Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция

Краткое описание

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...

Содержание

I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.

IV. Принципы психопрофилактики

Вложенные файлы: 1 файл

0506936_6328B_psihologo_pedagogicheskaya_korrekciya.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

1.  Способствующие  созиданию духовной личности.

2.  Разрушающие духовность.

3.  Безразличные по  отношению к духовности. Человек  несет ответственность за свои  поступки. Уход от ответственности  также является поступком, за  который человек расплачивается. Человек всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения, но только в случае выбора созидающего поступка реализуется смысл жизни.

Созидающие поступки направлены на поиск ценностей творчества, переживания и отношения. Для  каждого человека эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и строит свою личность.

Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом  трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, у каждого он свой. Но психолог в силах помочь клиенту его осознать. Как правило, потеря смысла жизни происходит при сильных психотравмирующих событиях: гибели близких людей, участии в военных действиях и т.д.

Следовательно, задачей  логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности, которые выполняют ту же функцию) может быть найден человеком в  одной из трех сфер:

- творчестве;

- эмоциональных переживаниях;

- сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить.

Ценности - это смысловые  универсалии, являющиеся результатом  обобщения типичных ситуаций в жизни  общества.

Франкл следующим образом  описывает механизм образования  патологической реакции страха: у человека появляются страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ, инфаркт, онкозаболевания и т.д.), реакция ожидания - страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).

Техники. Для того чтобы помочь человеку в решении его проблемах, Франкл предлагает два основных метода:

- метод дерефлексии;

- метод парадоксальной  интенции*.

1. Метод дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышление о собственных сложностях - то, что в обиходе называют самокопанием. Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что у нее есть комплексы, чем от самих комплексов.

2. Метод парадоксальной интенции предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются различные проявления юмора.

В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как  в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение. Метод парадоксальной интенции используется в коррекционной работе со страхами. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал.

В логотерапии также  используются следующие приемы персональное осмысление жизни; "сократовский диалог".

3. Персональное  осмысление жизни. Прием заключается в том, чтобы человеку, утратившему смысл жизни, сказать, показать, что он нужен другому человеку, что жизнь без него теряет для этого человека смысл.

4. "Сократовский  диалог". Задача данного приема - вовлечение клиента в сотрудничество и расширение сферы его сознания. "Сократовский диалог" - своего рода интеллектуальный поединок между психологом и клиентом, в ходе которого корректируются непоследовательные, противоречивые и бездоказательные суждения клиента.

 

4. Экзистенциальное  направление в психолого-педагогической  коррекции

К экзистенциальному  направлению относят теории и  системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого  становления и ответственности  человека за свое личностное становление, когда упор делается на "свободную волю", осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни Термин "existentia" переводится с позднелатинского как "существование". В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера "Бытие и время", а также работ К. Ясперса, Ж.П. Сартра, А. Камю и др. были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.

Основные понятия и  положения экзистенциального подхода. Базисные понятия у того или иного конкретного представителя приобретают различный акцент, но в целом они составляют понятийную экзистенциальную определенность концепции:

"Диалог" - понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: "Я- ты", "Я-оно". По Буберу, основное слово "Я-ты" порождает и утверждает мир отношений в отличие от "Я-оно", которое порождает опыт.

"Опыт" - понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория "опыт" соотносима не с объективной истиной по отношению к "моей" экзистенции, а с субъективностью "моего" онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца.

Поэтому в тесной связи  с понятием "опыт" идет понятие "переживание".

"Переживание" - понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 г. Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание -это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание - максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.

"Аутентичность" (подлинность) - понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно -

проблемой превращения  неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, - бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.

"Самоактуализация". По мнению одного из ее создателей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как "рост", "саморазвитие", "индивидуация". Оно определяется двумя существенными признаками: 1) принятием и выражением внутреннего ядра ("самости"), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2) минимальным наличием нездоровья (неврозов и других потерь дееспособности). В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.

"Ценность" - понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности: когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные "Я". "Бытие в мире". Категория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает целую совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного "Я" как пребывающего в мире:

во-первых, это чистая экзистенция, т.е. наличность, данность себе и миру;

во-вторых, это подлинное существование "самости";

в-третьих, бытие есть трансцедентирование человека в  иное;

в-четвертых, бытие - это "тосіиз ѵіѵепсіі" в отличие от "тосіиз орегапсіі";

в-пятых, это определенное качество существования, характеризующееся  неограниченностью, полнотой и самоотдачей.

Поэтому с категорией бытия тесно связана категория  становления, а сама категория бытия  соизмерима с категорией "мир".

"Жизненный  мир" - понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. "Жизненный мир" - понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие "жизненный мир" не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.

"Событие" - скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.

Цели коррекции. Основная цель экзистенциальной коррекции - помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.

Позиция психолога. Основная предпосылка психологической позиции - понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его "сейчастным" переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога "быть в мире" - самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности.

Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции:

- Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту  в его погружении и помогать  ему в более полном описании  своего интереса в решении  проблемы.

- Формировать и поддерживать  убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.

- Помогать клиенту  обнаруживать в себе силы, разрушающие  его и его жизнь, помогать  находить консервативные структуры,  которые он сам построил и  соответственно может сам изменить.

- Быть сочувствующим  и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.

-  Быть глубоко уверенным  в том, что клиент в состоянии  помочь себе сам.

Требования  и ожидания от клиента. В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах жизни рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность, т е на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента

Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется  глубокий уровень его субъективности Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе.

Техники. Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего  собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт "Я и  внешний мир". На этом пути возможно сопротивления клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт "Я и внешний мир". В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач.

Первый подход - упор на развитие самосознания Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла. Второй подход - культивирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Третий подход - помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Четвертый подход - уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции - в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Пятый подход - работа с тревогой. В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила - снижать уровень тревожности клиента.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы