Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция

Краткое описание

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...

Содержание

I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.

IV. Принципы психопрофилактики

Вложенные файлы: 1 файл

0506936_6328B_psihologo_pedagogicheskaya_korrekciya.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

В общем виде групповую  динамику составляют задачи и нормы  группы; ее структура и структура лидерства в группе; групповые роли; сплоченность группы; групповое напряжение.

Все элементы групповой  динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы  отношений, установок, особенности  поведения другого и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.

Задачи и нормы группы

Задачи группы определяются общей системой практической работы с людьми, включенными в группу. Например, задачи группы тренинга - совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.

Задачи групповой психокоррекции формулируются по-разному в рамках различных подходов. Однако, несмотря на различия, можно указать на общие задачи, обусловленные самой спецификой метода групповой психокоррекции:

- исследование психологической  проблемы каждого члена группы  и оказание ему помощи в  ее решении;

- изменение неадаптивных  стереотипов поведения и достижение  адекватной социальной адаптации;

- приобретение знаний  о закономерностях межличностных  и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми;

- содействие процессу  личностного роста, реализации  человеческого потенциала, достижению  оптимальной работоспособности,  ощущению счастья;

- устранение болезненных  симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

Нормы - это принятые правила поведения, руководящие действием участников и определяющие санкции наказания при их нарушении.

Типичными нормами психокоррекционных групп является самораскрытие и  честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы. Нормы существуют в любом обществе, и в любой группе нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа.

К принципам-нормам относятся  следующие: откровенность и искренность; отказ от использования "ярлыков"; конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, даже негативных; контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: "Обо всем можно говорить, но не все можно делать"; ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы; правило "Стоп". Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности; соблюдение конфиденциальности. Это требование невынесения за пределы группы информации интимного характера; толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собствен ной морали. Структура группы и лидерства, групповые роли

Структура группы, с одной стороны, чисто формальная (тренер и клиенты), с другой - неформальная, т.е. формируемая интерперсональным взаимодействием людей. Структура группы связана с теми ролями, которые выполняют ее участники, а также тем социометрическим статусом, которым они обладают. По мере развития группы и группового взаимодействия ролевая и статусная структуры могут измениться.

Роли - это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.

Исходя из данных социометрии, Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе:

1. Лидер по способности  к руководству, который обычно характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверия, самоотверженный, активный, надежный.

2. Лидер по популярности, ими становятся люди общительные,  веселые, увлекательные, мирные, сердечные.

3. "Черная овца" - человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Групповая сплоченность является необходимым условием эффективности  групповой психокоррекции. Она является аналогом психокоррекционных отношений "психолог - клиент" в индивидуальной психокоррекции и выражается в стремлении ее членов остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы, особая атмосфера, возникающая в ходе коррекционной деятельности. Существуют специальные технические приемы, направленные на поддержание непосредственно сплоченности, например, организация пространственно тесного контактного расположения членов группы и т.д.

Среди факторов, содействующих  сплоченности, наиболее часто отмечают следующие:

- Совпадение интересов участников группы - ожидание пользы от коррекционных занятий.

- Наличие симпатии между участниками группы.

- Наличие дружеской атмосферы в группе.

- Влияние групповой деятельности.

- Соперничество с другой группой.

Сплоченность повышается самим фактом существования других групп, отличающихся и стилем поведения  психолога, и групповой деятельностью, что сравнивается и обсуждается  участниками разных групп.

- Присутствие в группе  девианта. Возникновение сплоченности в группе имеет большое значение для психокоррекционного процесса. ·    Готовность членов группы поддерживать отношения и продолжать общение, даже при наличии конфликтной ситуации.

 

5. Групповые  формы работы

5.1. Тренинговые группы

История создания тренинговых групп (Т-групп) тесно связана с именем К. Левина. Работая сначала в лаборатории, затем в полевых условиях, К. Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и основными задачами групп тренинга, или групп тренинга базовых умений, было обучение участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

Занятие в группе предполагает психологическую безопасность. Чем ближе задачи тренинговой группы к решению вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменяются неавторитарными, тем больше Т-группа (особенно ее сензитивный тип) приближается к группе встреч. И все же между Т-группой и группой встреч существует разница. Прежде всего Т-группа учит, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы: представление самого себя, обратная связь, экспериментирование. Конечная цель тренинговой группы - научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Т-группа в психокоррекционном плане имеет две основные цели: 1. Самосовершенствование личности. 2. Обучение навыкам межличностного общения.

Т-группа, кроме функции научения, выполняет еще и функцию психического выздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают ее участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помогают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали подразделяться на группы развития коммуникативных навыков и умений (подготовка руководителей, деловых людей); группы межличностных отношений (проблемы семьи, брака); группы сензитивности (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование личности).

Родоначальники Т-групп  в основе своего (как они считали) обучающего метода выделили следующие позитивные начала: применение психологических знаний в практической жизни, ориентация на демократические (в противовес авторитарным) методы обучения, способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи, готовность вникнуть в проблему другого члена группы.

Т-группы, или группы социально-психологического тренинга, большей частью создаются и используются для обучения правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В них обсуждаются проблемы, с которыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основная задача, которую  решают Т-группы, - обучение деловому и  личностному взаимодействию, руководству  людьми и организации совместной деятельности.

Основные этапы  работы Т-групп.

Предоставление каждым участником самого себя в определенном виде деятельности - "Какой я".

Получение реакций от других людей на собственные высказывания: "Какой ты", "Каким мы видим  тебя".

Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.

Закрепление и отработка  эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства  членов группы.

Т-группы обычно используются как своеобразная социопсихологическая микролаборатория для выявления имеющихся у каждого из участников возможностей развития и отработки умений межличностного общения.

Социально-психологический  тренинг как средство коррекции.

В широком смысле слова  под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.

СПТ направлен на овладение  определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных  способностей персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать  ситуацию, поведение, состояние как  членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные  формы:

1. Ориентироваться на  приобретение и развитие специальных  навыков, например, умения вести  деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.;

2. Углублять опыт анализа  ситуаций общения, например, коррекция  формирования развития установок,  необходимых для успешного общения,  развития способности адекватно  воспринимать себя и других, анализировать  ситуации группового взаимодействия.

Основные задачи, решаемые в ходе социально-психологического тренинга, можно разделить на пять групп:

1.  Приобретение психологических  знаний, взглядов различных психологических  школ на личность человека, процесс  взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.

2.   Приобретение  внешне выражаемых умений и  навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении  в контакт, при активном слушании  и т.д., т.е. обогащение техники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных  установок, таких как: партнерство  - взаимодействие с позиции силы, искренность - манипуляция, вовлеченность  - избегание общения, настойчивость  - соглашательство, т.е. выработка  собственных стратегий общения.

4. Адекватное восприятие  себя и других в ситуациях  общения.

5. Развитие и коррекция  личности, ее глубинных образований,  решение личностных экзистенциальных  проблем.

Занятие методом социально-психологического тренинга включает четыре этапа:

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2.  Проведение дискуссий,  игры, полилога или интервьюирования  для создания ситуаций рефлексии.

3. Решение конкретных  задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные  упражнения для снятия психологической  напряженности и подведение итогов  занятия.

Все методы СПТ ориентируются  на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элемента сотворческого поиска, широкого применения различных видов моделирования.

Наиболее распространены групповая дискуссия и игровой  метод.

Групповая дискуссия используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа.

Формы игрового метода могут  быть различными. Чаще всего используются следующие:

1.  Психотехнические игры, цель которых - снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил конкретного человека; среди основных типов психотехнических игр можно выделить: игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения.

2. Игровые методы разрешения конфликта. Эти методы основываются на всемерном развитии способности обучаемых рефлексии, т.е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств партнеров по общению (хотя бы и конфликтному), а также эмпатии, представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого человека.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы