Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало изучение кризисных периодов семейных отношений.
В соответствии с целью и предметом были определены следующие задачи:
- изучить научную литературу по теме исследования;
- проанализировать психолого- педагогические особенности развития семейных отношенией;
- рассмотреть основные периоды формирования семейных отношений

Содержание

Введение 2
§ 1. Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений 4
§ 2. Периодизация и ролевая структура семейных отношений 10
§ 3. Кризисные периоды семейных отношений 19
Заключение 45
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

Кризисы семейных отношений.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Главенство в семье  определяет ее иерархию и организацию  функци онирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в уп равлении ее жизнедеятельностью, отношения власти — доминирование и подчинение.

Авторитарная система  отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений  в руках одного члена семьи. Демократическая  система отношений — равноправное участие всех членов семьи в управлении и принятии решений. Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе отношений, то, в первую очередь, обусловлено становлением правового и экономического равноправия мужчин и женщин. Главенство может носить единоличный характер (персональное главенство) и быть совместным. В первом случае все или большинство наиболее значимых для семьи функций оказываются сосредоточены в руках одного человека. Такая форма главенства вряд ли может быть эффективна с точки зрения теории управления, одна ко в кризисные периоды развития семейной системы единоличное главен ство оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды оптимальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и без (эгалитарный вариант). Для определения формы главенства в семье приоритетны такие функции, как материальное обеспечение, планирование семейного бюджета, «психотерапевтическая» функция семьи, воспитание детей. Фактическое главенство зависит от рас пределения функций в семье и меры участия ее членов в решении проблем. Однако наряду с фактическим главенством существует и главенство фор мальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхож дения фактического и формального главенства возникают конфликты, борьба за признание фактического руководства, за установление главенст ва одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписы вается мужу, в то время как фактическое в равной степени распределяется между мужем и женой. Краткое перечисление вариантов распределения власти в семье показывает всю сложность и многообразие внутрисемейных отношений, связанных с руководством и управлением семьей.

Отношения власти как доминирования  — подчинения имеют и обрат ную сторону — принятие социальной ответственности главы семьи за ее благополучие и функционирование, что предполагает решение задач обеспечения безопасности семьи, определение ее целей и перспектив, коорди нацию действий, направленных на достижение этих целей, создание психо логической атмосферы уверенности и оптимизма в отношении прошлого, настоящего и будущего семьи.

Как отечественные, так и  зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Приведем классификацию  основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю. Е.:

1. Ответственный за материальное  обеспечение семьи.

2. Хозяин - хозяйка.

3. Роль ответственного  по уходу за младенцем.

4. Роль воспитателя.

5. Роль сексуального партнера.

6. Роль организатора развлечений.

7. Организатор семейной  субкультуры.

8. Роль ответственного  за поддержание родственных связей.

9. Роль «психотерапевта».

 Говоря о психологических  ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

 Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной  структуры особенно актуальной для современной семьи. Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья - это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли - жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.

 В эгалитарной семье  фактически все роли распределяются  между мужем и женой преимущественно  поровну. Между традиционной и  эгалитарной семьей лежит ряд  переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет также выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.

 Следует отметить, что  в последнее время в структуре  современной семьи произошли  определенные изменения: уменьшились  размеры семьи и количество  детей в ней, уменьшилась значимость  старшего брата и сестры, стали  менее дифференцированы роли  различных членов семьи в целом.

 

 

§ 3. Кризисные периоды семейных отношений

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Семейный кризис – состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:

1. Деструктивная, ведущая  к нарушению семейных отношений  и содержащая опасность для  их существования.

2. Конструктивная, заключающая  в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.

Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, или горизонтальными стрессорами (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2000). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

 

Таблица 1. Критический точки в развитии семьи

по В. Сатир

 

Кризис

Критическая точка

Первый кризис

Зачатие, беременность и рождение ребенка

Второй кризис

Начало освоения ребенком человеческой речи

Третий кризис

Ребенок налаживает отношения с внешней средой

(идет в детский сад  или в школу)

Четвертый кризис

Ребенок вступает в подростковый возраст

Пятый кризис

Ребенок становится взрослым и покидает дом

Шестой кризис

Молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья

Седьмой кризис

Наступление климакса в жизни женщины

Восьмой кризис

Уменьшение сексуальной активности мужчин

Девятый кризис

Родители становятся бабушками и дедушками

Десятый кризис

Умирает один из супругов


 

Рассмотрим более подробно кризисы семейных отношений.

Первый кризис или кризис принятия на себя супружеских обязательств.

С момента заключения брака начинается этап, в течение которого перед молодыми супругами встает ряд задач, связанных с адаптацией к семейной жизни и принятием новых ролей. Функционирование семьи в этот период определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • личностные особенности супругов (свойства нервной системы, система установок на брак, мотивы выбора супруга, ценностные ориентации и т.д.);
  • микросистемные факторы (особенности внутрисемейных процессов);
  • макросистемные факторы (семейная история, специфика взаимоотношений);
  • внешнее социальное окружение (особенности государственного строя, семейной политики и функционирования социальных институтов, национальные и религиозные особенности и т.д.);
  • экономические факторы (уровень материального благосостояния, наличие отдельного жилья и т.д.).

Первые годы супружеской жизни – важный и во многом определяющий период существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве брака и строить прогнозы относительно стабильности данной семьи.

Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.

Кризис освоения супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи.

Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка. При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризиса, часто игнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зачастую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожидания рождения ребенка.

Успешное прохождение данного кризиса предполагает, что супруги справились с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальным становится план ролевых отношений в семье.

Если первый ребенок, вопреки семейным сценариям супругов, не рождается в первые 3–5 лет семейной жизни, это может указывать на наличие проблем в супружеской паре.(Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).

Кризис включения детей во внешние социальные структуры.

На данном этапе семья может переживать два кризиса, связанных с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние.

Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности родителей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обусловливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникативных умений, определяющих способность супругов договариваться об изменениях.

Кризис принятия факта вступления ребенка в подростковый период.

Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости.

Семья переживает чрезвычайно тяжелый период, который можно назвать «кризисом ответственности». Он связан с необходимостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности, определить, какова доля ответственности подростка.

Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть от способов решения критических задач, коммуникации и ведения переговоров, выработанных на более ранних стадиях развития семьи.

Кризис 5- семья, в которой выросший ребенок покидает дом. Данный нормативный кризис связан с процессом отделения молодого человека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.

В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются перед необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них не останется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместной жизни. Иногда, наоборот, пары достигают согласия по давним проблемам, решение которых было отложено из-за появления детей.

Данный кризис может переживаться не единожды, в зависимости от состава семьи и с различной степенью интенсивности.

Кризис шестой - супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию). Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка. Он может протекать вполне гладко, если паре удалось отпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской подсистеме.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности развития семейных отношений