возможность, необходимо  договориться с ним о том,  что он и психолог находятся  друг с другом в равнопартнерских отношениях и имеют право не только ставить друг перед другом вопросы, но и делать вполне самостоятельные выводы, принимать независимые решения.

4. Делит проблему, обсуждаемую с  клиентом, на ряд частных вопросов  и последовательно добивается согласия клиента с теми ответами на эти вопросы, которые хочет получить сам. Разговор с клиентом в этом случае целесообразно строить так, чтобы сначала клиент отвечал и выражал согласие с выводами психолога на частные вопросы, а затем постепенно переходил к более сложным принципиальным вопросам. Здесь применима техника "психологического поглаживания". Для того чтобы убедить внушаемого клиента в собственной правоте, необходимо поставить ряд вопросов, на которые клиент вынужденно отвечает "да", потом несколько вопросов, на которые клиент отвечает "может быть", и потом переходить к тем вопросам, на которые клиент первоначально готов был ответить "нет", но под воздействием ответов "да" и "может быть" он уже готов ответить не столь категорично.

2. Внушение. "Это более простой, а для клиента - менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы