Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало изучение кризисных периодов семейных отношений.
В соответствии с целью и предметом были определены следующие задачи:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- проанализировать психолого- педагогические особенности развития семейных отношенией;
- рассмотреть основные периоды формирования семейных отношений

Содержание

Введение 2
§ 1. Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений 4
§ 2. Периодизация и ролевая структура семейных отношений 10
§ 3. Кризисные периоды семейных отношений 19
Заключение 45
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Кризисы семейных отношений.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших социально культурных явлений является семья [15,11]. Она всегда была предметом пристального внимания различных научных направлений. Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит  в том, что несколько человек  самым тесным образом взаимодействуют  в течение длительного времени [4,24].

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы российской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности.

Негативные тенденции проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находит выражение в росте, малодетных семей – по данным социологов таких уже более половины), увеличении числа искусственных абортов. Растет число бесплодных супружеских пар, увеличивается естественная убыль населения вследствие снижения рождаемости и превышения над ней смертности.

Психологи, педагоги, социологи отмечают, что семейные ценности для современных людей имеют уже не такое большое значение, как много лет назад. Поэтому в современном обществе все чаще звучит призыв сохранить семью, ведутся поиски успешного преодоления семейных конфликтов и кризисов.

Семейный кризис – состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [10,39].

Проблемами изучения семейных кризисов занимались Дементьева И., Голод С. И., Захаров С. В., Пациорковский В. В., Пациорковская В., Сакевич В. И. и мн. др. Однако, несмотря на многочисленные работы социологов, психологов, педагогов в данном направлении, проблема семейного кризиса требует дальнейшего исследования.

Объект исследования: семейные отношения.

Предмет исследования: кризисные периоды семейных отношений.

Целью исследования стало изучение кризисных периодов семейных отношений.

В соответствии с целью и предметом были определены следующие задачи:

- изучить научную литературу по теме исследования;

- проанализировать психолого- педагогические особенности развития  семейных отношенией;

- рассмотреть основные  периоды формирования семейных  отношений;

- изучить основные аспекты струкруты семейных отношений;

- выявить кризисные периоды  семейных отношений.

Необходимость решения данных задач в нашей работе подчеркивается тем, что опасность кризиса семьи, как социального института, может нести реальную угрозу будущности общества и даже человеческой цивилизации в целом.

Контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы. Также работы включает в себя таблица и рисунки.

 

 

 

 

 

§ 1. Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Его значимость, сложность и проблематичность обуславливают многообразие подходов и определений данного феномена, встречающихся в научной литературе. Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать свою, специфическую трактовку данному понятию, а также определить её основные функции. К важнейшим и наиболее давним объектам исследования социологии, безусловно, относятся семья и брак [6,12].

Отношения к браку и  семье претерпело в процессе исторического  развития множество метаморфоз. Однако, пока структура супружества остается неизменна.

Формы брака разнообразны, лик его - изменчив. Для того чтобы  лучше понять данную проблему, необходимо подробнее остановиться на профилях брака, типах супружеских отношений.

В теории динамической супружеской  терапии упоминается семь профилей брака, основанных на реакциях и поведении  супругов в браке.

Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке:

Равноправный партнер: ожидает  равных прав и обязанностей.

Романтический партнер: ожидает  душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.

«Родительский» партнер: с удовольствием заботиться о другом, воспитывает его

«Детский» партнер: привносит  в супружество спонтанность, непосредственность, радость и одновременно приобретает  власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.

Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает  права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.

Товарищеский партнер: хочет  быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую  любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.

Независимый партнер: сохраняет  в браке определенную дистанцию  по отношению к своему партнеру.

Некоторые комбинации вполне конгруэнтны (независимый-независимый, независимый - рациональный), другие комплиментарны ( «Родительский» с «детским»), третьи конфликтны (романтический с независимым, «родительский с «родительским», романтический с равноправным).

Классификация профилей брака, предложенная В.Сатир, построена на моделях коммуникативных отношений. На основе анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет пять коммуникативных моделей общения между супругами.

Уайл приводит три типа партнерских связей, которые он выделяет, используя критерии оценки реакции на конфликты.

Взаимное уклонение. Когда  оба партнера активно уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуя несправедливость, но не высказывают  друг другу своего беспокойства и  обиды.

Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение, беспокойство, подчеркивая свои требования.

Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует  на обстоятельства, и стремиться сблизиться с другим, другой - отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Причем чем  больше один уклоняется, тем сильнее  другой стремится к нему приблизиться.

Для того чтобы глубже понять типы супружеских отношений, в практику введено понятие «эмоциональная зависимость партнеров от брака». В зависимости от величины различий между партнерами брак может быть оценен как асимметричный или  симметричный, а при учете степени  зависимости - как благоприятный, обреченный на провал или бедственный. Зависимость  для каждого партнера определяется теми последствиями, которые повлечет за собой развод. Одним из существенных элементов зависимости является привлекательность партнера. У женщин - красота, очарование, типично женское поведение, томность, нежность, у мужчин - ум, обаяние, остроумие, общительность, мужественность, общественное признание и лишь отчасти красота. Если зависимость умеренная, то и профиль брака оценивается как благополучный; если у одного партнера наблюдается чрезмерная зависимость, то брак относят к категории «обреченного на провал», а при двусторонней зависимости - к категории «бедственного».

 

 

§ 2. Периодизация и  ролевая структура семейных отношений

Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным сменяющим друг друга событиям в такой небольшой  временной промежуток и в таком  небольшом жизненном пространстве [4,11].

По определению В.В. Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним и внутренним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Семейные отношения не могут быть установлены сразу, так как семья - не статичное образование, она развивается и изменяется под воздействием ряда факторов. Поэтому, говоря о семье, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития.

Выделение этапов развития семьи может быть связано со статистикой  кризисов семьи. Так В. Сатир выделила десять критических период в жизни семьи: зачатие, беременность и рождение ребенка;  начало освоения ребенком человеческой речи; ребенок  налаживает отношения с внешней  средой; ребенок  вступает в подростковый возраст; ребенок становится взрослым и покидает дом; молодые  люди женятся, и в семью входят невестка или зять; наступление  климакса в жизни женщины; уменьшение сексуальной активности у мужчин; родители становятся бабушками и дедушками; умирает  один из супругов, а потом и второй.

Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного  периода и последующего перераспределения  всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. В.Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей.

Эти периоды семейной жизни связаны с изменениями функций семьи и соответствующими им изменениями в ее структуре. П.Босс называет их нормативными стрессорами, то есть трудностями, которые испытывает большинство семей. На начальном этапе - трудности привыкания друг к другу, отношения с родственниками; на следующем этапе - организации быта и воспитания детей; на дальнейших этапах - появляются представления о невозможности возродить супружеские отношения.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим  им задачам.

Добрачное общение. Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, приобретение опыта  эмоционального и делового общения, частичная психологическая и  материальная независимость от генетической семьи.

Брак. Принятие на себя супружеских  социальных ролей.

Этап «медового месяца». Установление психологической и  пространственной дистанции с генетическими  семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации  быта, создание интимности, первичное  согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Решение  о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада.

Зрелая семья. Создание новой  структуры отношений, возможно пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно изменяются и роли родителей.

Семья людей старшего возраста. Возобновление супружеских отношений, но с новым содержанием семейных функций.

В современной отечественной  психологии известна периодизация Э.К.Васильевой, которая выделяет пять стадий жизненного цикла семьи:

  • зарождение семьи до рождения ребенка;
  • рождение и воспитание детей;
  • окончание выполнения семьей воспитательных функций;
  • дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной  семьи;
  • супруги живут одни или  с детьми, имеющими собственные семьи.

Однако приведенные периодизации имеют отличительные особенности, к которым для российской семьи  можно отнести:

  • отсутствие сепарации  и сегрегации в детско-родительских отношениях;
  • почти неизбежный феномен  группового давления на нового члена  семьи (отношения к новому члену  семьи по принципу «свой» и «чужой»)
  • потенциальная возможность  перерастания межличностного конфликта  в межгрупповой (межсемейный).

Таким образом, можно сказать, что в определенные периоды изменения  цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам.

Основными параметрами ролевой  структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему  отношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и  распределение ролей в соответствии с те ми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла.

Ролевая структура семьи  в значительной степени определяется ведущи ми семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. На пример, после рождения детей центральное место в семье занимает воспита тельная функция, а ценность родительства становится ведущей. Сравнение приоритетности ценностей у молодоженов и лиц, вступающих в брак, обна ружило значимые различия: у лиц, вступающих в брак, ценности имеют чет кую семейно-бытовую направленность, а у благополучных молодоженов на блюдается сбалансированность ценностей семейных и связанных с профессиональной деятельностью супругов. Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и установление главенства.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений