Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция

Краткое описание

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...

Содержание

I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.

IV. Принципы психопрофилактики

Вложенные файлы: 1 файл

0506936_6328B_psihologo_pedagogicheskaya_korrekciya.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

- развитие социального  интереса (просоциальной направленности);

- коррекция целей и  мотивов с перспективой изменения  стиля жизни.

Позиция психолога. Психологи, работающие в адлерианском русле, в центр своей деятельности выдвигают когнитивные аспекты психокоррекции, основная предпосылка их работы - найти ошибку в "картине мира" клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок.

1.   Недоверие.

2.   Себялюбие.

3.   Нереалистические  амбиции.

4.   Недостаток уверенности.

Требования  и ожидания от клиента. Основное для клиента - занять партнерскую позицию, т.е. позицию "на равных" по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска - базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Клиент трактуется как "растерявшийся", "обескураженный", поэтому подбадривание, обращения к его личностным ресурсам - важное условие совместной работы. В начале психокоррекционных воздействий именно клиент формулирует условие контракта: цели, план осуществления, возможные препятствия, пути эффективного преодоления и т.д.

Техники. Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры: установление правильных отношений, анализ и проработка личностной позиции клиента, подбадривание, поощрение развития самопонимания (инсайта) и помощь в переориентации. Эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции:

1. Установление правильных отношений. Основа этого этапа - формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения.

2. Анализ личностной динамики. Главное на этом этапе - понимания, осознания специфики жизни клиента важное место уделяется опросу о целях жизни: "В чем вы идите свое предназначение?"; "Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь?" и т.д. Для этого существуют специальные техники.

3. Подбадривание. На этом этапе работы основная функция - признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное - наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.

4. Поощрение инсайта. Задача психолога - создание условий для инсайта (озарения) путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента. Реальное самопонимание - вот смысл третьего этапа.

5. Помощь в переориентации. Эта заключительная стадия работы известна также под названием "Воплощение инсайта в действие". Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений.

 

3.  Клиент-центрированный подход К.Роджерса

Американский психолог К. Роджерс в книге "Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория" обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует  с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек  обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

"Поле опыта", "самость", "Я"-реальное, "Я"-идеальное, "тенденция к самоактуализации". В центр своей деятельности  К. Роджерс поставил личность  клиента как таковую, отмежевавшись  от медицинской терминологии  типа "психотик", "невротик". Он отказался от традиционных тогда психотехник типа "интерпретация", "суггестия", "научения", утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога. Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: "эмпатия", "забота", "конгруэнтность", "психологический климат".

Эмпатия - особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.

Забота - традиционный термин экзистенциализма - в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состояние клиента и с перспективой видения личностного потенциала клиента.

Конгруэнтность  отражает следующие существенные признаки поведения психолога:

- соответствие между  чувствами и содержанием высказываний;

- непосредственность  поведения;

- неотгороженность;

- инструментальность  концепций;

- искренность и пребывание  таким, какой психолог есть. Психологический климат - одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По словам К. Роджерса, психологический климат - не панацея и не все решает, но он "применим ко всем".

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его "Я"-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его "Я", поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, - это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача - создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания  атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Прежде всего важно,  чтобы психолог сохранял безусловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащую в основе этого метода.

4. И наконец, психолог  должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджерсу именно в результате развития реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.

Позиция психолога. Основное требование - отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога -создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное - быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс указывает  на необходимые условия успешного  коррекционного процесса, которые относятся к личности психолога и достаточно независимы от частных характеристик самого клиента - это так называемая "триада К. Роджерса":

- конгруэнтность в  отношениях с клиентом;

- безусловная положительная  оценка по отношению к клиенту;

- эмпатическое восприятие  клиента.

Техники. В работах  К. Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование  которых можно отнести к методической стороне подхода:

1. Заблокированностъ внутренней коммуникации (отсутствуют "Я-сообщения") или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

4. Формирование отношения своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего "Я" и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

5. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения "Я" становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

6. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между "Я"- реальным и "Я"-идеальным.

Основные компоненты роджеровской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

Процесс коррекции можно  считать завершенным, когда у клиента появляются следующие относительно постоянные изменения:

- становится более  конгруэнтным, открытым для опыта,  меньше прибегает к защитам  и вследствие этого более реалистичен,  объективен, экстенционален в восприятии;

- эффективнее решает  свои проблемы;

- улучшается психологическая  приспосабливаемость. приближаясь  к оптимальной, уменьшается ранимость;

- восприятие своего "Я"-идеального  становится более доступным и  реалистичным;

- вследствие увеличения  конгруэнтности уменьшается тревожность,  а также физиологическое и психическое напряжение;

- повышается степень  положительной самооценки;

- оценку и выбор  воспринимает локализованными внутри  себя, доверяет себе;

- становится более  реалистичным, правильнее воспринимает  окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;

- происходят различные  изменения в поведении, поскольку  увеличивается доля опыта, ассимилированного  в "Я-структуру" и увеличивается  доля поведения, которое может  быть "присвоено" как принадлежащее  "Я";

- поведение становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и кроме этого представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.

Концепция К.Роджера нашла  широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны создателю этой концепции. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий его личностного роста, т.е. наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционого эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни.

 

4. Логотерапия

Основателем логотерапии (от греческого "lоgоs" - слово и tеrаріа - забота, уход, лечение) является В. Франкл.

В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал "стремление к смыслу" противоположным "стремлению к удовольствиям": "Человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его".

Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация способна привести к неврозу.

В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа:

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы