Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало изучение кризисных периодов семейных отношений.
В соответствии с целью и предметом были определены следующие задачи:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- проанализировать психолого- педагогические особенности развития семейных отношенией;
- рассмотреть основные периоды формирования семейных отношений

Содержание

Введение 2
§ 1. Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений 4
§ 2. Периодизация и ролевая структура семейных отношений 10
§ 3. Кризисные периоды семейных отношений 19
Заключение 45
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Кризисы семейных отношений.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

В связи с уходом детей изменяется структура семьи: существовавший на протяжении долгого времени треугольник, включавший мать, отца и ребенка, трансформируется в супружескую диаду.

Таким образом, на первый план вновь выступают супружеские отношения. Протекание данного кризиса может обостряться при наличии не решенных на предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научиться жить вдвоем. Однако даже достаточно гармоничные супружеские пары этот период могут переживать достаточно болезненно.

Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. Женщины переживают выход на пенсию более спокойно, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство. С выходом супругов на пенсию один из них может начать болеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования.

Проблемы, переживаемые супругами в связи с выходом на пенсию, касаются нескольких контекстов:

1) широкого социального (потеря социальных контактов, утрата работы);

2) внутрисемейного (высвобождение времени для внутрисемейных контактов);

3) внутриличностного (снижение  самооценки, кризис самоидентичности, появление эмоциональных и когнитивных  расстройств).

Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса является необходимость принятия супругами новых ролей бабушки и дедушки. Благодаря внукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями с собственными детьми (Черников А.В., 2001).

 

 

 

 

 

Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.

Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи.

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:

1. Обострение ситуативных  противоречий в семье.

2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

3. Нарастание неустойчивости  в семейной системе.

4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется  на весь диапазон семейных  отношений и взаимодействий.

На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. В результате можно обнаружить проявления семейного кризиса (см. рис. 1).

Рис. 1. Проявления кризисов семейных отношений

 

Кроме нормативных кризисов – трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, – семейная система может переживать и ненормативные кризисы.

Ненормативный семейный кризис – это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов (Hill R., 1970):

1. Внешние затруднения;

2. Неожиданные события, стрессы;

3. Внутренняя неспособность  семьи адекватно оценить и  пережить какое-либо семейное  событие, рассматриваемое ею в  качестве угрожающего, конфликтного  или стрессового.

В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

  • Кризисное событие.
  • Восприятие и понимание членами семьи происходящего.
  • Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.
  • Изменения в семейной системе.
  • Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

 

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можем заключить следующее.

Семья - довольно сложный социокультурный феномен, в рамках которого, в сущности, проходит вся жизнь человека. Именно поэтому семью как объект изучения не могли обойти своим вниманием учёные всех времен и народов.

Семья, как социальный институт, существует многие тысячелетия. Тайна ее долговечности заключается в том, что она является важнейшим последующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности в социуме.

 

 

Кризис семьи, достигшей своего расцвета, требует скорейшего разрешения. Основными мерами к его устранению являются, в первую очередь, воспитательные: воспитание молодого поколения в контексте высоких нравственных ценностей, во многом культивируемых институтом религии. Ценности супружеской верности, терпимого и уважительного отношения друг к другу, детям, правильное понимание половых отношений, готовность к компромиссам, всё это есть залог крепкой семьи.

 

Список использованной литературы:

  1. Бернис, Б. Консультирование семьи. // Практическое руководство / Б. Бернис, Грюнвальд, В. Гарольд, Макаби. – М. : Когито-Центр, - 2004. -510 с.
  2. Богданова Л. П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л. П. Богданова // Социологические исследования. - 2003. -№6.С-380
  3. Дмитрук, Ю. Ю. Субъективное благополучие семейных отношений при различных вариантах супружеской идентичности / Ю. Ю. Дмитрук
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб. Изд-во Питер, 2006 – 176 с.
  5. Захаров, С. В., Сакевич, В. И. Особенности планирования семьи и рождаемость в России: контрацептивная революция - свершившийся факт / С. В. Захаров, В. И. Сакевич // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе: НИСП, 2007. – 467с.
  6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Изд-во Педагогика, 1987 – 160 с.
  7. Лапин, Н.И. Краткий словарь по социологии / Н. И. Лапин, Д. М. Гвишиани. – 1989. – 355 с.
  8. Лежнина, Ю. Семья в ценностных ориентациях / Ю. Лежнина //Социс, 2009. №12.С. – 200
  9. Мустаева, Ф. Социальные проблемы современной семьи / Ф. Мустаева //Социс, 2009. №7. С. – 490
  10. Нейпир, О. Семья в кризисе: Опыт терапии одной семьи, преобразившей всю ее жизнь / О. Нейпир, К. Витакер. – М. : Когито-Центр, 2005. – 459 с.
  11. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Изд-во Речь, 2006 – 360 с.
  12. Пациорковский, В. Большая семья в демографической ситуации / В. Пациорковский, В. Пациорковская. - 2009. №3. С. – 287
  13. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1992 – 192 с.
  14. Федотова, Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи / Ю. В. Федотова // Социологические исследования. - 2003. №11.
  15. Чуркин, И. Ю. Семья как важнейший социальный институт // Социология и современное общество // Учебное пособие. – Н.,1999.- Ч.3- С.62-73.
  16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – Л.: Изд-во Медицина, 1989. – 192 с

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений