Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3 ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8 1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24 1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32 ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. Организация исследования…………………………………………………46 2.2. Методика проведения исследования………………………………………48 2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58 ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73 3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76 3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Инструкция:
«Возьмите за руки (одной рукой - одного,
другой - другого) двух человек, с которыми
Вам наиболее приятно общение в этой группе».
Упражнение
быстрое, двигательное и очень информативное.
Буквально за две минуты можно получить
«скульптуру» группы. Будет ли ведущий
участвовать в упражнении – также важный
диагностический момент.
IX. «Мы
с тобой одной крови».
Упражнение
выполняется в парах. Задача каждого учащегося
найти как можно больше сходств со своим
партнером и записать их. Рекомендуемый
стиль записей: «Мы оба тактичные», «Мы
оба любим слушать музыку» и т.п.
Во время
поиска сходств нельзя консультироваться
с другими, особенно со своим партнером.
На поиск и запись сходств отводится 5
мин. На это время целесообразно включить
легкую музыку.
После
того, как перечисление сходств закончено,
подростки передают списки друг другу
для того, чтобы выразить свое согласие
или несогласие с тем, что написал партнер.
Если какая-то запись партнера не устраивает
ребенка, то он должен ее вычеркнуть. После
взаимного анализа работа обсуждается
в парах, особенно если есть вычеркнутые
пункты.
Как
обычно можно провести общее обсуждение
в кругу. Это упражнение способствует
осознанию того общего, что есть у всех
людей, какими бы разными они ни казались
вначале. Пройдя через поиски и осознание
общего с одним человеком, ребенок лучше
понимает, что при определенном усилии
всегда можно найти то общее, что объединяет
тебя с другим, каким бы чужим он ни был
для тебя в начале встречи. Такая установка
позволяет найти общий язык в самых критических
ситуациях.
Рефлексия
и завершение занятия:
Что
вы получили на сегодняшнем занятии?
Оцените
на пальцах: интерес, желание придти в
следующий раз.
«Звук
группы».
Блок
четвертый.
Задачи:
- развитие
умения выражать свое отношение
друг к другу;
- развитие
умения получать обратную связь;
- прощание
с группой.
Разминка.
I. Закончить
предложения:
Когда
я шел сегодня на занятия ...
Когда
я проснулся…
Я обрадовался
(огорчился), когда ...
Эти
задания выполняется устно в кругу.
II. «Путанка».
Один
из группы водящий. Он отворачивается
и закрывает глаза. В это время все остальные
встают в круг, взявшись за руки. А затем,
не отпуская рук, начинают ходить, поворачиваться,
переступать через руки друг друга и т.п.,
в общем, запутываться. Задача водящего
- распутать получившийся «клубок». Это
хорошее разминочное упражнение работает
также на групповую сплоченность.
III. Мгновенная
социометрия.
IV. Обратные
связи – обсуждение.
Обратная
связь - это впечатления, мысли и чувства
другого человека, в связи с вашим поведением,
поступком, деятельностью или любым другим
проявлением, высказанные вслух и адресованные
лично вам.
Например:
«Маша! Мне было очень приятно получить
от тебя в подарок эту кассету. Я давно
о такой мечтала» или «Дима, когда ты называешь
меня дураком, я очень сержусь и мне хочется
тебя ударить».
Далее
следует обсуждение проблемы обратной
связи:
Важна
ли для вас обратная связь от других людей?
Зачем
она нужна?
Важно
ли вам давать обратную связь другим людям?
Почему?
Умеете
ли вы давать обратную связь?
Легко
ли дать обратную связь?
Всегда
ли приятна обратная связь от других людей?
и т.п.
Участникам
предлагается потренироваться давать
и получать обратную связь в парах. Пусть
каждый из детей даст своему партнеру
обратную связь в связи с каким-то его
проявлением в группе, а партнер отвечает.
Обратная
связь - это один из сильнейших психотерапевтических
методов, реализуемых самими участниками.
V. «Разбор».
Один
человек садится в центр круга. Остальных
ведущий разбивает на две группы, одна
из которых говорит человеку о том, что
им нравится в его поведении во время работы
в группе, а другая - о том, что не нравится.
Так, пока все не посидят в центре круга.
Человек, сидящий в центре, имеет право
задать одному из присутствующих личный
вопрос о своих достоинствах или недостатках.
И так, пока все не посидят в центре.
После
того, как все побывают в центре - обсуждение:
Как
чувствовали себя в центре круга?
О чем
было трудно говорить?
Это
упражнение обычно воспринимается детьми
очень живо и каждый стремится посидеть
в центре круга.
VI. Обсуждение
домашнего задания.
Каждый
из сидящих в кругу (по очереди) читает
свое сочинение. Остальные пытаются угадать,
о ком оно написано.
Обсуждение
возникает спонтанно и бывает довольно
интересным. Целесообразно спросить того
подростка, о ком написано сочинение, какие
чувства оно у него вызывает, насколько
это похоже на действительность. Можно
предложить главному герою запросить
обратную связь у группы, можно поработать
с его чувствами.
VII. «Если
я тебя правильно понял».
Упражнение
выполняется в кругу. Дети по очереди высказываются
на тему: «Что я ценю в людях?». После того,
как ребенок закончил говорить, его сосед
справа кратко повторяет изложенное, начиная
свой монолог словами:
«Если
я тебя правильно понял…». Первый ребенок
должен оценить точность передачи. Затем
на предложенную тему высказывается сосед
справа и т.д. по кругу.
Это
упражнение развивает умение слушать
других, которое не особенно развито у
большинства детей этого возраста, а соответственно
приводит к конфликтам и недопониманию
в общении. Зачастую, когда дети становятся
способны услышать друг друга, конфликт
разрешается сам собой.
III. «Комплимент».
Упражнение
выполняется в кругу. Один из детей берет
мячик и бросает его кому хочет. Тот, кто
ловит мячик, должен вернуть мячик обладателю
с приятными словами о нем. Ребенок может
кидать мячик стольким людям, скольким
захочет. После того, как он закончит, мячик
передается следующему сидящему в круге.
И так, до тех пор, пока мячик не обойдет
весь круг.
X. «Инопланетянин».
Упражнение
выполняется в парах.
Инструкция:
«Посмотрите внимательно на вашего партнера.
Он похож на вас, мы говорили об этом на
прошлом занятии. Но он чем-то и отличается
от вас. Подумайте и найдите различия,
а затем запишите их на листе бумаги. Например:
«Ты более общителен, чем я»; «Ты менее
уступчив в разговоре, чем я». Работайте
молча в течение 5 минут. После того, как
вы закончите работать, передайте списки
друг другу, чтобы выразить согласие или
несогласие с тем, что написал партнер».
После
этого упражнения важно провести обсуждение,
задав группе следующие вопросы:
Легко
ли было искать различия?
Что
вы чувствовали, когда читали список различий
партнера?
Как
вы в жизни относитесь к тому, что отличаетесь
от других людей?
«Не
урони».
Упражнение
игровое и проходит в кругу. Участники
перекидывают друг другу мяч так, как будто
это какой-то предмет. Например: хрустальная
ваза, или колючий еж, или кусок льда и
т.п. Задача ловящего - поймать мяч так,
как он стал бы ловить названный предмет.
Это
упражнение всегда проходит очень живо,
снимает напряженность, способствует
раскрепощению.
Тема
различий очень важна в группе общения.
Часто дети с проблемами в общении не в
состоянии осознать свои отличия от других
людей (невротическое развитие личности),
а соответственно боятся любого разделения,
стремятся любой ценой сгладит противоречия,
готовы на любые уступки ради сохранения
мира. Другие, осознавая свои отличия,
не могут принять это и пережить. Они чувствуют
себя очень одинокими (а значит, замкнуты
и избегают общения), либо злятся на других
и требуют подобия во взглядах и поведении
(следовательно, конфликтны и агрессивны).
Так что через обсуждения этого упражнения
возможен выход на интересные и глубокие
личностные проблемы. Тем не менее важно
не увлекаться глубиной проблематики
и индивидуальной работы, надо помнить
о том, сколько у ведущего времени, реально
оценивать готовность учащегося и группы
к работе, идти до того предела, до которого
позволяет подросток.
Окончание
группы:
1. Обсуждение
результатов:
Что
нового вы узнали о себе?
Как
это повлияет или ухе повлияло на вашу
дальнейшую жизнь?
Что
из увиденного и услышанного вы не хотите
применять в своей жизни?
Что
хотите и будете делать?
2. Записи
на память.
Передаем
тетради по кругу. На специально отведенной
странице каждый пишет другому то, что
хочется.
3. Оценка
на пальцах:
- своего
состояния;
- пользы
от занятий;
- желания
в следующий раз принять участие
в подобных занятиях.
Далее
предлагаются некоторые интересные, на
наш взгляд, выдержки из хода занятий.
После
рассказа ведущего о правилах группы,
во время обсуждения, выяснилось, что один
подросток не готов следовать правилам
группы, а почему - сам не знает. При дальнейшем
разговоре выяснилось, что он не хочет
говорить об этом в группе.
Ведущий:
Это секрет?
М.: Да,
секрет.
Ведущий:
Посмотри на сидящих в кругу людей. Кому
из них ты мог бы доверить свой секрет?
М. (выбирает
Е.С. и шепотом что-то говорит ему).
Далее
выясняем, может ли Е.С. помочь М., но мальчик
говорит, что не понял, в чем проблема.
Тогда ведущий обращается к группе: «Что
нам делать? Мы не можем двигаться дальше,
пока не решим вопрос с М.». С.Б. вызывается
помочь М., но он не рассказывает ему, в
чем дело. Продолжаем прояснять, и оказывается,
что М. не понял правила, и ему было неловко
в этом признаться. Группа оживляется,
относится к этому очень сочувственно
и принимается объяснять ему правила.
М. говорит, что не готов следовать правилу
«открытости». Снова поясняю, приходим
к тому, что М. не так понял это правило.
Затем В.Р. говорит, что все равно не готов
следовать этим правилам, а почему - не
может объяснить. Ведущий выдвигает предположения:
- ты
не уверен, что сможешь все
выполнить, т.к. это новые для тебя
правила;
- ты
пока еще не полностью доверяешь
им.
М. выбирает
второй вариант.
Ведущий:
«М. сейчас говорит очень важные вещи,
он следует правилу открытости, хотя это
очень сложно, ведь у всей группы одно
мнение, а у М. - другое. А быть в стороне
от всех очень сложно, это требует смелости».
М. расправляет плечи, а группа слушает
внимательно и удивленно. Далее ведущий
просит группу оценить с помощью 10 пальцев
свою готовность следовать правилам. Все
кроме М. (6 пальцев), показывают 10 пальцев.
Ведущий задает вопрос группе, готова
ли она принять М., несмотря на его неполную
уверенность в исполнении всех правил?
Все высказываются по кругу, кто-то просит
время подумать. В итоге все соглашаются,
кроме С.Б. Он говорит, что опасается М.,
т.к. не на все 100% уверен в нем. Ведущий
принимает мнение С.Б. (парафраз) и просит
его все взвесить, учесть свои опасения
и принять решение. С.Б. говорит, что готов
принять М., и работа продвигается.
После
обсуждения и принятия правил, атмосфера
в группе стала совсем другой: все участники
активны и инициативны, обращаются друг
к другу, в обсуждениях задают друг другу
вопросы, многие ответственны.
«Перевоплощения».
С.Б.
- денежная купюра; рассказал историю денег,
очень формален, идентификации не было.
Е.С.
- карандаш.
А.Г.
- мягкая игрушка; идентификация состоялась,
история мягкая и романтичная, как сама
девочка.
В.Р.
- кассета; не знаю, как содержание истории,
а сам предмет очень подходит ему по форме,
такой же твердый, угловатый, и в то же
время хрупкий, боится раздавить.
А.С.
- зеркало: «Я живу у хорошей хозяйки в
красивой коробочке. Однажды я помогла
ей написать контрольную работу. Она все
списала у девочки, которая сидит сзади».
Н.А.
- свеча: «Я ни разу не зажженная свеча,
еще не тронутая и горжусь этим».
Групповая
сказка (окончание занятия):
А.Г.:
Жили-были старик со старухой.
Е.С.:
И был у них золотой теленок.
В.Р.:
Однажды он умер.
А.С.:
И пошли старик со старухой жаловаться
в Белый дом.
Я: Приходят
к президенту и говорят: «Какое безобразие!
Жил-жил теленок, а потом взял и умер!».
Президент
выслушал и дал им талончик на нового золотого
теленка.
А.Д.:
Пошли они на базар покупать теленка.
С.Б.:
На них упала атомная бомба и всех убило.
После
сочинения сказки было обсуждение, как
ее назвать. Каждый предложил по несколько
вариантов. На кого укажет рука, тот и даст
название сказке. Все согласились. А.Г.
посчитала и выпало на А.Д., С.Б. и Е.С. надулись.
С.Б. демонстративно отвернулся. Ведущий
начал выяснять, что происходит. С.Б. начал
говорить о том, что это нечестно и т.п.
Ведущий стал выходить на его чувства,
и он назвал обиду.
Тогда
ведущий сказала, что ему тоже часто хочется,
чтобы его выбрали, дали слово. А. когда
на него не обращают внимания, то бывает
обидно и даже очень. Но он живет в обществе,
и ему время от времени приходится уступать.
Последний
день занятий в группе. Такое ощущение,
что группа более или менее созрела только
сегодня.
Был
интересный эпизод с Е.С. Подросток практически
на каждое предложение отвечал словами
«Не хочу!», недовольной гримасой. Затем
начал мешать проводить занятия.
Ведущий
спросила Е.С., чего он хочет. Он ответил,
что пойти на улицу. Тогда ведущий поинтересовался,
зачем он пришел сюда, и Е.С. ответил, что
его заставили. Мы обсудили этот вопрос
и выяснили, что Е.С. никому не сказал о
своем нежелании заниматься.
Ведущий:
Очень трудно узнать, что ты чего-то не
хочешь, если ты об этом не говоришь.
Е.С.
(задумался) М-м.
Ведущий:
Ты хочешь заниматься?
Е. Нет.
Ведущий:
Тогда ты можешь пойти в другую комнату
и заняться своими делами.
Е.: Да?
(удивленно).
Ведущий:
Да. Когда захочешь заниматься, можешь
придти.
Е. ушел
в другую комнату и периодически заглядывал
в нашу через окно. Где-то через 30 минут
он пришел.
Ведущий:
«Ты хочешь заниматься».
Е.С.:
«Да!».
В ходе
групповой работы были использованы как
упражнения социально-психологического
тренинга («Пальцы», «В кругу симпатий»),
так и упражнения из психотерапевтических
групп разных направлений: «Кто я?» (психосинтез),
общение в паре, эмпатическое слушание
(группа встреч), «Перевоплощение в предмет»
(генштальт группы), ролевая игра (психодрама).
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального
исследования
По итогам
проведенной работы были выявлены следующие
результаты.
К положительным
результатам следует отнести следующее:
во-первых,
в групповой работе удалось в той или иной
мере затронуть проблемы каждого ребенка,
участвовавшего в группе. Кроме того, обсудить
и поработать над многими важными проблемами
общения: умение слушать, принятие других
такими, какие они есть, умение осознавать
и выражать свои чувства и так далее. В
значительной степени была развита способность
к рефлексии каждого участника.